МИНСВЯЗИ

Коллегия министерства подвела итоги года, заявив о положительной динамике развития отрасли

Со 2 по 4 марта на расширенном заседании коллегии Минсвязи России были рассмотрены итоги работы отрасли связи и информатизации в 2003 г. и задачи на 2004-й. Прошедший год и для государства, и для сферы инфокоммуникаций страны можно расценивать как продолжившийся период экономического подъема. Рост ВВП составил 7,3%; при этом темпы развития связи и ИТ значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно), что позволяет говорить об устойчивости тенденции укрепления отрасли.Были отмечены стратегически важные для отрасли события - принятие новой редакции закона "О связи", завершение основного этапа реструктуризации региональных предприятий холдинга "Связьинвест", развитие и корректировка федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия", дальнейшее распространение сотовой связи и превышение числа пользователей мобильных телекоммуникаций над количеством абонентов фиксированной связи.

Леонид Рейман: "В последний период отрасль

развивается с темпом прироста порядка 40% в год"

В работе итоговой коллегии приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития РФ, Росавиакосмоса и другифедеральных министерств и ведомств, полномочные представители президента России в федеральных округах, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ, руководители и специалисты организаций связи и информатизации, представители отраслевых профсоюзов и общественных организаций.

Общие отраслевые показатели

С основным докладом на коллегии выступил и. о. министра по связи и информатизации Леонид Рейман. Как было отмечено в его выступлении, итоги функционирования отрасли связи и информатизации свидетельствуют о сохранившейся в 2003 г. положительной динамике в развитии производственно-хозяйственной деятельности организаций связи.

Общий доход отрасли за 2003 г., по оперативным данным, составил 387,4 млрд. руб., что на 41,8% больше уровня 2002-го. В прошедшем году организации оказали населению услуги связи на 183,3 млрд. руб., что на 54,9% превышает аналогичныпоказатель 2002 г. Поступления в консолидированный бюджет от предприятий связи и ИТ составили 80,2 млрд. руб. Отечественные инвестиции в отрасли возросли в 1,5 раза и превысили 78,7 млрд. руб.

Показатели работы отрасли в 2003 г.

В отрасли действует 18 042 лицензии на предоставление услуг связи, в том числе 14 905 - по электросвязи, 2927 - по теле- и радиовещанию, 210 - по почтовой связи. Выдано 5551 разрешение. Продлено 750 и прекращено действие 1372 лицензий. Поступило 1484 заявки на сертификацию и выдано 1306 сертификатов.

В стране зарегистрировано 95 тыс. сетей электросвязи, включающих в свой состав более 4 млн. радиоэлектронных средств (РЭС). В 2003 г. оформлено 16 тыс. и около 7600 разрешений на использование частот соответственно централизованного и децентрализованного значения. Поданы документы на 1962 частотных присвоения.

Проведено 13 495 плановых и 4596 внеплановых проверок операторов связи, в ходе которых выявлено свыше 60 тыс. нарушений условий лицензий.

Электросвязь

Общий объем предоставленных услуг электросвязи вырос за прошлый год на 42,4% и достиг 359,1 млрд. руб. При этом доля традиционных операторов (естественных монополистов) на рынке составила около 40%, а новых операторов связи - 60%.

В прошлом году предприятиями отрасли было введено в эксплуатацию около 62 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, 4 млн. номеров автоматических телефонных станций фиксированной связи, свыше 53 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций.

Прирост количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети составил 1,8 млн. единиц, в основном за счет установки телефонных аппаратов у населения. Очередь на установку телефона сократилась более чем на миллион человек. Правда, в ней остается еще около 5 млн. заявителей.

В соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" в прошлом году продолжалась работа по развитию сельской телефонной связи. За счет собственных средств организаций электросвязи введено в эксплуатацию 355,6 тыс. номеров, что на 47,4% больше, чем в 2002-м.

Наиболее крупными объектами строительства международной и междугородной связи, введенными в прошлом году, стали волоконно-оптические линии связи между Россией и Азербайджаном, а также расширение пропускной способности линии Москва - Самара - Новосибирск с использованием технологии DWDM.

Развитие местной телефонной связи в 2003 г. осуществлялось на базе современных цифровых станций, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг. Коэффициент цифровизации местной телефонной сети по всем операторам составил порядка 46,6% против 41,4% в 2002 г.

Сотовая и спутниковая связь

В 2003-м число абонентов сотовой связи, по данным статистики, увеличилось с 18 млн. до 36,4 млн. абонентов. Уровень проникновения этой технологии в стране к концу года достиг 24,7%. Как и в предшествующем году, основной вклад в увеличение числа абонентов сотовой связи в России внесли операторы федеральной сети стандарта GSM (см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 18).

