Иногда и финансовые результаты нуждаются в пояснениях

Нам иногда бывает трудно понять, почему укрепление евро по отношению к доллару совсем не радует европейских предпринимателей. Наглядной иллюстрацией последствий такого рода процессов стали финансовые результаты деятельности компании SAP ( www.sap.com/cis ) в 2003 финансовом году, совпадающем у нее с календарным. Впервые за последние десять лет доходы SAP, составившие 7,025 млрд. евро, снизились (на 5%) по сравнению с предыдущим годом. Но если бы отчетность велась в долларах, можно было бы с гордостью рапортовать о 13%-ном росте, который, кстати, выше, чем в среднем по рынку ERP (5%). О реальной успешности прошлого года недвусмысленно свидетельствует и удвоение чистой прибыли, достигшей уровня 1,08 млрд. евро. Удачным, по мнению управляющего директора SAP по странам СНГ и Балтии Алексея Шлыкова, минувший год был и для местного офиса.

Павлу Лубужу (справа) и Алексею Шлыкову предстоит

научиться понимать друг друга с полуслова

Его доход вырос на 16% и составил 75,888 млн. евро. Однако этот прирост не только меньше, чем у местного ERP-рынка в целом, но и ниже плановых показателей, установленных руководством SAP CIS. Как объяснил г-н Шлыков, им не удалось увеличить доходы на планируемые 20% лишь из-за того, что изменились юридический статус и методология отчетности дочерних фирм, ведущих теперь самостоятельную финансовую деятельность в России, на Украине и в Казахстане. Формально следуя строгим стандартам US GAAP, пришлось часть прошлогодних поступлений по контрактам (около 6,5 млн. евро) перенести на более поздние периоды. Из указанной выше суммы 38,495 млн. евро получено от продаж лицензий (прирост 4%), 24,204 млн. евро за консалтинг и обучение (+30%) и 13,144 млн. евро за сопровождение (+39%). На российском рынке интегрированных систем управления лидирующее положение SAP, контролировавшей в 2002 г. его добрую половину (см. диаграмму), вряд ли существенно изменилось. По словам г-на Шлыкова, его представительство принесло в копилку головной корпорации 12 млн. евро прибыли, а по доходам оно занимает 12-е место среди филиалов в других странах мира.

В мире в целом прошлый год ознаменовался для SAP началом массового продвижения интеграционной платформы NetWeaver и успешными продажами решения mySAP CRM. Показанная г-ном Шлыковым диаграмма наглядно продемонстрировала, как SAP, отставая в начале года по объемам продаж CRM-лицензий от лидера этого сегмента компании Siebel на 10%, к концу его уже опережала конкурента на 20%. Нисколько не умаляя успехов SAP, укажем на то, что доходы Siebel за этот период снизились. Не исключено, что успеху CRM-решения SAP в значительной мере способствует его тесная интеграция с базовым комплектом приложений mySAP Business Suite. По крайней мере так обстоит дело в странах СНГ: все предприятия, внедрившие здесь CRM-решение SAP, уже эксплуатировали ее же ERP-систему (среди них украинский сотовый оператор UMC и известные отечественные системные интеграторы IBS и Sterling Group). Что касается NetWeaver, то сегодня ведутся только предварительные переговоры с российскими заказчиками, заинтересованными в применении этой интеграционной платформы.

Доли (%) ведущих поставщиков интегрированных систем управления

 предприятием на рынке России в 2002 г. (продажи лицензий и сопровождение)

В прошедшем году SAP CIS подписала 48 новых контрактов, причем 26 - с новыми клиентами. Число предприятий, имеющих лицензии на ПО SAP, достигло в СНГ и Балтии 278, из них 201 довело дело до стадии продуктивной эксплуатации. Очень важным для руководства московского офиса SAP стало появление первых клиентов в государственном (Департамент финансов правительства Москвы, Фонд федерального имущества, Госстрой), банковском (МДМ-Банк, Уральский банк реконструкции и развития, УкрСиббанк) и страховом ("Прогресс-Гарант", СОГАЗ) секторах. Крупные проекты продолжаются в Росэнергоатоме, "Мегафоне", "Трубной металлургической компании" и ряде других организаций.

За год число вертикальных решений SAP выросло с 23 до 28, и все они доступны российским заказчикам. Кроме того, планируется более четко структурировать предложения SAP в горизонтальном разрезе. Наряду с базовым набором mySAP ERP (финансы, корпоративные сервисы, управление текущими операциями и персоналом) заказчикам будут предложены решения mySAP CRM, mySAP SCM, mySAP SRM и mySAP PLM. Как и в минувшем году, руководство SAP CIS заявляет о своей решимости идти навстречу предприятиям среднего и малого бизнеса. И если за истекший период силами двух партнеров (российского TopS BI и белорусского "Атлант-М") развернуто около десятка решений для среднего рынка mySAP All-in-On, то выпуск локализованной версии продукта SAP Business One, нацеленного на нишу малого бизнеса, ожидается не ранее чем через полгода. Разговоры о его локализации ведутся уже второй год, но, думается, главная проблема здесь вовсе не в этом: серьезное продвижение на столь специфический рынок требует построения иной модели продаж и создания обширной партнерской сети. В этой связи интересно отметить, что Алексей Шлыков сегодня впервые со времени представления Business One заявляет о том, что с рядом отечественных компаний ведутся переговоры об их вхождении в такую партнерскую сеть.

Для решения новых задач SAP CIS привлекает новых топ-менеджеров. Участникам итоговой пресс-конференции были представлены принятые в компанию в начале нынешнего года директор по продажам и развитию бизнеса Павел Лубуж и директор по маркетингу Борис Вольпе. Первый заменил Наталью Парменову, вернувшуюся в европейский офис SAP. С 1994 по 2001 гг. он уже работал в SAP CIS, но затем в течение трех лет занимал пост заместителя директора российского отделения Accenture. Второй, бывший до этого одним из руководителей проекта развертывания розничного бизнеса в Альфа-Банке, пришел на смену Гамиду Костоеву.

Версия для печати