Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2003 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2003 г. оценивается примерно в 3,7 млн. шт. В денежном выражении это соответствует 2,317 млрд. долл.

Структура российского рынка в 2003 г.

Около 87,5% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, порядка 8,5% - на ноутбуки, 2% - на карманные компьютеры (КПК) и примерно 2% - на серверы (на платформе Intel).

По сравнению с 2002 г. объем продаж ПК в прошлом году вырос почти на 21,4%. На рынке серверов рост составил 20,9%, а ноутбуков было продано на 84,3% больше. Продажи КПК за год увеличились на 60,7%.

В лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам 2003 г. входят* Aquarius, Excimer DM, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, при этом доля первой пятерки компаний составила 22% продаж настольных компьютеров, а показатели первой тройки очень близки между собой.

В сегменте ноутбуков в пятерку лидеров вошли* Asustek, Hewlett-Packard, iRU, Rover Computers, Toshiba - на их долю приходится 64,6% всех продаж. Лидером рынка по-прежнему является марка RoverBook.

Наилучшие показатели продаж карманных компьютеров по итогам 2003 г. у Hewlett-Packard. При этом на долю первой пятерки компаний* - Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, Rover Computers, Sony - пришлось 81,5% всего объема продаж КПК.

В сегменте серверов уверенно лидирует Hewlett-Packard. Первая пятерка производителей этого класса техники* - Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway - контролирует 55,3% продаж в натуральном выражении.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в 2003 г. составил более 4,36 млн. штук, т. е. показатели 2002 г. превзойдены на 39%. В денежном выражении рост был несколько больше, и в результате рынок за 2003 г. оценивается почти в 1,1 млрд. долл., что на 40% превысило итоги 2002 г. В течение года наблюдалась значительная ценовая эрозия в сегменте ЭЛТ-мониторов, которая почти скомпенсировала имевшее место во второй половине года повышение цен на ЖК-мониторы. В результате средневзвешенная стоимость монитора на российском рынке в 2003 г. составила 252 долл., т. е. осталась примерно на уровне предшествующего года.

В 2003 г. от производства 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов отказалось большинство вендоров, вследствие чего их итоговая доля уменьшилась почти на 20% и составила менее 7% рынка. Доминирующим сегментом остались 17-дюймовые ЭЛТ-аппараты, чья доля, однако, снизилась до 40,5%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21(22)-дюймовых ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться и они окончательно превратились в нишевый товар.

ЖК-мониторы во второй половине 2003 г. были в большом дефиците, который сопровождался значительным повышением цен. В результате их суммарная доля достигла "всего" 30% в штучном выражении и фактически 50% - в денежном. В данном сегменте основной технологической тенденцией был опережающий рост продаж 17-дюймовых устройств, которые к концу года практически догнали 15-дюймовые аппараты.

Как и в предыдущие годы, на российском рынке мониторов в 2003-м уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, а на третьем месте крепко обосновалась компания NEC-Mitsubishi (особенно если учитывать суммарные продажи обоих ее брендов - NEC и Mitsubishi). Затем следуют RoverScan и Philips, последняя из которых к концу года сделала впечатляющий рывок и в IV квартале даже вошла в тройку лидеров.

Принтеры

В 2003 г. общий объем продаж на рынке принтеров (включая "серые" поставки) превысил 2,8 млн. шт., что почти на 40% больше, чем в 2002 г. Темпы роста денежной составляющей рынка увеличились до 20% (против 15% годом раньше), что объясняется продолжающимся смещением структуры продаж в пользу лазерных устройств, которых в середине года продавалось даже больше, чем струйных. В целом за год "струйники" составили половину всех проданных принтеров, причем в конце его, благодаря традиционному предновогоднему всплеску спроса на массовые модели, все четыре ведущих производителя* принтеров этого типа (Canon, Epson, Hewlett-Packard и Lexmark) смогли значительно увеличить поставки.

В лазерном сегменте наиболее динамично росли продажи монохромных принтеров Samsung и цветных моделей Epson, а в целом на принтерном рынке эти компании вместе с Hewlett-Packard и составили тройку лидеров.

Настольные МФУ

Настольные многофункциональные устройства - самый быстрорастущий сегмент рынка компьютерной периферии: в 2003 г. объем их продаж увеличился почти на 80% по сравнению с 2002-м, превысив 145 тыс. шт. В денежном выражении продажи выросли на 50% и составили около 60 млн. долл. Заметным изменением в структуре рынка МФУ стал опережающий рост продаж струйных устройств, доля которых увеличилась за год более чем на 10%. Ведущие поставщики в этой категории устройств*: Epson, Hewlett-Packard и Lexmark. В сегменте МФУ с лазерной технологией печати в число лидеров вошли компании Brother, Hewlett-Packard и Xerox.