На конец февраля абонентская база МТС составила 18,945 млн., "ВымпелКома" - 12,549 млн., "МегаФона" - 7,163 млн. пользователей. В Москве уровень проникновения сотовой связи достиг 71%. Ежемесячный прирост числа клиентов значительно превышает один миллион.*1

_____

*1. К этим цифрам следует относиться весьма осторожно, так как ряд тарифных планов операторов сотовой связи стимулирует получение абонентами новых номеров без удаления старых. Массовость этого явления обуславливает завышенность абонентской базы. Прим. гл. ред.

Успешно проводится программа по обновлению и расширению российской спутниковой группировки гражданского назначения. В конце прошлого года осуществлен запуск космического аппарата (КА) "Экспресс-АМ22" (см. PC Week/RE, N 1/2004, с. 16), что уже в нынешнем позволит операторам связи расширить возможности цифрового теле-, радиовещания и услуг мультимедиа, более интенсивно развивать дистанционное обучение, телемедицину, доступ в Интернет.

Таким образом, начиная с 1999 г. по настоящее время российская группировка спутников связи и вещания обновилась и пополнилась девятью космическимаппаратами, в том числе одним "Экспресс-АМ 22", тремя КА "Экспресс-А", двумя КА "Ямал-200" и по одному КА "Ямал-100", "Горизонт-45" и "Экран-18". По оценке Юрия Коптева, генерального директора Российского авиационно-космического агентства, за это время емкость отечественной орбитальной группировки выросла в два раза.

За прошлый год в европейской части России и в уральском регионе установлено около полутора тысяч наземных станций для приема пакета телевизионных программ "Первый канал", "Россия" и "Культура" в цифровом формате.

По словам г-на Коптева, в настоящее время проводятся ОКР по разработке малого спутника связи "Экспресс-1000", КА "Гонец-М" для низкоорбитальной системы связи и ряда других аппаратов. Однако остается открытым вопрос о создании нового спутника непосредственного телевизионного вещания на основе цифровых технологий вместо устаревшего "Экрана".

Информатизация

В 2003 г. наблюдалось устойчивое развитие рынка информационных технологий, который по сравнению с 2002 г. вырос на 20,3 %. Его общий объем, по данным г-на Реймана, достиг 6,9 млрд. долл. В этой сумме доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг - в 25% и ПО - в 11%. Такая структура, по мнению и. о. министра, свидетельствует о незрелости рынка.

Обновление парка эксплуатируемых ЭВМ составило 8,3%. Их общее число превысило 13 млн. шт. Увеличивается количество персональных компьютеров в домашнем использовании. Плотность ПК составляет 9,0 ед. на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г.

Успешно развивается российский сегмент Интернета: объем услуг (без доступа) оценивается в 220 млн. долл., что говорит о 25%-ном росте по сравнению с 2002 г. Общее количество граждан РФ, пользующихся глобальной сетью, достигает, по разным оценкам, от 12 до 14 млн. человек. Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% трафика замыкается внутри России.

В 2003 г. в рамках ФЦП "Электронная Россия" министерство приступило к реализации ряда крупных проектов общегосударственного значения. Среди них - создание федеральной межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации о проследовавших через государственную границу России лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных (АС "Погранконтроль") и системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН).

Кроме того, совместно с МИД России проводится работа по развитию автоматизированной системы машиносчитываемых паспортов и виз, а в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой РФ - по построению единой системы обеспечения надзора за исполнением законов с использованием интегрированной телекоммуникационной инфраструктуры. Расширились горизонты ГАС "Выборы". По словам председателя Центризбиркома Александра Вишнякова, ее возможности по передаче и обработке информации в 2003 г. увеличились в 45 раз (см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 32). Выполненная в прошлом году работа по усовершенствованию системы совместно с Минсвязи России и при участии таких компаний, как "Связьинвест", "Ростелеком", НИИ "Восход", позволила установить в ГАС более 100 тыс. единиц оборудования.

Ярким примером интеграции различных технологий и услуг в процессе формирования в России информационного общества может служить проект "КиберПочт@ ", в рамках которого практически во всех регионах страны открыты пункты коллективного доступа в Интернет (ПКД). С начала 2002 г. услугами ПКД воспользовалось более 4 млн. человек, среднемесячная посещаемостфункционирующих в настоящее время 3011 пунктов составляет около 250 тыс. человек.

Проблемы

Как водится, доклад и. о. министра в основном сводился к перечислению достижений*1 и практически не затронул "узких" мест и разного рода неувязок в отрасли. А их по-прежнему хватает. Например, в новой редакции закона "О связи", которая уже введена в действие с января, предусмотрена реализация универсальной услуги на всей территории страны. Однако реально запуск этого механизма произойдет никак не раньше конца нынешнего года.

_____

*1. Ко многим из которым министерство по существу никакого отношения не имеет. - Прим. ред.

