ИНТЕРВЬЮ

В канун Нового года редакции было интересно узнать об изменениях на рынке системной интеграции, а также о жизни одного из быстрорастущих игроков этого рынка. В беседе с главным редактором PC Week/RE своим видением этих процессов поделился Алексей Николаевич Ананьин, генеральный директор группы компаний "Борлас".

PC Week: Мы с вами не встречались, наверное, года полтора. Интересно, что у вас в компании произошло за это время, что за бум происходит на рынке, как вы это видите?

Алексей Ананьин

Алексей Ананьин: Если говорить о наших внутренних процессах в компании за последний год, то самое главное, что мы пришли к некоему пределу количественного роста, потребовавшему качественных преобразований. Конечно, мы предполагали, что быстрый рост, наблюдаемый у нас в последнее время, неизбежно приведет к необходимости изменения организационной структуры. Численность в 250 человек оказалась тем самым рубежом, когда стало понятно, что да - уже пора. А изменения организационной структуры, в свою очередь, приводят к изменениям не только в управлении, но и в позиционировании функциональных подразделений.

Сейчас у нас почти триста сотрудников. Поскольку подобный рост численности ожидался, мы подошли к этому подготовившись. Прежде всего начали с преобразования службы управления персоналом. Такое количество сотрудников, людей разных профессий, разного возраста и, вообще, разных, программистов-разработчиков, консультантов, вспомогательного персонала, который, естественно, рос пропорционально числу, что называется, "боевых штыков", потребовало совершенно другого подхода. Это и работа по внедрению новой системы мотивации сотрудников, и организационные изменения, и изменение методов управления. Индивидуальные подходы, использовавшиеся нами раньше, перестали действовать. Сейчас нужны стандартные механизмы, которые бы при этом учитывали индивидуальные потребности. Вопросы сложные, они являются сейчас если и не самыми важными, то одними из самых важных, отнимают много времени и у меня, и у топ-менеджеров. Возможно, это приведет даже к определенному спаду внешней активности компании, ведь одни и те же люди занимаются и реформированием внутренней жизни компании, и работают вне ее. Понятно, что одно делается в ущерб другому. Но на это мы идем, потому что сегодня важнее правильно выстроить компанию, подготовиться к завтрашнему дню. А он будет интересный и насыщенный.

На рынке, вы правы, бум действительно наблюдается. Бум ожидаемый, мы об этом говорили и два года, и год назад. Рынок растет довольно серьезными темпами, причем темпы роста увеличиваются. Эта тенденция сохраняется, особенно в том секторе, в котором мы работаем, - в секторе управленческих и ERP-систем для предприятий. Повторюсь, для нас это ожидаемая тенденция, мы ее предвидели, и я считаю, что достаточно хорошо к ней подготовились.

PC Week: Чтобы не отвлекать своих топ-менеджеров, можно привлечь консультантов. Вы это делаете?

А. А.: Да, мы работаем с консультантами: они могут дать идею, направление, могут в чем-то помочь. Но мое убеждение - делать черновую работу по перестройке компании должны те, кто впоследствии воспользуется ее результатом. Иначе это будет нечто привнесенное, может быть, не до конца прочувствованное, неосознанное. Делая все своими руками, ты строишь компанию под себя.

PC Week: Какую ERP-систему вы внедряете?

А. А.: Основной наш бизнес - проекты на базе Oracle E-Business Suite (прежнее название - Oracle Applications). С этим продуктом мы начали работать с 1996 г. В 1998-м у нас начался первый проект. В конце 1999-го мы первыми получили статус сертифицированного партнера Oracle по его внедрению. Сравнительно недавно такой же статус получила еще одна компания - TopS. То есть сейчас у Oracle три сертифицированных партнера, которые этим занимаются, скажу без лишней скромности, профессионально. Безусловно, есть еще фирмы, работающие с данным продуктом, сейчас уже партнеров у Oracle на направлении E-Business Suite много, но мы по-прежнему здесь сохраняем лидерство. У нас на этом направлении работает порядка 140 человек в России и примерно 40 - на Украине: непосредственно консультанты и консультанты-разработчики. Мы одновременно ведем примерно 15 проектов в России и на Украине, т. е. для нас это главное направление.

