ГИГАНТЫ ИНДУСТРИИ

Производитель телекоммуникационного оборудования китайская компания Huawei Technologies (www.huawei.com) познакомила группу российских журналистов со своими исследовательскими лабораториями, производством и штаб-квартирой. В программе пресс-тура, участие в котором принимал автор статьи, помимо посещения этих объектов, сосредоточенных на юго-востоке Китая в г. Шэньчжене, было предусмотрено знакомство с исследовательской лабораторией в Пекине, а также многими культурными и историческими памятниками этой великой страны.

Ху Яньпин, старший вице-президент Huawei, представил

корпоративную стратегию и рассказал о достижениях

Китай - страна не только с самым большим населением и третьей по величине (после России и Канады) территорией. Это и государство с самой длительной документально зафиксированной историей (более четырех тысяч лет), пережившее эпохи расцвета и упадка, подъема и унижения. Как и наша страна, Китай в сравнительно недавнем прошлом прошел через этапы мучительных попыток полностью изменить сложившийся веками жизненный уклад (вспомним "большой скачок" и "культурную революцию"). История развития любого общества в чем-то подобна маятнику, и за эпохами кризисов и потрясений неизменно следуют времена благополучия и подъема. В последние двадцать лет Китай переживает эру стремительного экономического развития, и телекоммуникации играют в этом одну из ведущих ролей. Темпы роста телекоммуникационной отрасли за 2003 г. превысили 15%. Ее доля в валовом национальном продукте вплотную приблизилась к характерным для развитых стран 5%, а суммарный объем продукции хай-тек, по официальным данным, преодолел отметку 280 млрд. долл., что составляет более 20% годового ВНП. В стране около 270 млн. абонентов фиксированных и чуть больше (276 млн. на конец января) мобильных сетей связи - это свыше четверти всего мирового телефонного парка. На текущий год предсказывается дальнейший рост отрасли на 25%, в частности, предполагается произвести более 170 млн. мобильных телефонов, из которых 100 млн. предназначены на экспорт.

В демонстрационном центре представлены все основные

производимые Huawei типы и модели оборудования

Примерно две тысячи лет тому назад разрозненные укрепления, созданные для защиты от варварских набегов кочевников с северо-запада от Пекина, были объединены в Великую стену. Теперь, утратив свое исходное предназначение, она стала символом величия китайского народа, сохранившимся чудом света длиной в несколько тысяч километров, неизменно привлекающим внимание многочисленных туристов. Наше пребывание в Срединном Царстве, или Поднебесной стране (так назывался Китай во времена его наибольшего расцвета в середине прошлого тысячелетия), также началось с посещения этого исторического памятника. В южной части страны, уже только символически защищенной от холодных ветров и пришельцев с севера Великой стеной, сосредоточены основные людские, сельскохозяйственные, промышленные и финансовые ресурсы. Впрочем, склонность к подобным Великой стене методам защиты, по-видимому, сохраняется в исторической памяти народа, и Китай начинает отгораживаться от остального мира, принимая, например, собственные стандарты в области беспроводных локальных сетей (WLAN) и мобильной связи технологии CDMA, а также ограничивая присутствие иностранных производителей на внутреннем рынке *1.

_____

*1. В зависимости от точки зрения это можно назвать и защитой национальных интересов, и обеспечением информационной безопасности государства. Великая страна может себе это позволить. - Прим. гл. ред.

Телекоммуникационный гигант в Шэньчжене

Huawei Technologies, основанная в 1988 г., в последние несколько лет уверенно держит первенство на китайском рынке и вошла в десятку крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования. Штаб-квартира и основные ресурсы фирмы находятся в Шэньчжене - в созданной в 1981 г. свободной экономической зоне (СЭЗ) на юге страны. Благодаря особым, более либеральным, чем в остальной стране, порядкам и соответственно большему притоку иностранных инвестиций (около 4 млрд. долл. в год) это ничем не примечательное ранее селение за 20 лет превратилось в современный мегаполис с небоскребами, многоуровневыми транспортными развязками и населением свыше 7 млн. человек. Сегодня уровень жизни в этом городе, протянувшемся на 130 км вдоль берега Южно-Китайского моря, в три раза выше, чем на остальной территории Китая, где доход на душу населения, по данным 2003 г., составляет примерно 1 тыс. долл. в год. Темпы экономического роста здесь также намного опережают средние по стране 8-9%; на долю города приходится 13-14% от всей экспортной продукции Китая.

Значительный рост экспортной составляющей характерен и для компании Huawei. Выйдя на международный рынок в 1997 г., она практически ежегодно удваивала объемы экспортных поставок и по результатам 2003-го преодолела рубеж в 1 млрд. долл. Всего же оборот компании по итогам прошлого года составил 3,8 млрд. долл. (рост 42% по сравнению с 2002 г.), но более двух третей своей продукции Huawei по-прежнему поставляет на внутренний рынок. В первую очередь это коммутационные системы (АТС) для городских сетей (АТС С&C08), оборудование для широкополосного доступа и оптических транспортных сетей. В последние годы все большая доля в доходах фирмы приходится на оборудование для мобильной связи (GSM и CDMA) и корпоративных компьютерных сетей (коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы IP-телефонии, WLAN и др.).

