ГОСЗАКУПКИ

Создание предпосылок для развития в нашей стране электронной торговли является одной из приоритетных задач ФЦП "Электронная Россия" (ЭР): ведь формируя инфрастуктуру электронной торговли, государство закладывает основы для устойчивого экономического роста. С ее помощью за счет активизации региональных производителей и межрегионального взаимодействия планируется увеличить товарооборот, облегчить вхождение на рынок предприятий малого и среднего бизнеса и, самое главное, повысить эффективность государственных закупок. Важная роль в этой инфраструктуре отводится в ФЦП ЭР так называемым информационно-маркетинговым центрам (ИМЦ), построение которых возложено на Институт системного анализа (ИСА) РАН и компанию Cognitive Technologies (www.cognitive.ru). В конце ноября представители этих организаций рассказали о предлагаемой ими концепции ИМЦ.

Владимир Арлазаров

убежден, что через пару

лет к финансированию

проектов создания ИМЦ

самый живой интерес

проявят и коммерческие

структуры

Если исходить из названия, роль и задачи ИМЦ вполне очевидны: они призваны помочь потенциальным покупателям и поставщикам получить полную и объективную информацию о предъявляемых к товарам и услугам требованиях, с одной стороны, и о предлагаемой их номенклатуре и качестве, с другой. При проведении, к примеру, электронных госзакупок конкурсной комиссии было бы полезно иметь перед глазами ценовые предложения не только участников данного тендера, но и всех остальных игроков рынка, где бы они ни находились. Малые предприятия с крайне ограниченными маркетинговыми бюджетами, придя в ИМЦ, могли бы на равных конкурировать с крупными поставщиками.

Для органов власти на местах аналитическая информация, предлагаемая ИМЦ, станет основой для планирования экономического развития региона, выстраивания приоритетов поддержки тех или иных отраслей, формирования пула надежных и проверенных поставщиков. Такой центр будет вести БД, фиксирующую историю отношений всех поставщиков и покупателей, что позволит со временем сформировать некий аналог кредитной истории поставщиков и ранжировать их по надежности и качеству исполнения контрактов. Откуда он будет брать соответствующие сведения? Из системы электронных госзакупок, которая, по словам генерального конструктора по проектам для госсектора Cognitive Technologies Виктора Цыганкова, станет одним из основных элементов ИМЦ.

Виктор Цыганков: "Система

ИМЦ должна строиться

только на открытых стандартах"

Разработчики концепции ИМЦ предлагают строить их на двух уровнях: в каждом субъекте РФ будет свой региональный центр, а кроме того, появится и межрегиональный (федеральный) ИМЦ, консолидирующий информацию, накопленную в регионах. Вызывает некоторое удивление, что региональные ИМЦ смогут вести и собственную деятельность, которая не всегда будет отражена в федеральном ИМЦ. Но если, к примеру, тендер на закупку стройматериалов будет объявлен на региональной площадке и в то же время останется тайной для федеральной, то слова об усилении конкуренции за счет расширения числа участников конкурса останутся пустым звуком. Логичнее было бы строить единый ИМЦ для всей страны, куда стекались бы заявки и предложения из всех субъектов федерации и где обобщалась бы вся информация о поставщиках, ценах и спросе на те или иные товары и услуги. Конечно, в регионах было бы разумно оставить подсистемы подготовки конкурсной документации, сбора и консолидации заявок, взаимодействия с казначейством, но все эти виды деятельности скорее имеют отношение к электронным госзакупкам, а не к информационному и маркетинговому обеспечению.

Зачем же каждому региону создавать собственный ИМЦ? Вот одна из гипотез, имеющая полное право на существование. Говоря о возможных механизмах финансирования проектов построения таких центров, генеральный директор Cognitive Technologies Владимир Арлазаров сообщил, что в нынешнем году все работы велись на деньги федерального бюджета, но уже в следующем планируется привлечь бюджетные средства регионов, а впоследствии - и коммерческих организаций. Думается, эти слова во многом объясняют приверженность разработчиков регионально-федеральной двухуровневой архитектуре ИМЦ: действительно, что заставит региональные органы власти и бизнес-структуры раскошеливаться на создание пусть и потенциально полезного, но далекого и неконтролируемого единого федерального ИМЦ? А вот если какой-то его элемент, названный региональным ИМЦ, будет развернут на родной территории, отношение к его финансированию будет совсем иным.

Немало вопросов вызывает и функциональность проектируемых ИМЦ. Во время доклада заведующего лабораторией ИСА РАН Олега Славина я постоянно ловил себя на мысли, что нам представляют не информационно-маркетинговый центр, а систему электронных госзакупок: там ведь есть не только БД компаний, товаров и услуг, но и система поддержки электронных конкурсов, торгов на повышение и понижение, документооборот электронной торговли и т. д. Постойте, ведь не так давно уже сообщали (см. PC Week/RE, N 35/2003, с. 46), что корпорация "Парус", выигравшая конкурс в рамках программы "Электронная Россия", тоже создает типовую систему электронных госзакупок. По мнению г-на Цыганкова, на "Парус" возложена лишь разработка методик и процедур проведения электронных госзакупок, но не самой системы электронной торговли. Не думаю, что в "Парусе" согласятся с такой трактовкой разделения обязанностей: там тоже готовят вполне коммерческий продукт "Парус-Госзакупки". Да и, как сказал Олег Славин, в разработке ИМЦ участие "Паруса" в качестве субподрядчика вообще не предусмотрено.

В том, что две коммерческие компании - Cognitive Technologies и "Парус" - разрабатывают конкурирующие решения для организации электронных госзакупок, нет ничего плохого: у заказчиков появится возможность выбора. Но как быть с тем, что в рамках ФЦП ЭР и та и другая создают типовое решение одной и той же подсистемы? Вспоминается старый анекдот, герои которого - два сообразительных землекопа - предложили оригинальный способ построения тоннеля под Ла-Маншем. Один начнет рыть на континенте, другой - на острове, а потом они будут двигаться навстречу друг другу, пока не встретятся. Когда изумленный заказчик спросил, что будет, если они все-таки не встретятся, находчивые землекопы ответили, что тогда тот получит за те же деньги два тоннеля под Ла-Маншем. Как бы и нам "за те же деньги" не получить две "Электронные России"!

Версия для печати