Прежде ни один доклад главы администрации связи страны не обходился без упоминания наших амбиций в области мобильных систем связи третьего поколени(3G). Однако сейчас, когда возможности внедрения этих технологий близки как никогда и десятки стран уже развернули сети 3G, г-н Рейман не обмолвился по этому поводу ни единым словом: видимо, не созрели условия для выдачи соответствующих лицензий в стране, да и сами операторы не особенно рвутся внедрять такого рода структуры. Говоря о телекоммуникационном рынке России, г-н Рейман приводил данные только о развитии услуг связи, не включая туда сведения об объемах продаж оборудования связи. А этот "довесок" не так уж и мал: по данным Market-Visio, на мировом телекоммуникационном рынке соотношение услуги/оборудование в 2003 г. составляло 4:1, причем для быстроразвивающегося российского рынка оно может быть где-то на уровне 3:2, при этом речь должна идти о 4-5 млрд. долл.

Вопрос о закупках оборудования весьма тесно связан с ролью отечественных производителей в этой сфере экономики, поскольку именно Минсвязи регулирует условия их выхода и взаимодействия в тех или иных сегментах рынка, участия в программах и т. д. До сих пор сколько-нибудь заметной национальной техническополитики у администрации связи страны не отмечалось. Причем потери государства от такой "безликости" Минсвязи с каждым годом все более увеличиваются: например, закупки за рубежом только сотовых телефонов в прошлом году удвоились, составив сумму свыше 1,5 млрд. долл.

С другой стороны, ничего удивительного здесь нет: в министерстве фактически ликвидировано главное техническое управление - один из важнейших органов в сфере научно-технической политики отрасли. Велика ли экономия от такой рационализации, не знаю, но вред от нее вполне очевиден - достаточно посмотреть на состояние ведомственных НИИ и КБ, технической и исследовательской базы учебных заведений связи в стране, оценить ущерб овнедрения негармонизированных сетевых и технических решений.

Если с введением универсальной услуги в отрасли все-таки создается устойчивый источник поддержания и развития невыгодных с коммерческой точки зрения базовых сервисов типа распространения телефонов-автоматов, то эффективного механизма по финансированию НИОКР пока не выработано. Результат - сокращение численности персонала и ухудшение техническогоснащения НИИ, уменьшение объема независимых исследований и разработок, отсутствие ключевых отечественных стандартов, современной терминологической и статистической базы, допуск на рынок несовместимых технологий и технических решений.

Ускоренная либерализация отрасли нередко приводит к неожиданным последствиям. Например, на коллегии сообщалось, что в Дагестане из-за нерентабельности сокращается число отделений почтовой связи в сельской местности. Услуги доставки пенсий населению переходят к альтернативным коммерческим предприятиям, значительная часть которых контролируется криминальными структурами. При этом пенсии либо вовсе не доходят до адресатов, либо выдаются частично. В итоге нарушаются права граждан, а "живые" деньги питают теневой сектор экономики.

По-прежнему не решаются вопросы компенсации за выполнение важных государственных функций и обслуживание льготных категорий населения. Например, только "бесплатная" пересылка воинской корреспонденции обходится почтовой службе в 480 млн. руб. ежегодно. Список проблем Минсвязи можно продолжать еще очень долго. Хотелось бы надеяться, что с передачей бывшего Минсвязи под "крыло" нынешнего укрупненного Министерства транспорта и связи России наболевшие проблемы отрасли будут, наконец, успешно разрешены.

Планы развития отрасли

2004 год будет, по мнению Леонида Реймана, насыщенным и сложным. В качестве основных задач на год определен комплекс мер по внедрению новой техники и услуг в области связи и информатизации, по законотворческой деятельности.Надо обеспечить подготовку и своевременное внесение в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О связи", согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждение Правительством "Концепции развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года".

Предполагается увеличить объемы ввода цифровой номерной емкости местной телефонной сети и вывести из эксплуатации аналоговое оборудование; продолжить преобразование "Связьинвеста" и МРК связи с целью их превращения в современные и конкурентоспособные компании.

ФГУП "Космическая связь" обеспечит финансирование производства четырех КА серии "Экспресс-АМ" (три из которых должны быть запущены в 2004 г., что позволит увеличить на 40% пропускную способность орбитальной группировки); планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55 - 60 млн.

Министерство намерено провести необходимые мероприятия для утверждения Правительством России положения о лицензировании деятельности по выдаче сертификатов ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП), регистрации владельцев ЭЦП, оказанию услуг, связанных с использованием ЭЦП, и подтверждению подлинности ЭЦП.

Количество пунктов коллективного доступа в рамках проекта "КиберПочт@" в 2004 г. должно быть доведено до 10 тыс., а в перспективе - до 20 тыс.; число пунктов почтового перевода денежных средств предположительно вырастет до 5100 единиц.

Версия для печати