РЫНКИ

Галина Большова, Ростислав Сергеев

Первая система корпоративной IP-телефонии (компании 3Com) появилась на рынке США в 1998 г. По сути, она стала классическим воплощением технологии пакетной передачи голоса поверх IP (VoIP) в локальных и распределенных корпоративных Ethernet-сетях малого и среднего масштаба (до 200 портов). В 2000 г. начались коммерческие продажи офисных IP-телефонных станций (IP-УАТС). Главное их достоинство было отмечено сразу: возможность отказаться от телефонных кабелей и прочего TDM-оборудования в пользу двойного использования локальной сети предприятия для передачи и данных, и речи. Такое решение позволило значительно упростить и удешевить инфраструктуру, повысить управляемость сети и к тому же сократить штат обслуживающего персонала. А высокие интеллектуальные свойства системы обеспечили множество экзотических для традиционной телефонии услуг (голосовые меню, CTI-функции, электронная и голосовая почта с уведомлением и пересылкой сообщения и пр.). Более того, в территориально распределенной сети компании объединение IP-телефонных сетей не только снимает многие проблемы, связанные с ТфОП, но и повышает надежность связи, снижает расходы на телефонные переговоры. Эти достоинства способствовали выделению IP-телефонии в отдельный сегмент рынка.

Загад не бывает богат (народная пословица)

По сравнению с традиционной, у IP-телефонии есть немало преимуществ, и пока по некоторым возможностям альтернативы ей не просматривается.

Реальная стратегия

Георгий Санадзе, ведущий специалист по коммуникационным системам российского подразделения Avaya.

Если необходимо обеспечить связью крупный завод, скажем, на 2000 абонентов, то я, как проектировщик, не стану предлагать стопроцентное IP-решение. Я поставлю IP-телефоны в филиалах, куда уходят узкие каналы (например, спутниковые), IP Console оператору и секретарю. Скорее всего предложу несколько беспроводных IP-телефонов тем, кому они действительно необходимы - менеджерам цехов, руководителям среднего звена. Остальным сохраню возможность использовать любые аналоговые аппараты, в том числе унаследованные от старой АТС. Стоимость такого решения будет на порядок ниже стопроцентного IP, причем ни одна из функций IP-телефонии не останется нереализованной. В этом и состоит реальная стратегия IP-бизнес-телефонии - разумное использование конвергентных решений.

Но если технические специалисты чаще всего трезво оценивают перспективы и пути внедрения данной технологии, то аналитические прогнозы по большей части рождались в обстановке эйфории. Они провозглашали, что замена существующих АТС на IP-системы - вопрос ближайшего ("ну, год-другой") будущего. Увы, сегодня, по прошествии почти пятилетки со времени появления IP-АТС на рынке, ясно, что в основной своей массе эти прогнозы не подтвердились.

Рис. 1. Динамика объемов продаж на рынке корпоративной IP-телефонии

Так, в отчете компании Allied Business Intelligence за 2001 г. прогнозировалось, что уже в 2003-м объем поставок IP-портов в корпоративном секторе превысит объем портов традиционной телефонии. Не случилось. И в 2002 г. Gartner Group перенесла победную дату на 2005 г., а в этом году - уже на 2007-й. Компания Phillips Tarifica полагала, что в 2003 г. 43% всего международного телефонного трафика будет передаваться через IP-сети. Оказалось, по оценкам крупнейшего VoIP-оператора ITXC, - всего 20%. Очевидно, что стараниями маркетологов рынок явно перегрет, а спрос на оборудование - ниже ожидаемого.

Теперь о России. По итогам 2002 г. рынок IP-телефонии оценивался компанией Cominfo Consulting в 65-80 млн. долл. А ежемесячный внутрироссийский трафик, по данным отечественного VoIP-оператора "Корпорация ОСС", в прошлом году составил примерно 200-250 млн. мин. Ясно, что объемы по мировым масштабам мизерные, однако, по информации "ОСС", прирост за 2001-2002 гг. с учетом внешнего (операторского) трафика составил почти 100%.

