Матоссян М. 3DS MAX для Windows. М.: ДМК Пресс, 2003. - 544 с.; Хоу А, Маршалл Б. И. LightWave 3D 7.5 для Windows и Macintosh. М.: ДМК Пресс, 2004 - 416 с.

Компьютерная мультипликация - очень увлекательная область применения вычислительной техники, однако современные анимационные пакеты настолько сложны, что серьезное освоение их привычным методом "научного тыка" является делом почти безнадежным. И тут неоценимую помощь может оказать хорошая книга.

В PC Week/RE (N 16-17/2003, с. 52) была напечатана рецензия на весьма понравившуюся мне книгу Марка Джамбруно "Трехмерная графика и анимация". Однако это издание посвящено анимации как таковой и не "привязано" к какому-нибудь определенному анимационному пакету, что неизбежно приведет к некоторым трудностям при работе с конкретной программой. В особенно сложном положении окажутся читатели, слабо владеющие английским языком, поскольку они не смогут в полной мере воспользоваться прилагаемым к этой книге CD-ROM’ом с пошаговыми инструкциями для нескольких пакетов. К счастью, издательство "ДМК Пресс" выпустило две книги, повествующие о наиболее распространенных в нашей стране анимационных пакетах - 3DS MAX и LightWave 3D.

Обе они относятся к серии "Быстрый старт", а потому идеологически весьма близки и к тому же являются довольно удачным гибридом между учебником для начинающих, содержащим пошаговые инструкции ("для того чтобы получить вот это, нужно сделать то и то"), и четко структурированным справочником, позволяющим быстро найти нужные сведения. И та и другая книги снабжены подробными оглавлениями и предметными указателями. Для 3DS в приложениях дополнительно приводятся пиктограммы панелей инструментов и сочетания клавиш, чего, к сожалению, не предусмотрено для LightWave. Наконец, к этим книгам прилагаются компакт-диски с уроками и примерами, причем объем этой информации для 3DS опять-таки намного больше.

В целом несколько лучшее впечатление оставило издание о 3DS MAX. Помимо большего объема информации, что было отмечено выше, мне было проще пользоваться ею, чем книгой о LightWave (впрочем, это субъективное ощущение). Однако к последней прилагается карточка с логином и паролем, что позволяет зарегистрироваться на форуме издательства и получить там помощь специалиста. Не знаю, насколько это работает в действительности (у меня особых проблем не возникало), но предложение весьма заманчивое... В свою очередь, покупатель книги о 3DS, которую, кстати, рекомендует Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н. Э. Баумана, может получить заплаченные за нее деньги обратно, если запишется на один из курсов этого центра. Тоже приятная возможность, хотя дерзну предположить, что воспользуются ею не многие.

Конечно, у книг имеются и недостатки. Самый главный из них - практически полное отсутствие "теории", без которой новичок в области трехмерной графики вряд ли обойдется, ведь недостаточно знать, как что-либо делается, нужно еще и понимать, почему и для чего это делается. В такой ситуации можно порекомендовать приобрести, например, уже упомянутую выше монографию Марка Джамбруно в качестве "теоретической базы", а также одну из рецензируемых здесь книг в качестве учебника по конкретному анимационному пакету.

Надо также отметить, что в книгах освещаются не все возможности рассматриваемых программ. Впрочем, авторы об этом предупреждают, да и так ли уже это необходимо в литературе для начинающих, тем более что отсутствуют сведения об очень "продвинутых" возможностях, которые новичку просто не нужны.

Мелкие недостатки вроде опечаток или не совсем удачного перевода отдельных предложений (или это недостаток оригинала?) в целом общее положительное впечатление не портят. Мне остается только пожалеть, что, когда я разбирался с книгой Марка Джамбруно, у меня не было под рукой подобного издания (хотя бы на английском) по Maya 5.0 - именно этот пакет я использовал для выполнения предлагавшихся там упражнений.

Версия для печати