Последний номер PC Week/RE традиционно появляется на свет в период зимнего Солнцестояния, в самое темное время года, наполненное активностью духов и ожиданием чудесных превращений. Призраки прошлого, настоящего и будущего приходят, чтобы тепло распрощаться с совершившим полный оборот Колесом года и поприветствовать очередной Солнцеворот, сулящий новые надежды в лучах нарастающего дня. Воспользуемся и мы этим подходящим моментом для подведения итогов, анализа результатов и попыток заглянуть в будущее.

Игра в "поедание"

Усиливающаяся глобализация мирового рынка бизнес-приложений в уходящем году приобрела поистине драматический характер. Количество слияний и поглощений среди поставщиков решений превысило все мыслимые пределы, превратив ERP-сегмент в театральную сцену, где один трагифарс сменяет другой быстрее, чем времена года.

Летом 2003 г. PeopleSoft, урча и причмокивая, "заглатывает" J.D.Edwards. Тут же Oracle, раздосадованная этой выходкой и неожиданно вышибленная с привычного второго места в рейтинговом списке мировых ERP-вендоров, затевает интригу по перекупке их обеих. Чем она завершится, пока неясно. Сколько игроков останется в группе "тяжеловесов" в будущем году - два или три? Похоже, пора затевать тотализатор.

Несколько недель спустя разворачивается новая драма: компанию Baan практически за бесценок перекупают две американские инвестиционные группы у ее бывшего владельца - концерна Invensys, оказавшегося в сложном финансовом положении. В результате решения Baan пополнили линейку бизнес-приложений фирмы SSA Global Technologies, принадлежащую тем же инвесторам (для внешнего мира Baan слилась с SSA).

Однако передел рынка на этом не закончился, а, наоборот, только разгорелся. Пламя консолидации перекинулось и на средний сегмент ERP-поставщиков: если в конце прошлого года компания Mapics поглотила Frontstep, то в конце 2003-го Epicor Software ответила на это намерением приобрести Scala Business Solutions. "Боевые" действия привели к тому, что корпорация Microsoft, завладевшая к середине 2002 г. компанией Navision со всеми ее решениями, получила достойных конкурентов в "среднем весе". Рынок систем бюджетирования и финансового управления не замедлил отреагировать собственными мизансценами на тему "поедания": фирма Cognos поглотила фирму Adaytum, а Geac - Comshare.

У наблюдателей просто "сносит крышу" от частой смены названий, владельцев, продуктовых линий, а клиенты сильно нервничают, выбирая "лошадь", которую не съедят в ближайшие два-три года. Между тем в научных кругах ломают головы над технологическими проблемами: как обеспечить происходящие стремительные перемены адекватными средствами для объединения различных оргструктур, бизнес-процессов, информации? Для этого, в частности, усиленно разрабатываются новые и совершенствуются старые инструменты интеграции приложений, средства моделирования процессов, консолидации и анализа данных.

Игра в "перетягивание"

На российском поле разворачиваются свои игры, причем преимущественно в среднем сегменте. (Все крупные заказчики - уже давно под присмотром SAP, Oracle и Baan. Последняя активна менее других и работает в основном с машино- и приборостроением, традиционно отдавая предпочтение представителям авиационной промышленности.) В "тяжелом весе" много эмоций в уходящем году вызвали многомиллионные контракты Oracle с российскими телекоммуникационными гигантами - "ВымпелКомом" (где автоматизация должна охватить головной офис и 50 филиалов в регионах с общим числом пользователей до 500) и "Связьинвестом" (только лицензий должно быть продано на 153 млн. долл.). Понимая, что немногочисленному подразделению Oracle со "Связьинвестом" в одиночку не справиться, многие его партнеры (особенно из плеяды системных интеграторов) предложили разделить эту нелегкую участь, заверив вендора в любви и дружбе. Несмотря на это, проблема дефицита квалифицированных кадров по-прежнему стоит у Oracle очень остро.