Рис. 2. Распределение объемов продаж IP-АТС для конвергентных и чистых IP-решений

Компаниям, планирующим модернизацию сети под VoIP, стоит ориентироваться не на прогнозы, а на реальные данные, а к предсказаниям следует относиться с большой осторожностью. Согласно последним данным, самые сильные позиции по объемам продаж оборудования IP-телефонии - в США, что многие эксперты объясняют высоким качеством каналов передачи данных и плохими телефонными кабельными системами. В России качество телефонных каналов не лучше, но по ресурсам высокоскоростных линий передачи данных нам до США еще далеко. Скорее всего в нашей стране технологическая доля прироста VoIP-трафика будет определяться приростом каналов большой пропускной способности. И уж конечно экономическими возможностями, поскольку, как ни суди, корпоративная IP-телефония - не продукт "социальной корзины": приблизительно за пять лет цена типового IP-телефонного аппарата снизилась примерно на сотню долларов и сегодня составляет 200-400 долл. (стоимость обычного телефона - 200-400 руб., цифрового - 100-200 долл.), хотя недорогие IP-УАТС стоят в настоящее время чуть выше 2000 долл. в минимальной конфигурации.

Впрочем, агрессивный рекламный прессинг на заре IP-телефонной эры уже позволил получить урожай наиболее отличившимся производителям: количество продаж только IP-телефонов Cisco достигло 2,6 млн. шт., причем за 2003 г. компания продала более 1 млн. аппаратов и свыше 10 тыс. из них - в России.

Неисповедимы пути, но есть и нахоженные тропы

Распределенные сети Avaya

Георгий Санадзе, ведущий специалист по коммуникационным системам российского подразделения компании Avaya.

Компания Avaya поставляет на рынок IP-телефонии конвергентные решения и считает, что такой подход учитывает реальную структуру спроса на порты с коммутацией каналов и пакетов. В понимании Avaya конвергентные системы IP-телефонии - это системы, обеспечивающие одинаковые услуги в среде передачи как с коммутацией каналов, так и с коммутацией пакетов и объединяющие возможности разных технологий.

Что же касается новинок для IP-бизнес-телефонии, то здесь Avaya предлагает принципиально новое решение для создания территориально распределенной и функционально прозрачной централизованной сети предприятия на базе серии современных продуктов: коммуникационного медиасервера (модели S8500 и S8700), построенного на Pentium 4 и работающего под ОС Linux Red Hat 8.0, и шлюза (модели G350 и G700). ПО управления - Communication Manager 2.0.

Данное решение позволяет при отказе канала связи с более высоким уровнем обеспечивать один и тот же набор сервисов для "отсеченных" филиалов или пользователей. Главная идея решения - построение распределенной сети, функционал которой тоже распределен по узлам разного уровня, однако логически представляет собой одну станцию с определенным набором функций (в крупной сети их число может быть свыше 600). Отказ канала передачи данных (даже с центром) в филиалах нивелируется за счет переключения на обычные линии с коммутацией каналов (ТФоП) без потерь в функциональности: сохраняется передача речи, сообщений, данных, операторский центр и все присутствующие на центральном узле VoIP-функции. Пользователь в данной ситуации даже не заметит отсутствия связи с центральным офисом.

Новая серия оборудования позволяет синхронизировать процессоры филиальных шлюзов и при обрыве связи воспроизводить все сервисы, поддерживаемые центральным процессором в полном объеме. В качестве абонента нижнего уровня сети может выступать пользователь не только IP-, но и DECT-телефона, сети беспроводной связи, а также абонент аналоговой сети, причем каждому из них будет обеспечен полный набор функций, предоставляемых центральной станцией.

Для среднего и мелкого бизнеса предназначено оборудование G350, которое, хотя и имеет название "шлюз", по сути представляет собой аналогичную медиасерверу конвергентную IP-телефонную станцию, но с другим процессором и обслуживающую меньшее количество абонентов (от 8 до 40).