А второе направление - наша собственная система "АС+". Ей чуть больше пяти лет. Уже около 10 проектов на ней реализовано, и в настоящее время ведется еще пять проектов. "АС+" ориентирована на средний и мелкий бизнес и не конкурирует с OEBS. Каждая из систем имеет своего клиента. Данное направление достаточно бурно развивается, и мы надеемся, что в следующем году оно у нас тоже выйдет на какие-то новые, более весомые для компании рубежи. Сегодня OEBS дает нам около 40-50% оборота, остальное приходится на все другие направления: построение инфраструктуры, "АС+", аналитические приложения и автоматизацию розничной торговли.

PC Week: Кому, по вашему мнению, сейчас нужна автоматизация?

А. А.: Раньше, отвечая на этот вопрос, мы говорили о двух преобладающих тенденциях. Во-первых, автоматизированные системы нужны новому приходящему на реструктуризированные предприятия менеджменту, чтобы по-новому строить управление. Им требуется правильная система, правильный учет, они должны понимать, что происходит на предприятии. Им необходима информация для того, чтобы понимать, какие, собственно, имеются бизнес-процессы, к чему они ведут, что эффективно, а что нет. Такой была задача для предприятий, у которых сменились собственники, появилась новая команда управленцев, для них это действительно было актуально и важно.

Во-вторых, нужна была прозрачность для акционеров. Задача, близкая к первой, но несколько с другим уклоном, решаемая с помощью корпоративных систем. Акционеров, может быть, не столько интересует, как устроены бизнес-процессы и управление, сколько результат - где деньги? Где мои деньги и сколько я зарабатываю? Это тоже требует прежде всего правильно поставленного и прозрачного производственного учета, а также управления затратами и себестоимостью. Соответственно, второй группой заказчиков были хозяева, акционеры. Для некоторых это было ступенькой, чтобы раскрутить предприятие, начать первичное размещение акций на бирже.

Сегодня, при сохранении первых двух направлений, проявилось еще и третье. Информационная система все больше осознается именно как инструмент управления. Не как средство обеспечения прозрачности или палочка-выручалочка для ликвидации управленческих "проколов", а просто как молоток для столяра, как привычный инструмент, без которого просто невозможно работать, нельзя жить. Потому что таковы конкурентная среда, особенности развития данного бизнеса, потому что культура менеджмента достаточно высока. Приходят новые, молодые люди с совершенно другой управленческой культурой. Они уже просто не знают, как работать по-другому - без нормальной информации, без выстроенных бизнес-процессов, без информационной поддержки ведения бизнеса. И сегодня, по-моему, это преобладающая тенденция.

PC Week: Поскольку вы принимаете к себе в месяц больше десяти человек, то сразу же возникает проблема подготовки кадров. Насколько я понимаю, в Москве их уже заметный дефицит. Или вы его не чувствуете?

А. А.: Сейчас, действительно, есть проблема с набором квалифицированных консультантов. Их, собственно, уже практически и нет на рынке. Сейчас мы ведем речь о том, чтобы набирать молодежь, которая имеет хорошее базовое образование. Проводим тщательное тестирование и берем тех, кого можем за достаточно короткое время обучить, сделать из них консультантов или разработчиков. Еще один очевидный источник кадров - регионы. Совсем не обязательно перетягивать людей оттуда в Москву. В нашей компании довольно много работает людей из Магнитогорска, есть люди из Екатеринбурга, Перми и из других городов. В тех городах, которые я перечислил, у нас есть дочерние структуры, представительства, в них они могут быть оформлены на работу, получать зарплату, приезжать домой в промежутках между проектами. Наши проекты все, как правило, не в Москве, хотя есть несколько проектов и в столице. А раз так, то по большому счету все равно, где у человека постоянное место жительства - в Москве, в Перми, Екатеринбурге или Магнитогорске.

PC Week: А обучаете вы их у себя?

