КОНФЕРЕНЦИИ

Интерес к первой конференции Russian CIO Summit, проведенной в Москве консорциумом "Форт-Росс" (www.fort-ross.ru) при поддержке ассоциаций РУССОФТ и АП КИТ, определялся не только актуальностью вынесенного в его повестку вопроса о перспективах ИТ-аутсорсинга в России, но и тем, что большая часть его участников - это так называемые офшорные разработчики, еще недавно ориентировавшиеся исключительно на западных заказчиков, а теперь увидевшие обширный рынок и в пределах собственной страны.

Как метко заметил в своем выступлении директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems Владислав Шершульский, внутри России есть "своя Индия", населенная квалифицированными разработчиками, которые к тому же прекрасно говорят по-русски. С этим тезисом трудно спорить, но ведь отечественные организации никогда и не отдавали заказы программистам из настоящей Индии: конкурировать таким специалистам приходится либо с поставщиками тиражируемых решений, либо с ИТ-департаментами потенциальных заказчиков.

Сергей Яскевич начал с

определения понятия аутсорсинга

Впрочем, трудно было понять и то, почему у нас все создатели заказных приложений столь настойчиво пытаются отнести себя к аутсорсинговым компаниям. Пожалуй, наиболее авторитетным аутсорсером в мире можно считать корпорацию IBM: в ее сервисном подразделении IBM Global Services трудится более 150 тыс. человек; оно приносит корпорации 36 млрд. долл., из которых 15 млрд. приходится на аутсорсинг. Заместитель генерального директора IBM EE/A Сергей Яскевич в своем докладе дал следующее определение этого вида услуг: "Аутсорсинг - передача непрофильных функций внешним организациям с целью минимизации оперативных расходов".

Конечно, разработка ПО не является основным видом деятельности для банка или нефтяной компании, но почему тогда поставку и внедрение тиражируемого продукта мы не называем аутсорсингом, а создание такого же продукта и последующее его развертывание на предприятии обязательно нужно относить к этому виду сервиса? Думается, все определяется долговременностью и устойчивостью отношений между поставщиком и заказчиком. Если нижегородская "Тэлма" на протяжении 11 лет пишет программы для одного заказчика - компании Motorola, то для него она - настоящий аутсорсер. Таких заказчиков может быть и несколько, но сама услуга не должна иметь разового характера. Об этом упомянул и ведущий эксперт IDC Дмитрий Кожевников, пояснивший, что деятельность, которая носит проектный характер, по классификации IDC аутсорсингом считаться не может.

Разработчики заказных систем, конечно, могут стать и аутсорсерами, но для этого им придется не только сдать свой продукт заказчику, но и обеспечить его эксплуатацию и техническую поддержку на протяжении многих лет. Так, по словам г-на Яскевича, типичный срок аутсорсингового контракта IBM составляет 5-10 лет. Чтобы обеспечить высокое качество услуг и полностью отвечать за вверенную заказчиком инфраструктуру, аутсорсер нередко переводит сотрудников ИТ-департамента клиента в свой штат: в одной лишь Европе такую миграцию совершили 30 тыс. сотрудников. Готовы ли к подобным формам работы отечественные поставщики услуг?

Вряд ли можно надеяться на столь же высокую потребность в аутсорсинге в нашей стране, где средняя продолжительность западного аутсорсингового контракта сопоставима с возрастом большинства отечественных фирм, да и с временем существования рыночных отношений вообще. Многие выступавшие с репликами из зала сетовали на то, что основные риски у нас ложатся не на заказчика, а на поставщика: первый де не расположен к предоплате и всегда может расторгнуть договор. Но ведь он, отдавая в чужие руки важные для себя функции, нередко рискует поставить в сложное положение бизнес, масштабы которого несопоставимо выше стоимости всех активов поставщика услуг. Совсем другое дело, если сервис-провайдером является такая компания, как IBM. Когда рынок аутсорсинга в России станет достаточно большим, сюда обязательно направят свои усилия крупные игроки (некоторые из них, например IBM и Siemens, уже имеют здесь соответствующие подразделения), и тогда, по мнению, поддержанному большинством участников конференции, успешно работающие российские компании будут просто ими куплены.

Если разработка заказных приложений относится скорее к категории уникальных услуг, то, например, услуги хостинга или аренды приложений достаточно стандартны. Это означает, что условия контракта и соглашения по уровню обслуживания тоже могут быть сделаны стандартными, а следовательно, и менее рискованными для клиента. Среди поставщиков услуг такого рода в нашей стране известна компания Data Fort. Вообще, по данным IDC, на российском рынке ИТ-услуг доля аутсорсинга достигла 15% (около 200 млн. долл.), однако точно выявить побудительные мотивы заказчиков очень трудно, поскольку экономический эффект никем из них не оценивается (во всяком случае, публично). Тут же из зала прозвучала реплика о том, что в условиях "откатной" экономики ничего другого ожидать и не следовало. По мнению генерального директора фирмы MarketVisio/Gartner Сергея Македонского, неверно и расхожее мнение о возможности сэкономить на оплате специалистов в России, поскольку при нынешнем уровне занятости и зарплат выгоднее как раз бывает содержать собственный ИТ-департамент, нежели нанимать внешнюю организацию.

В целом большую часть аудитории составляли все-таки поставщики услуг, а не потенциальные заказчики аутсорсинга. Неудивительно, что все выступавшие пытались выявить факторы, удерживающие клиентов от столь решительного шага. Одни говорили, что многие компании по самым разным причинам не желают раскрываться перед "внешним миром", другие сетовали на слишком уж малые масштабы сервисных компаний, но все это - риски, а общепринятый способ их учета, как известно, - страхование. Попытки привлечения к этому занятию страховщиков заканчиваются традиционно: называется страховая премия, сопоставимая со стоимостью всего контракта, после чего его участники в меру своего таланта делят риски между собой. Одно из альтернативных предложений - формировать смешанную команду из специалистов заказчика и поставщика. Тогда если с поставщиком что-нибудь и случится, предприятие хоть как-то сможет продолжить свою профильную деятельность.

Что ж, судя по всему, наш рынок ИТ-аутсорсинга делает первые шаги. А на этом этапе роль конференций, подобных Russian CIO Summit, трудно переоценить.

Версия для печати