Все оборудование Avaya работает по протоколам связи H.323 v.2 и SIP, не используя proprietary спецификаций (хотя в H.323 есть возможности собственных настроек производителя).

Снижение цены IP-телефонов идет главным образом за счет упрощения (сокращения) функциональности аппаратов. Общая цена системы Avaya рассчитывается по суммарной стоимости базовых функций системы и в расчете на одного IP-абонента. 

Если проследить поквартальный объем продаж в секторе корпоративной IP-телефонии, то несложно заметить характерную тенденцию (рис. 1). Как видно из данных рисунка, успехи традиционных поставщиков корпоративной TDM-телефонии (Alcatel, Avaya, Nortel, Siemens) на поприще IP на первых порах были весьма незначительны. Но уже через два-три года после появления новой технологии все они осознали ее очевидные выгоды и быстрыми темпами начали отвоевывать упущенные позиции. Вместе с тем заметно снижение темпов хорошо стартовавших 3Com и даже (!) Cisco. Чтобы понять, чем обусловлена данная ситуация, надо посмотреть в корень IP-решений, производимых означенными поставщиками.

Здесь явно прослеживаются два направления: классические решения LAN/WAN, или чистый IP (3Com, Cisco), и так называемые конвергентные системы (Alcatel, Avaya, Nortel, Siemens), в которые входят традиционные АТС, научившиеся понимать IP (IP-Enabled), и собственно конвергентные системы, изначально способные поддерживать как IP, так и традиционную телефонию.

При этом следует заметить, что красивое слово "конвергенция" игроки этого рынка понимают по-разному. Так, Cisco, пришедшая в мир телефонии из сетей передачи данных, интерпретирует его как транспортировку по сети разных видов трафика - текста, речевой и видеоинформации, изображений и т. д. Традиционные телефонисты считают конвергентными такие системы, в которых фактически интегрированы модули, обрабатывающие речевой трафик и по TDM-, и по IP-протоколам.

Согласно последней классификации между LAN/WAN и конвергентными системами есть принципиальное различие: первые не поддерживают коммутации каналов и любое соединение в этих системах обязательно требует преобразования голоса в IP. Вторые одинаково справляются с коммутацией как пакетов, так и каналов. И хотя приверженцы чистого IP называют подобные решения гибридными, считая понятие конвергенции применимым лишь к сетевым сервисам, такое разделение точнее отражает техническую и функциональную суть каждой из IP-АТС, тем более что передачу разнородного (мультимедийного) трафика поддерживают любые системы IP-бизнес-телефонии.

Но сегодня мы наблюдаем не только наступление традиционных "телефонистов". Цифры объемов продаж однозначно указывают на растущую популярность среди пользователей конвергентных решений (рис. 2). И в этом состоит особенность современного рынка VoIP-оборудования. Дело в том, что сейчас далеко не каждому клиенту нужна полномасштабная функциональность IP-телефонии, но все хотят иметь возможность перехода к таким решениям в будущем без существенных затрат. Пока же заказчик, как правило, не готов платить более 150 долл. за IP-телефон на каждом рабочем месте. По данным Avaya, в поставляемых клиентам УАТС пока только примерно 20% IP-портов, а остальные 80% - классические телефонные, которые могут быть со временем модернизированы в IP с помощью довольно щадящей по стоимости операции замены некоторых системных плат. А IP-порты используются в корпорациях чаще всего для межстанционных связей (транков) и при организации удаленных рабочих мест.

