ИНТЕГРАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ

Портал становится успешным, если опирается на интегрированную КИС

В конце 90-х годов, во времена Интернет-бума и становления "новой" экономики, тема корпоративных порталов была модной и популярной. Но бум закончился, и многие тогдашние технологические новации канули в Лету, а вот корпоративные порталы, хотя шумиха вокруг них тоже поутихла, стали практически обязательной частью современных КИС. К сожалению, российская практика развития КИС пока дает мало оснований для последнего утверждения. В чем же дело?

В обзоре "Основные события мира софта’2003" (см. PC Week/RE, N 48/2003, с. 34) применительно к использованию корпоративных порталов отмечено, что "...[эти] продукты сейчас набирают популярность в России, но не в их "классическом" качестве. Это ПО выступает в основном в виде платформы для построения корпоративных сайтов, по большей части информационных или торговых..." И если судить по доступным источникам, то так оно и есть: примеров целевого применения корпоративных порталов в России негусто.

В самом общем виде определение корпоративного портала можно сформулировать так: портал - это посредник между конечными пользователями и внутренними информационными ресурсами организации (ERP- и CRM-системами, хранилищами данных и т. п.) и, возможно, внешними ресурсами, включая Интернет. В понятиях "корпоративный портал" и "большой информационной сайт" российские ИТ-специалисты путаются не так уж и часто, а те, кто интересуется порталами, довольно хорошо понимают, в чем их различие (ответы участников трех специализированных мероприятий на вопрос: "Что такое корпоративный портал?" - приведены в таблице). Так что причина нынешнего положения с использованием корпоративных порталов в нашей стране не в этом.

В целом российские организации по степени автоматизации и совокупности внутренних информационных ресурсов, заключенных в компьютеризованную форму, значительно отстают от западных, а применение корпоративного портала имеет смысл только при достижении весьма высокого уровня автоматизации организации, когда начинают действовать основные внутренние (back-end) информационные системы и сформированы достаточно полные базы данных. С этим утверждением соглашались представители многих компаний - участниц форумов "Корпоративный портал-2003", прошедших в апреле и октябре прошлого года. И, вероятно, это обстоятельство является главной объективной причиной относительной невостребованности корпоративных порталов в России в настоящее время. Главной, но не единственной.

Концепция интегрированной КИС

Очевидно, что немало российских предприятий все-таки уже достигли того уровня автоматизации, при котором имеет смысл использовать корпоративный портал. Но почему же у нас не заметно широкого применения порталов?

Если говорить о технической стороне этой ситуации, то, видимо, основная ее причина заключается в низком уровне интеграции приложений КИС предприятия между собой, что характерно для многих российских организаций в настоящее время. Этот уровень интеграции во многих случаях не дает возможности получить высокую отдачу от построения корпоративного портала, которая оправдывает его внедрение.

От частного к общему

Фирма "Кворум" выполнила для своих заказчиков ряд интеграционных проектов, направленных на решение вполне определенных частных проблем с применением одного интеграционного продукта. Исходя из опыта работы в таких проектах, ee специалисты пришли к выводу, что на этапе определения рамок интеграционного проекта необходим как минимум более широкий подход, при котором рассматривается возможность применения набора основных технологий интеграции, таких, как шина класса MOM, workflow, корпоративный портал. Руководствуясь этими соображениями, "Кворум" сформировала платформу NEXT - набор услуг (обследование, проектирование и выполнение интеграционного проекта), основных интеграционных продуктов и собственных разработок фирмы. Заказчик из данного набора отбирает только то, что он считает нужным. 

Корпоративные порталы - и в этом одно из главных их отличий от публичных порталов - могут быть интегрированы с различными приложениями и базами данных. Но возможности интеграции даже наиболее развитых в этом отношении корпоративных порталов не так уж и велики - в основном это интеграция данных различных приложений напрямую ("портал - отдельное приложение" через портлет/гаджет) на уровне пользовательского интерфейса. Такой уровень интеграции вполне достаточен для информационных или торговых сайтов, но его, как правило, не хватает для поддержки деятельности пользователя КИС с развитыми информационными потребностями.

