ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

Хотят ли производители ПО осчастливить своих клиентов и увеличить продажи? Если да, мой им совет - не закладывайте в продукты процедуры активации, а если это уже было сделано, то изымите их. Многие вендоры откликнулись на мою недавнюю статью, в которой я критиковал использование в программных продуктах технологий активации. Они призваны уменьшить уровень пиратства и увеличить доходы, но в то же время ограничивают покупателей в способах, времени и месте применения приобретенных ими приложений.

Все отозвавшиеся софтверные компании защищали активацию. Однако по вполне понятным причинам столь же единодушны были и пользователи ПО, выразившие активный протест против раздражающих и стесняющих функций активации, заложенных в купленные продукты.

Некоторые представители вендоров спрашивали, как бы я поступил на их месте. Повторяю свой прежний ответ: откажитесь от активации. Это близорукая полумера, которая в конечном счете нанесет ущерб продажам и оттолкнет потенциальных клиентов.

Разумеется, за свои продукты софтверные компании должны получать деньги. И пиратство надо пресекать. Но к борьбе с пиратством активация не имеет никакого отношения.

Почти во всех случаях применения активации пираты незамедлительно выпускали взломанные версии. Например, пиратский вариант пакета MX 2004 фирмы Macromedia появился день в день с выпуском самого продукта. Значит, против настоящих пиратов активация бесполезна.

Другая цель активации - пресечь использование ПО в формах, не предусмотренных лицензией. По собственному опыту и из бесед со многими ИТ-менеджерами и разработчиками могу сказать, что такое использование не вредит продажам ПО. Взять хотя бы человека, желающего, чтобы некое приложение исполнялось на его рабочей системе, на ноутбуке и домашнем ПК. Неужели за такое удобство компания должна доплачивать сотни и тысячи долларов? Это лишь вызовет раздражение пользователей, которые не посоветуют своим знакомым этот продукт.

Даже когда человек нелегально инсталлирует ПО или копирует его у приятеля, я сомневаюсь, что производитель реально заинтересован помешать этому с помощью активации. Скорее наоборот - зачастую производителю такая практика выгодна.

Вот, например, Macromedia Dreamweaver. Уверен, что немалая часть нынешних пользователей Dreamweaver начали с нелицензированной копии, взятой у знакомых. Узнав возможности приложения и почувствовав его мощь, они следующие версии Dreamweaver уже купили и, скорее всего, порекомендовали его коллегам. Несмотря на кажущиеся потери, Macromedia все-таки смогла обеспечить достаточный объем продаж и стала доминировать в своем сегменте рынка, особенно в области средств дизайна Web-сайтов.

А что бы случилось, прибегни компания к активации? Многие из потенциальных пользователей Dreamweaver, а их значительную часть составляют студенты, просто не смогли бы купить свою первую копию продукта, и, следовательно, говорить, что в тот момент Macromedia теряла продажи, нет никаких оснований. Использование же ознакомительной версии в течение 30 дней недостаточно для серьезного освоения ПО, и те, кто ее получил, вряд ли стали бы ревностными поклонниками Dreamweaver.

Значит, когда у людей есть причины воздерживаться от покупки, активация не способна стимулировать новые продажи. Но при этом она может негативно отразиться на будущих продажах компании. К тому же эта процедура создает неудобства как раз для лояльных пользователей, что, естественно, повлияет на их оценку продукта и в конечном счете даст результаты, противоположные ожидаемым.

Большинство людей следует обычным нормам поведения, и поэтому они купят нужное им ПО, если его продают за разумную цену. Действительно, постоянные напоминания о необходимости зарегистрировать продукт могут подтолкнуть честного пользователя на правильный путь. Но те, кому на все это наплевать, все равно потеряны - они в любом случае сумеют достать взломанные версии.

Выгодно ли вендору, чтобы клиенту было хорошо и он имел возможность инсталлировать купленное ПО на лишнем ПК? Или лучше вводить строгие лицензионные меры, игнорирующие естественные потребности людей? Послушайте меня - если пользователь увидит в вас своего неприятеля, он никогда не порекомендует ваш продукт кому-то другому. А тот, кто почувствует в вас партнера, станет вашим лучшим покупателем. И вот как раз это ощущение вы должны ему дать бесплатно. Подумайте о моих словах. 4 Адрес Джима Рапозы: jim_rapoza@ziffdavis.com.

Версия для печати