Архитектура всеобщей интеграции

Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса российского отделения компании Cisco Systems

Системы IP-бизнес-телефонии Cisco строятся на основе фирменной модели архитектуры сетей с интеграцией голоса, видео и данных - AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data), компоненты которой включают интеллектуальную сетевую IP-инфраструктуру (маршрутизаторы, коммутаторы, шлюзы и другое сетевое оборудование), клиентские места (цифровые IP-телефоны, ПК и программные эмуляторы телефонов - IP-SoftPhone), серверные приложения (главные из них - CallManager, служащее для управления системой, службы директорий, видеосерверы и т. п.), а также пользовательские приложения (Unified Messaging для унифицированной обработки сообщений, центр обработки вызовов и др.). Открытые внешние интерфейсы (H.323, MGCP и SIP) обеспечивают сопряжение AVVID с другими системами традиционной и пакетной коммутации, сетями передачи данных и видеоприложениями, а поддержка открытых интерфейсов разработки приложений (TAPI, JTAPI) позволяет интегрировать в систему ПО сторонних производителей. Для управления IP-телефонами и внутренними связями абонентов Cisco применяет собственный протокол SSCP (Skinny Station Control Protocol). Тем не менее в сети Cisco VoIP поддерживаются абонентские устройства других поставщиков, но... работающие по протоколам SCCP и H.323 (последние - как непосредственно через CallManager, так и с использованием H.323 Gatekeeper), а при наличии в сети SIP Proxy Server - и аппараты на базе SIP.

Решения Cisco ориентированы на работу в сети с пакетной коммутацией, а для связи с сетями традиционной (TDM) телефонии служат шлюзы, которые также способны работать с системами на базе H.323, и SIP. Кроме того, CallManager может дополнительно выполнять функцию конвертера других протоколов в IP.

ПО CallManager устанавливается на сервере Cisco MCS или выделенном и сертифицированном Cisco сервере (платформы Compaq , IBM, "Аквариус") с ОС Windows 2000, специально сконфигурированной под CallManager. Расширение системы, повышение ее надежности и резервирование функций происходит за счет кластеризации серверов (возможен распределенный вариант).

Для малых сетей можно воспользоваться другим исполнением системы управления - CallManager Express, действующим на маршрутизаторах Cisco в среде OC IOS. Кроме того, для малых предприятий и удаленных офисов (20-400 абонентов) предназначено решение, базирующееся на встроенной в OC IOS подсистеме SRST (Survivable Remote Site Telephony), которое реализовано в маршрутизаторах серий 2600, 3600, 3700 и др. В распределенной сети предприятия SRST работает в связке с центральным CallManager, обеспечивая независимое бесперебойное функционирование системы IP-бизнес-телефонии даже при обрыве связи с головным офисом. Внешние вызовы при отказе канала передачи данных направляются через резервные TDM-каналы, поскольку маршрутизатор (предусматривающий такой сценарий работы) имеет встроенный шлюз традиционной телефонии, причем данное решение по-прежнему остается чистым IP.

Стоимость решения Cisco складывается из суммы затрат на каждый функциональный элемент сети, дополнительные приложения и абонентские устройства. Например, ПО маршрутизатора (на 24-120 пользователей) CallManager Express стоит от 750 долл., а IP-телефон в зависимости от набора поддерживаемых функций - от 150 до 900 долл. 

    

Конечно, статистику можно и собирать, и толковать по-разному, но ясно одно: господства Cisco и 3Сom, имевшего место на рынке корпоративной IP-телефонии два-три года назад, уже нет (см. рис. 1). Тяжеловесы корпоративной телефонии вступили в борьбу и постепенно догоняют вырвавшихся вперед. А на рынке на данном этапе развития технологии наибольшим спросом пользуются конвергентные системы IP-бизнес-телефонии. И последняя тенденция характерна как для США и европейских стран (на что указывают обзоры рынка независимых экспертов фирмы Gartner, http://mediaproducts.gartner.com), так и для нашей страны (по данным Alcatel, Avaya и др.).

"Мы снова говорим на разных языках" (В. Высоцкий)

IP-телефония как технология имеет и еще одну особенность, которую эксперты относят к возрастной. Сейчас в реальных сетях IP-телефонии сосуществуют и конкурируют между собой три основных протокольных семейства - H.323, SIP и MGCP, которые являются спецификациями управления мультимедиа-вызовами и передачи медиатрафика в IP-сетях и реализуют три различных подхода к построению систем телефонной сигнализации.