Илья Ступин, руководитель направления порталов компании "Кворум" (www.quorum.ru), отмечает, что в процессе внедрения корпоративного портала на этапе обследования выясняется, что у многих конечных пользователей, особенно из числа руководителей, весьма высоки требования к информации, которую они хотели бы получать. В частности, им надо иметь оперативный доступ к итоговым результатам выполнения бизнес-процессов и как можно быстрее после ввода исходных данных получать информацию, являющуюся итогом работы ряда приложений. А очень часто эти приложения либо не интегрированы между собой вообще, либо интегрированы слабо (например, на уровне передачи файлов; при этом часто передача управления от одного приложения к другому не автоматизирована). Фактически эти пользователи хотели бы работать не с набором разрозненных приложений, а с композитным (составным) приложением, состоящим из этих же, но уже интегрированных приложений.

Следовательно, во всех перечисленных случаях необходимы (если ставится задача, чтобы портал был порталом, а не "большим сайтом"!) предварительная (перед внедрением портала) автоматизация бизнес-процессов и интеграция приложений, для чего разработано немало средств (см. обзор "Интеграция: новое решение старых проблем" в PC Week/RE, N 35/2003, с. 37), а создание портала нужно рассматривать как часть более общего проекта по реорганизации/реструктуризации КИС с обязательным применением других средств интеграции.

Результаты опроса "Что такое корпоративный портал?"

При реализации такого проекта надо исходить из некой концепции. Наверное, в настоящее время наиболее оптимальна концепция интегрированной платформы приложений APS (Application Platform Suite), предложенная исследовательской компанией Gartner Group. Существенное ее достоинство заключается в том, что она не придумана поставщиками, преследующими свои интересы, или теоретиками, а возникла на основе анализа практической деятельности.

Что же такое APS? Согласно Gartner Group, это платформа (или комплект), которая состоит из сервера приложений, комплекта/платформы средств интеграции приложений в рамках предприятия (Enterprise Integration Suite) и портала. Как подчеркивают аналитики компании, тысячи организаций реализуют концепцию APS, не подозревая об этом.

Комплекты средств интеграции приложений от ведущих фирм включают, как правило, шину обработки сообщений класса MOM (Message Oriented Middleware) для интеграции типа "приложение - приложение", ПО автоматизации бизнес-процессов на базе технологии workflow и, возможно, какие-то другие средства. Эти комплекты (и корпоративный портал!) компании IBM, BEA Systems и Oracle включают в свои серверы приложений, которые фактически являются платформами класса APS. Но такую платформу не сложно сформировать и из продуктов разных поставщиков, что чаще всего и происходит.

При применении платформы класса APS можно оптимально использовать каждый из входящих в нее продуктов: сервер приложений, шину сообщений класса MOM, систему класса workflow, корпоративный портал и т. д. - и получить хорошо интегрированную КИС. В частности, применение корпоративного портала в такой системе дает значительный эффект и снимает вопросы типа: "А зачем нам это нужно?".

Но нельзя не отметить, что, как показывает практика, в том числе и российская, предпортальная интеграция на основе сервера приложений, шины MOM, системы workflow и т. п. сложнее (и дороже), чем собственно внедрение портала. И не всякому она по зубам - чтобы успешно работать в данной области, необходимы немалые опыт и знания, которые могут быть получены только при систематической работе в этом направлении.

Конечно, сложности предпортальной интеграции - не единственная и, может быть, даже не главная техническая причина того положения с корпоративными порталами, которое мы наблюдаем. Но один вывод, похоже, очевиден: внедрение портала желательно рассматривать в контексте более широкого интеграционного проекта.

С полными результатами опросов, проведенных фирмой "Кворум" на этих мероприятиях, можно ознакомиться