ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Цифровая фотокамера Dimage A1 - на сегодняшний день самый функциональный и дорогой аппарат в арсенале недавно объединившихся японских фирм Konica и Minolta. В своих проспектах компания называет это устройство камерой профессионального уровня. Пожалуй, стоит уточнить, что новинка не рассчитана на наиболее требовательных профессионалов, что, впрочем, относится и ко всем другим цифровым фотоаппаратам зеркального типа из тысячедолларовой категории.

Как представитель своей ниши "полу- и младшего профессионального уровня", камера Dimage A1 очень хороша. Разработчики сохранили в новой модели лучшие качества популярной серии Dimage 7i/Hi и добавили в нее ряд существенных усовершенствований. В результате получился весьма мощный, удобный и быстрый аппарат.

Dimage A1 весит 640 г

В наследство от "семерки" модель А1 получила 5-мегапиксельную матрицу размером 2/3 дюйма и отличный несменный GT-объектив (16 стеклянных элементов в 13 группах, включая два элемента с аномальной дисперсией и два асферических) с 7-кратным оптическим зумом (эквивалентный диапазон фокусных расстояний - от 28 до 200 мм, максимальная светосила F=2,8-3,5). Камера позволяет захватывать статические изображения размером 2560х1920, 2080х1560, 1600х1200 и 640х480 и записывать их в файлы форматов JPEG, TIFF и RAW (последний - только 2560х1920). При необходимости можно снять и видеоролик 320х240 с частотой 24 кадр./с продолжительностью до 15 мин.

По сравнению с Dimage 7i/Hi в новой камере расширено большинство функциональных возможностей. Среди наиболее заметных усовершенствований А1 - встроенный стабилизатор оптического сенсора Anti-Shake, 14-разрядный аналого-цифровой преобразователь (вместо 12-разрядного), функция следящего автофокуса, сверхкороткая выдержка в 1/16 000 с, отклоняющийся в вертикальном направлении (на углы от -20 до +90о) ЖК-дисплей, электронный видоискатель с TFT-микроэкраном на 235 тыс. пикселов (вместо ферроэлектрического микродисплея с разрешением в 71 тыс. пикселов), а также съемный литиево-ионный аккумулятор высокой емкости NP-400 (1500 мА·ч; 7,4 В).

В А1 привычная оптическая, механическая и электронная начинка современной камеры дополнена оригинальным механизмом стабилизации изображения, призванным устранить (или хотя бы свести к минимуму) зависимость от дрожания рук и прочих случайных колебаний, приводящих к смазыванию картинки, особенно в условиях длительных выдержек при телесъемке. Вместо того чтобы стабилизировать оптическую систему, инженеры японской компании решили смонтировать матрицу ПЗС-сенсора А1 на специальной подвижной платформе, управляемой двумя приводами - вдоль осей Х и Y. Принцип такого механизма основан на анализе сигналов смонтированных в корпусе датчиков движения и выработке корректирующих управляющих воздействий, направленных на гашение колебаний. При этом система "обучена" выделять плавные "панорамные" движения и не реагировать на них. Наши испытания показали, что стабилизатор в самом деле эффективен во многих ситуациях, однако слепо доверять ему все же не стоит. Чтобы почувствовать границы его применимости, лучше пройти небольшой курс самообучения, потренировавшись снимать как при включенном, так и при выключенном стабилизаторе (соответствующая кнопка вынесена на заднюю панель камеры как одна из наиболее важных).

Отказавшись от фиксированного ЖК-дисплея, разработчики Konica Minolta, однако, сделали лишь полшага, недотянув до лучших решений конкурентов, освоивших в своих камерах дисплеи с гораздо большей степенью свободы. Тем не менее снимать с помощью А1 в условиях, когда аппарат нужно поднять над головой или опустить вниз, стало гораздо удобней. Весьма полезна и функция "ночного видения", в условиях низкой освещенности автоматически переводящая экранное изображение в черно-белый режим повышенной яркости.

Профессиональные фотографы, как нетрудно заметить, с "пленочных" времен привыкли доверять только оптическому видоискателю зеркальной камеры. Поэтому замену его на электронный они воспринимают, как правило, довольно болезненно. Это связано в первую очередь с неестественностью картинки на микроэкране невысокого разрешения, задержками отображения и замиранием или исчезновением изображения при фиксировании экспозиции. Безусловно, оптический видоискатель лишен всех этих недостатков (изображение пропадает лишь на короткий миг поднятия зеркала при срабатывании затвора), зато он не может предоставить фотографу массу полезной информации о параметрах съемки, существующей в электронном виде, да и сделать его поворачивающимся на любой угол вряд ли столь же просто, как электронный. Утешением для профи может служить то, что разработчики камер всерьез озабочены совершенствованием этого важнейшего узла. Например, в А1 разрешение микроэкрана повышено до 235 тыс. пикселов, электронный видоискатель можно поворачивать по вертикали на 90о, а специальный датчик позволяет автоматически переключать вывод видимого через объектив изображения между основным экраном и микроэкраном видоискателя, когда фотограф приникает к нему глазом.

Dimage А1 рассчитана на получение изображений очень высокого качества, и наши испытания показали, что сомневаться в этом не следует. Такие снимки, особенно сделанные при максимальном 5-мегапиксельном разрешении, требуют немалой памяти как в процессе их захвата, так и для последующего хранения. Благодаря 64 Мб оперативной памяти камера способна быстро захватывать и обрабатывать серии фотографий - функция, совершенно необходимая при репортажной съемке. Максимальная "скорострельность" камеры составляет 2,8 кадр./с. При этом она способна запомнить до трех последовательных снимков в формате TIFF или до пяти - в RAW. Для хранения отснятого материала модель оборудована слотом Compact Flash Type I/II, совместимым как с современными высокоскоростными флэш-картами CF I, так и с несколько утратившими актуальность микровинчестерами Microdrive. Благодаря поддержке файловой системы FAT32 аппарат позволяет работать с носителями емкостью свыше 2 Гб. На этом фоне архаично выглядит использование в камере интерфейса USB 1.1 (а не 2.0) и ее комплектование 16 Мб карточкой CF.

Новинка оснащена уникальным набором вариантов функции автофокуса - покадровым, непрерывным, постоянным и 3-мерным следящим (конечно, есть и возможность ручной фокусировки с помощью специального кольца на объективе). Автоматическое наведение на резкость работает хорошо и быстро, но только в условиях хорошей освещенности. Если же света мало или объект съемки не отличается высокой контрастностью, то автофокусировка занимает заметное время либо вовсе оказывается бессильной. Огорчает, что разработчики не сочли возможным оснастить тысячедолларовый аппарат функцией подсветки автофокуса, почему-то остающейся редкостью в дорогостоящих цифровых камерах, но весьма распространенной в пленочных "мыльницах" стоимостью на один-два порядка ниже. К тому же ручное наведение на фокус по электронному видоискателю А1, как отмечает наш редакционный фотограф Марат Балтабаев, затруднительно, а электромеханический привод фокусировочного кольца работает с заметной задержкой.

В целом приведенные здесь замечания не умаляют достоинств данной модели, поскольку скорее отражают некоторые общие проблемы "взросления" цифровых фотоаппаратов. Dimage A1 предлагает фотографу массу возможностей работы как в ручных, так и в автоматических режимах и отличается от большинства конкурентов повышенным быстродействием. Камера станет инструментом реализации творческих фантазий "продвинутого" фотолюбителя и неплохим подспорьем профессионалу.

Тестовый образец предоставлен дистрибьюторской компанией "Алион" (www.alion.ru).