Первый, самый распространенный в настоящее время, - набор рекомендаций Международного союза электросвязи (МСЭ) Н.323. Его начальная версия принята МСЭ в 1996 г. По сути дела это была попытка перенести телефонную сигнализацию ISDN Q.931 на телефонные IP-соединения, т. е. как бы наложить традиционную телефонию на сети передачи данных. Сегодня принята уже четвертая версия Н.323, в полный комплект которой вошли протоколы H.225, RAS (Registration, Admission, Status), H.245, H.450x. Н.323 - технологически наиболее устоявшийся, можно сказать, транзитный протокол IP-телефонии для операторских сетей и межоператорского обмена. В корпоративной IP-телефонии он применяется в основном в конвергентных системах.

Следующий по распространенности протокол IP-телефонии - SIP (Session Initiation Protocol); он описан в рекомендациях RFC 2543 и развивается в рамках IETF - главного органа стандартизации Интернета. SIP - это протокол установления и завершения мультимедийных сессий, сеансов связи, в ходе которых пользователи могут говорить друг с другом, обмениваться видео, текстом, совместно работать над приложениями и т. д. По существу это абонентский протокол, предназначенный для предоставления расширенных голосовых услуг в IP-сетях.

Мнение экспертов

Станислав Павлюк, руководитель Центра компетенций по оборудованию Cisco в компании "АйТи"

Андрей Фролов, руководитель Центра компетенций cистем связи компании "АйТи"

При подготовке статьи мы предложили специалистам компании "АйТи" сравнить решения Cisco и Avaya А. Ф.: Два года назад было очевидно, что Avaya строит свои решения на базе УПАТС, а Cisco - на основе принципиально иной технологической платформы - на пакетных коммутаторах. Сегодня это уже не так.

Современные конвергентные решения Avaya базируются на архитектуре, состоящей из медиасерверов, которые фактически управляют всей логикой пакетной коммутации, обеспечивая 100%-ную реализацию IP-функционала, в том числе мультимедийную передачу информации, VoIP, организацию сall-центров, интеграцию с оконечными устройствами сотовых сетей (GSM), создание клиентских рабочих мест на базе ПК или PDA и т. д. По совместимости с различным оборудованием, надежности и резервируемости решения обоих производителей также не уступают друг другу.

С. П.: Однако я бы заметил, что подходы к организации IP-сетей у Avaya и Cisco несколько различны. В силу исторических причин Cisco в отличие от Avaya никогда не занималась традиционной коммутацией каналов и изначально ориентировалась на пакетную коммутацию, что не могло не отразиться на линейке ее продуктов.

В последнее время Cisco наращивает свое присутствие на рынке систем IP-телефонии операторского класса. Она предлагает решения (например, PGW 2200), обеспечивающие встроенную поддержку IP-телефонии в операторских сетях и позволяющие непосредственно в ядре сети реализовать сопряжение IP-каналов с аналоговыми системами, сетями общего пользования, а также трансформацию традиционных форматов сигнализации в IP-форму и т. д. А это избавляет заказчика от необходимости устанавливать дополнительное оборудование в виде шлюзов или конвертеров протоколов. Оператор предоставляет ему Ethernet-канал и все, что необходимо сделать клиенту, - это поставить IP-телефоны.

А. Ф.: У Avaya, предлагающей решения как для традиционной канальной коммутации, так и для IP-телефонии, подход к решению данной проблемы немного иной. Эта компания никогда не позиционировала свои продукты "только для операторов связи" (такую ориентацию имели станции Lucent Technologies). Все продукты Avaya нацелены на конечного пользователя, а операторы покупают те или иные решения компании потому, что они отвечают в основном конкретным локальным задачам.