А. А.: Нам в этом смысле, возможно, легче, чем другим компаниям, поскольку мы имеем сертифицированный учебный центр по технологиям Oracle, обучаем других, а следовательно, можем обучать и своих людей. Конечно, мы стараемся новичков сначала провести через эти курсы, которые дают некую базу. Понятно, что за две-три недели новичок не станет консультантом. Нужно, что называется, окунуться в проект. За достаточно короткий срок у нас люди определяются в конкретную проектную команду и выезжают на место. Уже там с ними ведется работа собственно по подготовке консультанта.

PC Week: У вас появились проекты на Украине. Есть ли планы по экспансии в другие республики?

А. А.: Мы работаем в этом направлении. Пока рано говорить о конкретных результатах, но мы стремимся их достичь. Есть у нас партнерские отношения с компаниями в республиках Средней Азии. Налаживаются партнерские отношения с прибалтийскими компаниями. Мы договорились об обмене ресурсами, потому что у них есть опыт работы в тех функциональностях, где у нас опыта пока мало. И наоборот. Сегодня мы обсуждаем все варианты, чтобы в случае возможного замедления темпов развития в России не останавливать бизнес.

PC Week: Конкурируете ли вы на рынке с Microsoft Navision?

А. А.: Безусловно. С Navision мы сталкиваемся все чаще. Тенденция в России такая, которая для всего остального мира не очень понятна. Что Oracle и SAP конкурируют - вполне естественно. Это решения одного масштаба, одной категории. А Navision на Западе позиционируется в другой весовой категории и для других клиентов. Но у нас, с одной стороны, нет четкой границы между крупными и средними предприятиями. А с другой стороны, не каждое крупное предприятие осознает, что внедрение информационной системы - это задача, которая должна решаться адекватными средствами и бюджетом. И ожидания иногда таковы, что мы с нашими решениями просто не укладываемся в ценовые параметры, объявленные заказчиком в конкурсе на систему. Это серьезный конкурент, не хочется говорить слово "противник". Боремся. Где-то мы выигрываем, где-то они.

PC Week: Я слышал разные оценки по поводу того, сколько сделано в области внедрения ERP-систем и сколько осталось. Какой процент предприятий, на ваш взгляд, уже охвачен такими системами? Каков потенциальный рынок?

А. А.: Рынок ERP-систем в России очень большой. Разные оценки есть, и разброс действительно очень большой. В деньгах - от десятков миллионов до сотен миллионов долларов. Если говорить о процентном соотношении, то можно выделить три группы предприятий. Первая - это те, кто уже имеет какое-то решение и находится в стадии его развития (к счастью для нас, модернизация требуется всегда). Вторая группа - предприятия, решившие внедрять ERP-систему, понимая, что это нужно, и какие-то шаги они уже делают. И третья - те, кто все еще в ожидании. На мой взгляд, это соотношение можно охарактеризовать следующим образом - 10:20:70 или 20:30:50. Я думаю, что большая часть среднего и крупного бизнеса еще смотрит и ждет.

PC Week: Какие корпоративные решения используются непосредственно у вас в компании?

А. А.: На протяжении, наверное, пяти лет бухгалтерия, учетная и финансовая системы компании поддерживаются нашей собственной системой "АС+". По мере ее развития соответственно развивается и наша внутренняя система. В этом году мы рассматриваем вариант перехода с "АС+" на Oracle E-Business Suite, потому что новые механизмы управления, которые мы собираемся использовать, требуют адекватной информационной системы. Похоже, что мы свою уже переросли.

PC Week: Расскажите немного о себе. Что заканчивали? По какой теме вы защищались?

А. А.: Я выпускник МВТУ им. Н. Э. Баумана по специальности "Летательные аппараты". После окончания института два года проработал там на кафедре и одновременно закончил ВМК МГУ по специальности "Системный анализ". В 1986-м году меня призвали в Советскую Армию. Диссертацию защищал в ЦНИИ сухопутных войск, где занимался моделированием боевых действий, обоснованием характеристик образцов вооружения. Затем в начале девяностых уволился и занялся компьютерным бизнесом. Тогда под этим понимали "персоналки" и какие-то программные поделки для них. А потом, собственно, пришел в проектный бизнес. Все в общем-то логично и соответствует базовому образованию.

PC Week: Спасибо за беседу.