Позиции российского представительства SAP в 2003 г. тоже заметно укрепились. По предварительным оценкам Алексея Шлыкова, управляющего директора "SAP СНГ", итоговые финансовые показатели представительства однозначно превысят показатели предыдущего года (официально они будут объявлены в феврале 2004-го). Ключевыми (ввиду важности освоения новых сегментов) для компании стали сделки, заключенные в госсекторе (с Департаментом финансов Правительства Москвы), в атомной энергетике (с Росэнергоатомом), в банковском (МДМ, Уральский банк реконструкции и развития) и страховом ("Согаз", "Прогресс-Гарант") секторах. В энергетической отрасли особое место по значимости занял контракт с Федеральной сетевой компанией, занимающейся коммерческой оптовой продажей электроэнергии на государственном уровне.

По мнению игроков среднего сегмента, одна из главных тенденций уходящего года - появление платежеспособного спроса на функциональность ERP-систем, связанную с планированием производства. Если раньше клиентов больше заботил порядок в финансах и на складах, то сейчас многие хотят видеть реальную себестоимость своей продукции в оперативном режиме, контролировать качество производимых товаров и сроки изготовления заказов. Конечно, результаты автоматизации производственного планирования в первую очередь наблюдаются там, где относительно простой производственный цикл (к примеру, на некоторых предприятиях пищевой и химической промышленности). Машиностроительные и приборостроительные заводы в массе своей еще ждут своего часа.

Существенно большее внимание клиентов обращено сегодня и на оптимизацию логистики (особенно среди компаний, работающих со "скоропортом": пищевая и химическая индустрия; полиграфия, где необходима быстрая реализация периодических изданий, и др.).

"Углубление" среднего рынка проявляется в его "вертикализации". Вендоры наперегонки разрабатывают отраслевые решения, преимущественно руками и головами партнеров. Думается, "перетягивание" клиентов друг у друга в грядущем году станет еще интенсивнее, по мере того, как увеличится количество отраслевых предложений у Microsoft Business Solutions и наберет силу экспертиза по продукту All-in-One у партнеров SAP.

В целом неплохо чувствовали себя в 2003-м и отечественные поставщики решений масштаба предприятия. "Галактика", к примеру, продемонстрировала рост продаж своих продуктов и услуг более чем на 20%, а "Монолит-Инфо" (Санкт-Петербург) - на 40% по сравнению с предыдущим годом. Прочие еще занимаются подсчетами.

Явно изменилось отношение заказчиков к консалтингу (как стратегическому, так и тактическому, связанному с внедрением ERP). Его важность осознана, и налицо готовность клиентов платить серьезные деньги за толковые профессиональные советы. Скажем, оборот консалтинговой компании "Логика бизнеса", по предварительным данным, вырос в 2003-м не менее чем на 40%, причем за год она выполнила 170 проектов для 81 компании. Отдельно стоит упомянуть рост финансово подкрепленного интереса российских заказчиков к сравнительно новому направлению - методологии, заложенной в системе сбалансированных показателей (ССП, или Balanced ScoreCard). "Количество проектов по ССП по сравнению с 2002 г. в нашей компании увеличилось в несколько раз, и сейчас их уже больше двадцати, - говорит генеральный директор "Логики бизнеса" Мария Каменнова. - Не снижается интерес и к вопросам управления бизнес-процессами, правда, постепенно акцент смещается от проектов, связанных с моделированием, к проектам, связанным с оптимизацией и контроллингом процессов". Рост числа проектов по развертыванию ССП подтверждают также представители SAP и Oracle.