В России при осуществлении крупных проектов, когда уже имеется большая инфраструктура среды передачи данных, которая принадлежит либо оператору, либо непосредственно заказчику, чаще всего используется оборудование Cisco. В этих случаях Avaya сосредотачивает свое внимание на внутренней инфраструктуре, где работает собственно телефония, направляя свои цифровые каналы через маршрутизаторы. Кстати, часто для заказчика такой вариант наиболее приемлем. 

Последний из трех - MGCP (Media Gateway Control Protocol) - фактически представлен группой протоколов (SGCP/ IPDC/MGCP/MEGACO/H. 248), которые не только очень схожи концептуально, но и являются близкими родственниками. MGCP ориентирован на организацию больших операторских узлов сопряжения IP-сетей с ТфОП и сетями SS-7. Интересно, что MGCP - единственный из трех перечисленных протоколов, в работе над которым IETF и МСЭ сотрудничают. Результатом этого и стали протоколы MEGACO и H.248. В то же время существуют и другие реализации MGCP-подобных спецификаций, например фирменный протокол Cisco Systems SSCP (Skinny Station Control Protocol). С его помощью Cisco Call Manager управляет IP-телефонами (но, как и всякий proprietary-протокол, он не обеспечивает совместимости с оборудованием других марок).

Сегодня состояние дел таково: пока нет международного открытого стандарта (или хотя бы признанного всеми стандарта де-факто, как, например, IP), по которому надлежит работать VoIP-устройствам, и соответственно оборудование разных производителей не способно к взаимодействию напрямую. А уж о тестировании на совместимость и говорить нечего. Адаптеры, шлюзы, конвертеры протоколов - все идет в ход для связи разных аппаратов и систем и... увеличивает стоимость вложений в сеть, постепенно снижая показатели экономической эффективности.

Второй фактор, возникший из-за отсутствия открытых утвержденных спецификаций и явно сдерживающий развитие рынка и порождающий высокие цены на оборудование, - относительно малое количество крупных поставщиков, не более 15 в мире (как известно, стоимость изделия обратно пропорциональна объемам производства, а этот показатель однозначно зависит от числа компаний, выпускающих данное оборудование).

Однако история развития технологий связи учит, что скорее всего успех IP-телефонии и ее будущее (как и многих других из мира коммуникаций) будут определяться не только и не столько замещением традиционной телефонии (как "старой" технологии), сколько появлением новых сервисов, которые невозможны в рамках обычной телефонной сети. Однако создавать такие сервисы, используя лишь семейство протоколов H.323, довольно сложно по сравнению, например, с Интернет-сервисами, а сам процесс разработки доступен лишь телефонным гуру и подчиняется традиционным канонам мира обычной телефонии.

Поэтому весьма вероятно, что протокол SIP, гораздо более понятный и удобный для инженеров-сетевиков и программистов, через какое-то время превратится в протокол некой новой службы, способной не только передавать голос по пакетным сетям.

Мифы и реальность

Экономичная самодостаточность

Игорь Дягилев, системный инженер 3Com.

Компания 3Com позиционирует свои VoIP-решения как системы бизнес-телефонии. Они базируются на коммутации пакетов и рассчитаны на использование в Ethernet- и IP-сетях, а передачу в сетях TDM с коммутацией каналов не поддерживают.

Первая система NBX100 для предприятий малого и среднего масштаба (до 200 портов) появилась на рынке США в 1998 г. (в Европе - в 2001-м, в России - в 2002-м после соответствующей сертификации). Ее идеологическим продолжением стало более мощное решение SuperStack

 

· NBX Communication System, масштабируемое до 1,5 тыс. портов.

Система самодостаточна как конструктивно, так и функционально. Комплект поставки изначально содержит все объявленные производителем возможности поддержки бизнеса. Высокая надежность и доступность связи достигаются за счет двойного резервирования критичных модулей и применения ОС реального времени VxWorks семейства Unix. А независимость NBX от компьютеров, серверов и сетевых ОС обеспечивает работу телефонной системы даже при отказе сетевого сервера. При этом она инвариантна к сетевой платформе. Во избежание искажений речи в системе не используются кодеки с высокой степенью сжатия, только G.711 (64) или компрессия 2:1 (32).

