ИТОГИ

Хотя минувший 2003 г. не внес кардинальных изменений в не слишком благоприятную ситуацию на ИТ-рынках большинства развитых стран, для корпорации Intel (www.intel.ru), по признанию ее руководителей, он оказался весьма удачным. Все четыре квартала корпорация неизменно завершала с рекордными показателями, а в последнем получила самый высокий доход за свою историю (8,74 млрд. долл.), на 22% превысив результат за аналогичный период 2002 г. Это отразилось и на годовых итогах: оборот компании вырос на 13%, достигнув 30,1 млрд. долл., а чистая прибыль, полученная в размере 5,6 млрд., - на 81%. Уже семнадцатый год подряд Intel заканчивает с прибылью, демонстрируя завидную устойчивость бизнеса.

Кристиан Моралес: "В 2003 г. мы показали высокие темпы роста

не только на новых быстро развивающихся рынках, но и на

зрелых, где происходила замена оборудования"

Удивительного в этом факте, однако, не много. Главные составляющие успеха компании хорошо известны и неоднократно излагались ее руководителями, в том числе во время их визитов в Москву. Прежде всего это постоянные и значительные вложения в исследования и разработки (за последние три года расходы Intel на НИОКР составили 12,2 млрд. долл.) и развитие производственной базы (за три года - 15,7 млрд.), позволяющие в конечном итоге выводить на рынок все новые и новые продукты и технологии. И 2003 г. был в этом смысле для Intel очень продуктивным: корпорация представила технологию Intel Centrino (на ее долю теперь приходится половина поставок компании для мобильных ПК), выпустила новый 64-разрядный процессор Itanium 2 (кодовое название Madison) и довела объем его продаж до 100 тыс. шт., пополнила линейку десктопных процессоров кристаллом Pentium 4 Extreme Edition. Кроме того, был создан изрядный задел на будущее благодаря началу коммерческих поставок процессоров, изготовленных по 90-нм технологическому процессу, и выпуску полнофункциональных микросхем памяти SRAM на базе 65-нм технологии, переход на которую намечен на 2005 г. И это далеко не полный перечень достижений компании, позволивших ее главному исполнительному директору Крейгу Барретту недавно заявить, что Intel "находится в наилучшей форме за многие годы и имеет отличные возможности для дальнейшего роста по всем направлениям производства".

Как и ожидалось, быстрыми темпами в 2003 г. развивался Азиатско-Тихоокеанский регион, что обеспечило Intel рекордный уровень доходов в Китае и на Тайване. Однако во второй половине года, как ни странно, самым быстрорастущим оказался регион EMEA (Европа, Средний Восток и Африка). По словам Кристиана Моралеса, генерального управляющего бизнесом Intel в EMEA, в IV квартале суммарный оборот компании здесь вырос по сравнению с предыдущим кварталом на 26%. Причем свой вклад в этот показатель внесли не только развивающиеся рынки Восточной Европы, в частности России, но и устоявшиеся рынки Западной Европы, где в ряде крупных компаний происходило обновление компьютерных парков. Во многом благодаря этому процессу доход от продаж компонентов для мобильных устройств вырос за год на 45%, а сбыт серверной продукции - на 82%.

Андрей Гребень: "В 2003 г. Россия и другие страны СНГ вошли в число

 крупнейших рынков Intel в EMEA, и теперь состояние дел корпорации

в этом регионе служит для аналитиков одним из индикаторов ее здоровья"

На фоне общих хороших показателей вполне естественным выглядит и успех Intel в России и странах СНГ, тем более что рыночная ситуация здесь в 2003 г. сложилась очень благоприятная. За год число местных заказчиков Intel увеличилось почти вдвое (их теперь свыше 3000), а рост объема продаж в России составил 51%. На территории бывшего СССР более высокие темпы развития корпорации удалось продемонстрировать лишь в Казахстане (123%). "Я очень доволен результатами года, - заявил Андрей Гребень, региональный менеджер Intel в СНГ. - Они заметно превзошли наши ожидания". Важнейшую роль в этом, по его мнению, сыграло несколько факторов. Во-первых, компания смогла повысить среднюю продажную стоимость микропроцессоров за счет смещения спроса в сторону высокопроизводительных кристаллов (тому способствовали правильная производственная политика Intel, позволившая избежать дефицита поставок, а также фокусирование маркетинговых программ на продвижении именно этой категории процессоров). Во-вторых, значительно увеличились поставки серверной продукции (на 38%), системных плат (на 33%), сетевых и коммуникационных устройств (на 38%). Большой интерес местный рынок проявил и к технологии Centrino. По данным Intel, каждый четвертый продаваемый в российских компьютерных магазинах ноутбук сделан на ее основе, а в корпоративных поставках доля мобильных ПК с Centrino уже достигла 70%.

В полной мере, считает Андрей Гребень, оправдали себя и многочисленные реализуемые корпорацией маркетинговые программы, направленные на поддержку партнеров и предприятий малого и среднего бизнеса, повышение компьютерной грамотности учителей средних общеобразовательных школ и рядовых граждан, популяризацию ИТ-технологий в целом (об этих программах PC Week/RE регулярно информировал своих читателей). В нынешнем году эта деятельность будет расширена с учетом имеющегося в регионе значительного потенциала для роста (по оценкам школы бизнеса INSEAD, в 2001 г. уровень распространения ПК в России не превышал 5%, тогда как в Швеции и Голландии составлял около 60%). Руководством Intel уже принято решение об открытии в Нижнем Новгороде нового центра по поддержке маркетинговой деятельности. Со временем он возьмет на себя управление всеми реализуемыми в регионе программами, тогда как московский офис компании останется основной штаб-квартирой, отвечающей за расширение продаж, поддержку отношений с госучреждениями и реализацию инвестиционных программ Intel Capital.

Версия для печати