Завершая разбор "полета" протяженностью в год, отмечу еще одно достойное внимания явление - недавно подписанное соглашение между компанией SAP и корпорацией "Парус", по которому одно из подразделений последней собирается играть роль бизнес-архитектора при построении компонентных КИС, объединяющих разнородные приложения. Это уже второй случай заключения альянса между отечественным производителем КИС, обладающим разветвленной дилерской сетью, и западным ERP-гигантом. Первой по такому пути еще в прошлом году отважилась пойти компания "Интеллект-Сервис", оформившая партнерство с Microsoft Business Solutions. Настанет ли в будущем году черед "1С"? Поиграем в тотализатор?

По официальным данным

- Финансовый год корпорации Oracle начинается 1 июня, поэтому сейчас она (как и многие другие западные вендоры) живет уже в 2004 финансовом году. По итогам 2003 финансового года, закончившегося 31 мая, офис в России и СНГ вошел в тройку лучших представительств Oracle в европейских странах по темпам роста.

"Экономика России в 2003 г. продолжала уверенный рост, и это не могло не сказаться на рынке информационных технологий в целом, включая рынок крупных систем управления предприятием, - отмечает Борис Щербаков, генеральный директор "Oracle СНГ". - Среди масштабных "оракловских" событий года следует отметить заключение сделок со "Связьинвестом" и Магнитогорским металлургическим комбинатом (с последним подписан и крупнейший консалтинговый контракт). Ярким событием явилось успешное завершение первого в России полномасштабного внедрения Oracle e-Business Suite на "Уралкалии"".

По словам Валерия Панкратова, заместителя генерального директора "Oracle СНГ", рост продаж лицензий Oracle E-Business Suite (OEBS) в текущем году составил более 70%. Основными вехами в развитии этого направления стало завершение ряда полномасштабных проектов, расширение консалтинговой экспертизы представительства и партнеров, выпуск локализованной версии пакета OEBS и появление новой функциональности в области управления ремонтами оборудования, жизненным циклом продукции и в Oracle CRM.

Заметно расширился спектр проектов по внедрению бизнес-приложений Oracle в энергетическом секторе. РАО "ЕЭС России" приступило к эксплуатации принципиально новой системы организации учета, включающей бухгалтерский, налоговый, статистический и управленческий учет на основе OEBS. В рамках общей стратегии организации единой системы учета в энергосистеме аналогичный проект завершается в Управляющей компании "Волжский гидроэнергетический каскад". Заканчивается реализация проекта в "Ярэнерго", начаты работы на Пермской ГРЭС. В "Кузбассэнерго" близится к концу автоматизация управления персоналом и зарплатой. Завершено внедрение бюджетирования в "Красноярскэнерго" и стартовал подобный проект в "Иркутскэнерго".

Первым клиентом OEBS в транспортной индустрии стало крупнейшее предприятие Хабаровского края по перегрузке внешнеторговых и внутригосударственных грузов - ОАО "Ванинский морской торговый порт".

В фармацевтическом секторе решения Oracle для управления логистикой и финансами в качестве стандарта приняты целым рядом крупнейших компаний отрасли, включая "Протек", где в этом календарном году начался проект внедрения.

Первым успехом 2004 финансового года стал проект по внедрению Oracle CRM в Банке Москвы. Его реализация является первым внедрением системы класса Oracle CRM в российской банковской сфере.

Объем оказываемых консалтинговых услуг вырос более чем в два раза, число консультантов в представительстве - примерно во столько же.

- По предварительным данным рост продаж российского подразделения Microsoft Business Solutions по сравнению с 2002-м календарным годом составил около 95%. В 2003 г. у компании появилось 240 новых клиентов (а всего в России их сегодня более 550).

"По внутреннему регламенту мы подводим итоги работы и строим планы на следующий год летом, по окончании финансового года. Сейчас же оценки наши скорее промежуточные, - говорит Олег Паленов, руководитель российского подразделения MBS. - Из приоритетных направлений работы в 2003-м назову развитие партнерской сети, причем как количественное (за счет расширения присутствия в регионах), так и качественное (путем обучения новых сотрудников наших партнеров). Сейчас у нас около 100 партнеров - это почти вдвое больше, чем в начале года.