Мультимедийные проекторы

В прошлом году на российский рынок было поставлено 24,8 тыс. мультимедийных проекторов (MMP), что на 24% превысило суммарные показатели 2002 г. В денежном выражении рынок составил более 65 млн. долл., т. е. он даже немного сократился по сравнению с предыдущим годом. Относительно невысокий рост этого динамичного сегмента объясняется тем, что мы при оценке объемов рынка учитываем и крупные тендерные поставки, несмотря на то, что они могут дать аномальные отклонения. Если, как нам рекомендуют некоторые игроки этого рынка, вычленить из объемов рынка ММР тендеры Минобразования по программе "Дети России" за 2002 и 2003 гг. и сравнивать только "регулярные" поставки, то рост рынка проекторов в 2003-м мог бы быть оценен в 64%.

За год средневзвешенная стоимость проектора снизилась на 1100 долл. (31%-ное падение) и составила чуть менее 2,5 тыс. долл. Главное достижение 2003 г. в том, что начал оформляться сегмент проекторов стоимостью до 1500 долл. (а это именно тот ценовой уровень, при массовом достижении которого, по всем прогнозам, рынок MMP вступит в зону эластичности). Во втором полугодии прошлого года уже каждый пятый продаваемый на рынке проектор стоил менее 1500 долл.

В 2003 г. по-прежнему была выраженная тройка лидеров* - InFocus, Panasonic и Sanyo, среди которых наибольшие успехи на регулярном рынке пока показывает Sanyo. За ними с некоторым отрывом следуют* Hitachi, Mitsubishi и Toshiba.

Плазменные панели

Российский рынок плазменных панелей (PDP) в прошлом году показал впечатляющие темпы роста. По итогам 2003 г. он практически достиг отметки в 29 тыс. проданных устройств, что в 2,3 раза превышает показатели 2002 г. В денежном исчислении рынок составил более 170 млн. долл., что "всего" на 67% превышает итоги предшествующего года и объясняется очень значительной ценовой эрозией, благодаря которой средневзвешенная стоимость одной панели опустилась до 6000 долл.

2003 г. ознаменовался сменой лидера на российском рынке PDP. Все предыдущие годы с довольно существенным отрывом лидировала компания Fujitsu, но, по-видимому, фирма не сумела ускорить темпы поставок в унисон с ростом рынка и, как следствие, отошла на вторые позиции. В прошлом году основная борьба развернулась между "тремя P": компаниями Panasonic, Philips и Pioneer, среди которых в самом конце года (IV кв. 2003 г.) на первое место вырвалась Philips. За ними следует группа из пяти вендоров* - Fujitsu, LG, Samsung, Thomson, Toshiba - также с довольно весомой долей рынка.

ЖК-телевизоры

Еще более быстрорастущим, чем PDP, является рынок ЖК-телевизоров. В 2003 г. на российском рынке было продано 40,2 тыс. ЖК-телевизоров на сумму более 56 млн. долл. При этом учитывались только "настольные" полноцветные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 40 дюймов, предназначенные в первую очередь для использования в домашних условиях в качестве телевизора. Не включены маленькие носимые аппараты, автомобильные ТВ, новые проекционные телевизоры, в основе которых находится не ЭЛТ, а ЖК-панель.

Важно отметить, что в течение прошлого года наблюдалась взрывная динамика продаж: например, IV квартал превышал объемы продаж I квартала более чем в четыре раза.

По итогам 2003 г. среди поставщиков ЖК-телевизоров можно выделить очевидного лидера - это компания Sharp. В лидирующую группу входят также компании* LG, Philips и Samsung, за ними с несколько меньшей долей следуют* Panasonic, Sony и Toshiba.

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в 2003 г. продолжался уверенный рост продаж буквально во всех технологических сегментах. В прошлом году было реализовано более 1,3 млн. устройств, а в денежном выражении объем продаж превзошел 200 млн. долл. Показатели 2002 г. были превышены на 24,4% в штучном выражении и на 18,7% - в денежном. В технологических сегментах ИБП каких-либо ощутимых трендов не наблюдалось.

Несмотря на крайне обострившуюся конкуренцию, компании APC до сих пор удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно сильны позиции* Chloride, GE DE, Invensys Powerware, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus.

Сканеры

Наиболее заметная тенденция 2003 г. на рынке офисных сканеров, общий объем продаж которых приблизился к 700 тыс. шт., - снижение темпов роста продаж. В 2003 г. они составили около 27% (против 80% год назад). Общая тенденция изменения структуры рынка в пользу устройств нижних ценовых категорий сохранилась прежней, и в целом за год устройства стоимостью меньше 200 долл. составили около 95% от всех проданных сканеров. По объему продаж в штуках в тройку ведущих вендоров вошли компании* Epson, Hewlett-Packard и Mustek, причем к концу года разрыв между ними значительно сократился.

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260.

E-mail: expert_market@itresearch.ru.www.itresearch.ru.

_____

*Компании перечислены в алфавитном порядке.

Версия для печати