РЕЦЕНЗИИ

Ламмерс Дж., Гудинг Л. Maya 4.5. Учебный курс. СПб.: Питер. 2003. - 540 с.

На сегодняшний день система трехмерной анимации Maya является, вероятно, наиболее мощным программным продуктом данного класса, сравнительно недавно перекочевавшим на ПК с рабочих станций Silicon Graphics. Но русскоязычных публикаций по ней довольно мало, и издательство "Питер" весьма своевременно выпустило перевод учебного курса по этому пакету.

Как следует из названия, данная публикация является пособием по системе Maya версии 4.5 (в феврале 2003-го вышла новая, 5-я версия этого пакета, однако книга вполне подходит и для нее). Она состоит из трех частей (15 глав) и двух приложений.

В первой части, включающей четыре главы, дается общее представление о системе Maya и некоторых важнейших приемах работы с нею. Так, подробно рассматривается использование клавиатуры и мыши - Maya относится к тому довольно узкому кругу программ для Windows, которые явно выигрывают от наличия этого трехкнопочного "зверька", а клавиатуру используют не только для набора текстов. Заканчивается эта часть примером создания простейшей анимации.

Вторая часть, самая большая по объему (восемь глав), посвящена наиболее часто применяемым возможностям программы: моделированию на основе NURBS-кривых и полигонов, созданию материалов и использованию текстурных карт, вопросам освещения, управлению камерами и, конечно, собственно анимации.

В третьей части, содержащей три главы, рассказано о некоторых дополнительных возможностях и приемах работы с Maya: эффектах рисования, системах частиц и имитации динамики упругих тел, компоновке сцен и повышении эффективности (прежде всего скорости) системы.

Приложения предназначены для пользователей систем 3DS MAX и LightWare, желающих освоить Maya. В них содержатся сведения, облегчающие этот процесс.

Книга завершается весьма подробным предметным указателем. К ней прилагается также CD-ROM, содержащий рассматриваемые примеры на разных стадиях их готовности.

От попавших мне ранее на рецензию книг по 3DS LightWare (см. PC Week/RE, N 5/2004, с. 36) данное издание выгодно отличается последовательностью изложения, а также тем, что почти на всем его протяжении читатель постепенно осваивает один и тот же учебный проект. Приводимые в книге инструкции, с одной стороны, достаточно подробны, чтобы их мог легко выполнить новичок, а с другой - не сведены к простому описанию последовательности нажатия клавиш клавиатуры и кнопок мыши. Благодаря этому начинающему пользователю будет намного легче понять, не только каковы способы приложения многочисленных инструментов Maya, но и для чего эти инструменты нужны и в какой взаимосвязи они находятся с другими инструментами. В то же время подробное оглавление и алфавитный указатель позволяют использовать книгу в качестве справочника, хотя таковым она, строго говоря, не является.

Выбранный подход к изложению материала делает данную публикацию фактически самодостаточной для комплексного освоения основных возможностей Maya и способов работы с этим пакетом, в то время как упомянутые выше книги, будучи в значительно большей степени справочниками, требуют наличия еще какого-нибудь руководства по общим вопросам компьютерной графики и анимации.

Версия для печати