ОБРАЗОВАНИЕ

Торжественной церемонией вручения государственных дипломов о высшем образовании и сертификатов Cadence University двадцати выпускникам технического университета МИЭТ (www.miee.ru) закончился первый этап совместного российско-американского проекта, инициатором и координатором которого выступила компания Mirantis (www.mirantis.com). Изначально рассчитанный на трехлетний период, этот проект стартовал в феврале 2002 г. и был направлен на подготовку специалистов в области разработки и проектирования микросхем аналогового и смешанного сигнала, а также "систем на кристалле" (system-on-chip, SOC). Тогда в результате жесткого конкурсного отбора из числа лучших студентов МИЭТа была сформирована группа, начавшая учебу в рамках нового вузовского подразделения - Института проектирования приборов и систем (ИППС, см. PC Week/Re, N 37/2002, с. 35), техническую базу для которого предоставила Cadence Design Systems (www.cadence.com), финансировавшая также разработку учебных программ, оплату труда преподавателей и выплату стипендий учащимся.

Юрий Чаплыгин и Лави Лев вручают диплом

МИЭТа и сертификат Cadence University

одному из первых выпускников ИППС

Для любого студента день выпуска из стен института - большой праздник, для первых выпускников ИППС - праздник вдвойне. И не только потому, что в этот день, 20 февраля, вместе с ректором МИЭТа Юрием Чаплыгиным и преподавателями вуза их поздравили представители Минобразования и Миннауки РФ, а также специально посетившие с этой целью МИЭТ Александр Фридланд, президент Mirantis, Лави Лев, исполнительный вице-президент и генеральный менеджер инструментального подразделения Cadence, и Спенсер Кларк, вице-президент и руководитель учебных программ той же компании. В отличие от многих своих сверстников новоиспеченные магистры, похоже, не столкнутся с проблемой устройства на работу по специальности. Многие из них еще до получения диплома зачислены в штат специализирующихся в области разработки ИС фирм, где они проходили практику. Кстати, как отметил Александр Фридланд, желающих взять к себе на практику студентов из ИППС оказалось более чем достаточно, и российскому отделению его компании, стоявшей у истоков проекта, даже пришлось, чтобы не опоздать, на свой страх и риск брать практикантов еще до официального выделения штаб-квартирой соответствующих ставок. Все это лишний раз подтверждает увеличение спроса на специалистов в области разработки микроэлектронных компонентов, востребованных сегодня не только реорганизованными российскими предприятиями электронной промышленности, но также местными отделениями зарубежных компаний (в частности, Motorola, Mirantis, IDM, Unique IC) и специализированными дизайн-бюро, число которых, как убеждены участники проекта, будет постоянно расти.

Первый выпуск - безусловно, важный результат проекта, но, возможно, не самый главный. На сегодняшний день ИППС - единственный учебный центр Cadence вне территории США, и программа для него формировалась преподавателями МИЭТа и специалистами Cadence фактически параллельно с проведением занятий. К настоящему времени в нее включены 25 специализированных курсов. "Ребята, на вас мы отлаживали методику, - признался, обращаясь к выпускникам, Александр Фридланд. - За два года у нас получился по-настоящему продвинутый план обучения чип-дизайну, причем настолько продвинутый, что в Америке с тем же экзаменом, который держали вы, студенты справились хуже. Кроме того, во время практики многие из вас убедились: то, чему вас учили, действительно нужно для работы".

Еще один, может быть, самый главный итог первого этапа отметил в своем выступлении Лави Лев: "За прошедшие два года мы узнали друг друга, научились работать вместе и теперь пришли к выводу о необходимости расширять рамки этого проекта, с тем чтобы охватить более широкий сегмент промышленности и привлечь на учебу больше студентов. Сейчас мы можем определенно сказать, что начатая совместная работа будет продолжаться и расширяться".

Правда, полной ясности в том, в каких формах и объемах будет развиваться сотрудничество сторон и сам проект, пока, судя по всему, нет. До сих пор американская и российская стороны вкладывали средства, и только теперь наступает период, когда появляется возможность оценить перспективы их возврата. Так, если хотя бы для трех-четырех выпускников ИППС нанявшие их фирмы закупят дорогостоящие коммерческие лицензии на САПР компании Cadence, это может частично, а то и полностью компенсировать ее начальные вложения и послужить хорошим стимулом для наращивания инвестиций. Вместе с тем, как считает профессор Михаил Путря, исполнительный директор ИППС, даже при увеличении численности их ежегодного выпуска до ста человек вряд ли возникнут проблемы с их трудоустройством, а это означает, что МИЭТу, получившему реальный шанс влиться в международную систему подготовки квалифицированных кадров для микроэлектронной промышленности, придется искать дополнительные источники финансирования. Наиболее очевидный вариант - привлечение к участию в проекте фирм, непосредственно заинтересованных в переподготовке своих кадров и пополнении штата молодыми специалистами. По некоторым данным, интерес к реализуемой в МИЭТе программе уже проявило российское отделение фирмы Motorola, в последнее время активно развивающее свое инженерное подразделение. Хочется надеяться, что не останутся в стороне и отечественные предприятия.

В целом можно констатировать, что успешно начатый проект, несомненно способствующий повышению престижа МИЭТа, вступил в новую фазу, когда предстоит конкретизировать формы и масштабы его дальнейшего воплощения. В этом смысле ближайший год будет чрезвычайно важным.

Версия для печати