В январе 2003-го мы начали работу в различных регионах России по созданию авторизованных учебных центров, проводящих курсы по единой программе, и сегодня их уже около 25. В результате число сертифицированных специалистов по системам MBS в нашей стране возросло более чем в три раза.

Огромное внимание уделяется поддержке партнеров в области создания отраслевых решений для различных сегментов рынка. Уже сегодня на базе продуктов MBS партнерами построены системы для розничной торговли, телекоммуникаций, пищевой и химической промышленности, страховых компаний, гостиниц, автодилеров и т. д.

В конце года мы предложили рынку новую услугу - независимый аудит проектов, проводимых партнерами, на соответствие единой методологии внедрения, разработанной MBS.

В уходящем году на российский рынок вышли новые локализованные версии двух наших систем - Microsoft Axapta 3.0 и Microsoft Navision 3.60. Оба решения прошли сертификацию в Институте профессиональных бухгалтеров при Министерстве финансов РФ как программное обеспечение, "соответствующее правилам нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в РФ".

За год у нас появилось более 200 новых клиентов. По итогам прошлого финансового года российское подразделение MBS получило корпоративную награду Microsoft "Лучшее подразделение Microsoft Business Solutions" в мире (Top Subsidiary)".

- Компания "Фронтстеп СНГ", для которой 2003-й был первым годом работы в качестве представительства фирмы MAPICS, купившей в прошлом году Frontstep, увеличила свои доходы по сравнению с 2002-м в 2,1 раза. Генеральный директор "Фронтстеп СНГ" Мария Ильина отметила, что продукт SyteLine, созданный в свое время Frontstep, сохраняет флагманские позиции на платформе Microsoft .Net и в объединенной структуре MAPICS. Более рациональной стала после слияния и бизнес-модель головной организации, проповедующей приоритет поставки решений через партнеров и предоставляющей им весь мировой пул ресурсов технической поддержки и консалтинга. Такой подход позволяет использовать в российских проектах знания и опыт работы в узких отраслях, накопленный в разных странах. В свою очередь, и специалисты "Фронтстеп СНГ" привлекаются к выполнению проектов за рубежом.

Зная, какой скепсис и разочарование многие заказчики испытывают в последнее время по отношению к ERP-системам, руководство "Фронтстеп СНГ" изменило методологию внедрения. Основное внимание уделяется достижению реального результата в минимальные сроки. Только после этого речь может идти о развитии системы управления. Теперь отдельный консультант закрепляется за заказчиком на все время выполнения проекта, причем труд его оплачивается не по часам, а по сданным этапам. Это выгодно не только заказчику, но и подрядчику: по словам Марии Ильиной, в результате их собственная рентабельность выросла на 20%.

Один из наиболее крупных проектов "Фронтстеп СНГ" в нашей стране - внедрение системы SyteLine в промышленной группе "Метран", выпускающей датчики температуры, давления и расхода. На двух ее заводах и в торговой компании в промышленную эксплуатацию введены система производственного планирования SyteLine ERP и конфигуратор продукции SyteLine Configuration (на предприятии необходимо поддерживать 150 тыс. вариантов исполнения изделий), а в опытной эксплуатации находятся пока OLAP-приложение SyteLine Business Intelligence и система сбора данных со сканеров штрих-кодов SyteLine Data Collection. На очереди - тиражирование построенного решения в семи остальных компаниях, входящих в состав "Метрана". В 2003-м начато еще два крупных проекта - на Тихорецком машиностроительном заводе и в промышленной группе "Генерация".

Версия SyteLine 7, выпущенная в этом году и базирующаяся на технологии Microsoft .Net, уже внедрена более чем на 150 предприятиях по всему миру. В середине 2004 г., когда завершится ее локализация, она будет доступна и российским заказчикам.

В подготовке материала принимал участие Сергей Свинарев.