БИЗНЕС

В связи с 15-летним юбилеем группа компаний "Аскон" (www.ascon.ru) подвела итоги своей многолетней деятельности, сообщила результаты минувшего года и поделилась планами на будущее.

"Аскон" основали в 1989 году сотрудники Коломенского бюро машиностроения, которое в советское время было головной организацией Министерства оборонной промышленности по разработке САПР. Затем вышел продукт "Компас" для ПК и был заключен первый контракт с Ленинградским металлическим заводом. С тех пор САПР "Компас" прошла длинный путь развития и из простого DOS-приложения превратилась в интегрированную Windows-систему, выполняющую функции CAD/CAM/PDM, т. е. автоматизированного проектирования, подготовки производства и управления инженерными данными. Ее применяют предприятия машиностроения и приборостроения, конструкторские бюро, проектные организации. Компания сейчас имеет 300 сотрудников, 20 региональных офисов и 25 дилерских центров.

Не все минувшие годы были простыми. Как рассказал директор по маркетингу Евгений Бахин, сначала развитие отечественного рынка САПР шло неплохо, но в 1992-1996 гг., когда предприятиям еле хватало денег на выплату зарплаты, наступил полный застой. Ситуация начала меняться в 1997-м, а с 1999-го дела "Аскона" пошли в гору - четыре года подряд компания ежегодно удваивала оборот. Параллельно увеличивалось число предприятий-заказчиков - с 750 в 1999 г. до 2000 в прошлом году.    

Евгений Бахин:

 "В этом году бизнес "Аскона" будет расти быстрее, чем рынок САПР в целом"

В минувшем году темп роста дохода "Аскона" несколько замедлился - объем продаж повысился на 45% по сравнению с 2002-м и достиг 5,1 млн. долл. (при плане 4,6 млн. долл.). В результате в 2003 г. компания заняла на отечественном рынке САПР пятое место (13%) по финансовым показателям и первое (41%) - по количеству установленных рабочих мест (данные журнала "САПР и графика", полученные путем опроса 5000 предприятий). По словам г-на Бахина, в обороте компании примерно 10-15% приходится на интеграторскую деятельность, 5-10% - на обучение, а остальное - на поставку ПО. Кроме того, доход от продвижения продуктов "Аскона" получают дилеры, которые все вместе зарабатывают на услугах не менее 500 тыс. долл. в год. Сеть включает около 40 компаний, все они являются прямыми партнерами, а дистрибьюторское звено отсутствует. Г-н Бахин объяснил такую организацию сети сложностью продуктов "Аскона". Их продвижение нельзя доверять сторонней фирме, которую трудно контролировать. Поэтому функции дистрибьютора выполняет сама компания и ее региональные офисы.

Рассказ о планах на будущее г-н Бахин начал с перспектив развития рынка САПР в России. По прогнозам специалистов, этот сектор будет расти быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Так, если рост российской экономики составит 6-8%, рост рынка ИТ - 15-20%, то сектор САПР может увеличиться на 25-50%. Он объяснил это опережение многолетним недофинансированием и отложенным спросом, образовавшимся во время промышленного спада. Правда, прогресс отрасли САПР сдерживается рядом проблем. Главные из них - высочайший уровень пиратства (порядка 90% программ используются нелегально), недостаток квалифицированных кадров у разработчиков и заказчиков, а также неблагоприятное налогообложение закупок ПО, из-за которого предприятиям не выгодно легально приобретать программы. Компания "Аскон" вносит свой вклад в решение этих проблем: вступила в Ассоциацию поставщиков программных продуктов, цель которой - борьба с пиратством, поддерживает образование (в прошлом году вузам было бесплатно передано около 3500 лицензий).

Но несмотря на все трудности, рынок САПР успешно развивается. Г-н Бахин выделил три основные тенденции: во-первых, заказчики постепенно переходят от внедрения локальных рабочих мест к автоматизации целых подразделений, во-вторых, на крупных предприятиях начинается движение от автоматизации подразделений к внедрению комплексной информационной системы и, в-третьих, самые передовые организации рассматривают возможность построения единого информационного пространства, в котором средства инженерной подготовки производства через справочные БД и интерфейсы объединяются с системами управления предприятием (ERP). В результате реализуется концепция управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). Хотя сейчас в нашей стране переход на PLM находится на начальной стадии, по словам г-на Бахина, к этой технологии уже проявляют интерес производители изделий с длительным жизненным циклом - предприятия авиастроения, судостроения и ВПК. Там внедрение PLM даст требуемый эффект.

Для создания единого информационного пространства "Аскон" в прошлом году выпустил комплекс продуктов, включающий пакет конструкторско-технологической подготовки производства "Компас-3D", PDM-систему "Лоцман:PLM", модули интеграции с ERP-системами, технологические приложения, модули связи электронных и механических САПР и новую серию программ для строительного проектирования.

В этом году "Аскон" собирается выпустить очередные версии ключевых продуктов "Компас-3D" и "Лоцман:PLM", новые корпоративные справочники данных, а также будет развивать свою технологию объектно-ориентированного представления инженерных данных в системе "Лоцман:Дизайнер". Компания планирует увеличить оборот на 30-40% (т. е. опередить рост рынка САПР) и получить от продажи продуктов и услуг 7 млн. долл.