В перечень поддерживаемых систем сигнализации не входит SS7, а включены лишь аналоговая тоновая и импульсная (в том числе и принятые на российских линиях), а также цифровая, без экзотики (линии Е1, ISDN-PRI), зато NBX прекрасно функционирует в беспроводных сетях протокола 802.11b.

Однако системы NBX используют собственный, специально разработанный (proprietary) протокол передачи речи между устройствами, что замыкает систему на абонентское оборудование одного производителя - 3Com.

Последнее предложение 3Com - система VCX (серия V7000), использующая традиционную концепцию SoftSwitch и поддерживающая SIP-протокол; она предназначена для крупных распределенных или операторских сетей. С ней уже могут работать аппараты других производителей. К концу года, после сертификации, система появится и в России.

Для NBX удельная цена за порт при максимальной функциональности и с учетом количества внутренних абонентов составляет 350-500 долл. за порт. Причем цена телефонных аппаратов 3Com NBX (200-400 долл.) входит в эту стоимость. 

Один из важнейших вопросов при выборе стратегии компании - вопрос о реальной движущей силе IP-решений в корпоративном секторе. Оператор связи подсчитывает свой экономический эффект при внедрении VoIP, просто умножая разницу тарифов на количество звонков, однако для корпоративной сети эта задача гораздо сложнее.

Одна сеть вместо двух? Пожалуй, правильнее - наложенная голосовая сеть поверх IP-транспорта. Одно подразделение для обслуживания вместо двух? Не совсем так. Ведь план нумерации и распределение вызовов при переходе на IP никто не отменял, значит, придется обучать специалиста. И, чтобы сократить связиста, надо послать системного администратора на курсы, а это и расходы на обучение, и впоследствии повышение его зарплаты. Спорным кажется и тезис об экономии на розетках в здании. По сути, розетка не исчезает, она лишь переносится внутрь IP-телефона. Результат: экономия на розетках отодвигает мечту о дешевых IP-аппаратах. Кроме того, в такой сети функционирование компьютера зависит от качества работы коммутатора, встроенного в корпус IP-терминала. Да и нельзя забывать о необходимости защиты от неавторизованного доступа и вечной угрозе для любой сети передачи данных - о вирусах. А это расходы на антивирусное ПО и прочие средства обеспечения безопасности сети и ее надежности.

Но главное (и об этом следует помнить всем желающим внедрить VoIP в нашей стране) - для развертывания IP-сети требуется хорошая инфраструктура каналов передачи данных и квалифицированные специалисты в этой области, которые способны настраивать и поддерживатьтакую сеть. А подобные условия в России есть далеко не везде. Вот такие технико-экономические реалии.

О новой функциональности IP-телефонов в последнее время говорят буквально все производители, подчеркивая, что, например, интеграция с корпоративной директорией или выход в Интернет принципиально недоступны для традиционных аппаратов. Да, это факт, вот только у потребителей часто более приземленные желания: основная цель приобретения телефонной системы (особенно в нашей стране) - получить возможность голосовой связи, а не дополнительные, "а-ля компьютер", функции IP-аппаратов. Пожалуй, единственное и неоспоримое преимущество IP-телефонии в корпоративном секторе перед TDM-решениями - это построение распределенных территориально, но функционально централизованных систем.

Хотя и в таких распределенных сетях при всех достоинствах IP-телефонии аналоговый аппарат остается пока самым простым, дешевым и надежным способом соединения между собой двух абонентов ТФоП. Строя прогнозы и графики внедрения IP, не стоит забывать о том, что в России городские сети пока еще стопроцентно аналоговые, и их число только растет. И сейчас нет никакого, ни инженерного, ни экономического смысла соединять таких абонентов по IP. А значит, долго еще в наши офисы будут поступать звонки по коммутируемым каналам в виде потоков E1, которые незачем преобразовывать в IP-пакеты только для того, чтобы принять вызов.

Версия для печати