По данным исследовательской компании Dittberner Associates, а также исследований Gartner и RHK, которые представил старший вице-президент Huawei Ху Яньпин, китайская фирма лидирует на мировом рынке городских АТС c 35% от общего числа установленных линий в 2003 г. (а всего в мире насчитывается более 130 млн. портов ГАТС C&C08) и по проектам в области мобильной связи стандарта CDMA-450, входит в пятерку крупнейших поставщиков систем для оптических транспортных сетей (ей принадлежит 8% мирового рынка), занимает вторые места по выпуску устройств широкополосного доступа (на ее долю приходится 15%) и систем связи нового поколения (NGN, 13%). По всем перечисленным направлениям Huawei лидирует и на внутреннем рынке.

Производство поражает своим масштабом

Начав намного позже других всемирно известных телекоммуникационных гигантов, история развития которых порой превышает сотню лет, Huawei вполне освоилась в их компании и продолжает продвигаться вперед, завоевывая все новые и новые участки мирового рынка. Примечательно, что она не приобретает подобно другим телекоммуникационным гигантам инновационные фирмы вместе с их технологиями, а предпочитает создавать совместные предприятия с известными мировыми брендами. Год назад было заключено такое соглашение с 3Com, а в конце февраля объявлено об альянсе с Siemens для разработки систем мобильной связи стандарта TD-SCDMA.

В китайской компании, по-прежнему остающейся частным предприятием (выход на фондовые биржи пока только планируется), работает 22 тыс. сотрудников, более 10 тыс. из них (46%) занято исследовательской (R&D) деятельностью, на которую Huawei тратит свыше 10% своего годового дохода. Непосредственно на производстве трудится 12% персонала, а 33% занято маркетингом, продажами и сервисным обслуживанием. Оставшиеся 9% приходятся на долю административного персонала. Большинство продуктов выпускается на базе микросхем ASIC собственной разработки. Исследовательские лаборатории расположены и в семи китайских городах, и в четырех зарубежных странах - США, Швеции, Индии и России.

Новое здание исследовательского центра (справа), в котором

работает более двух тысяч сотрудников, было построено в 2000 г.

Российский офис (www.huawei.ru) основан в 1997 г., в нем трудится более 150 человек. В том же году создано совместное предприятие "БЭТО-Хуавей" в Уфе, которое производит коммутационное оборудование для городских АТС (C&C08) и обучает специалистов по этому направлению. Кроме того, в нашей стране открыто несколько региональных представительств, самостоятельная исследовательская лаборатория в Москве (разработки в области мобильной связи третьего поколения, главным образом технологии CDMA 450), совместная исследовательская лаборатория в Санкт-Петербурге на базе ЛОНИИС (коммутационное оборудование, NGN, фиксированная связь) и учебный центр в МТУСИ.

Город Huawei

Занимающие участок в полтора квадратных километра административные офисы, исследовательские лаборатории, производственные цеха, гигантское складское хозяйство, центр обработки данных и управления сетью, огромный учебный центр, комфортабельные общежития для сотрудников - все это и снаружи, и изнутри поражает своей масштабностью, технической оснащенностью и изысканностью интерьеров. Особенно впечатляет своими размерами и четкой организацией движения товаров склад, вернее, логистический центр, в котором практически без участия человека формируются и готовятся к отправке заказы из более чем 12 тыс. наименований произведенной продукции. Многоэтажные "дома" из ячеек-полок и "улицы" из линий транспортеров на площади 11 тыс. кв. м напоминают картину из фантастического фильма. Люди здесь практически отсутствуют, а все управляется из центра обработки данных, где также в тишине и прохладе "трудятся" многочисленные серверы, сетевое оборудование и программное обеспечение.

Центр управления корпоративной сетью с его огромными информационными табло скорее похож на центр управления космическими полетами, только вместо траектории космического корабля на карте мира и других информационных табло отображаются многочисленные потоки данных между офисами, лабораториями, сервисными службами и учебными центрами компании в более чем 40 странах мира.

Производство - еще один город в городе, только по одному из этажей которого нас возили на электромобиле, поскольку обойти его (один этаж!) невозможно, наверное, и за несколько дней. Здесь уже люди встречаются чаще, хотя степень автоматизации тоже очень высока. Ну и конечно, как в хирургических отделениях больниц, все в белых халатах и специальной обуви, предотвращающей попадание пыли. Не хватает только марлевых повязок.

И это называется общежитием!

Кстати о них. По TV нам регулярно показывают "телеужастики" о разгуле всяких эпидемий (атипичная пневмония, птичий грипп и др.) в восточно-азиатских странах и рассказывают о якобы повсеместной защите с помощью повязок от страшной заразы. Но местное население таким способом о собственном здоровье практически не заботится и проявляет удивительную беспечность, дружелюбность и общительность. Вероятно, в свободную экономическую зону, въезд в которую из других районов Китая ограничен, эта напасть, к счастью, так и не проникла.

В тренинг-центре, как утверждают представители Huawei, самом крупном в мире, где одновременно могут обучаться около 3000 человек, кроме хорошо технически оснащенных лекционных залов и лабораторий для практических занятий очень много просторных фойе, где можно немного расслабиться после напряженной учебы. А так называемое общежитие, где живут слушатели курсов и холостые сотрудники компании, скорее напоминает комфортабельную современную гостиницу, чем вызывает привычные ассоциации, связанные у российского гражданина с этим словом. Да и сам учебный центр больше напоминает престижный американский университет, чем образовательное учреждение страны с социалистическим прошлым.

Шэньчжень: на месте огородов стремительно растут небоскребы

К сожалению, администрацией фирмы был наложет запрет на фотографирование (тоже своего рода "стена") внутри всех помещений, за исключением демонстрационного центра, единственное фото производства было представлено нам самой компанией и не позволяет наглядно показать то, что невозможно описать словами. Аналогичное строгое "нет" на использование фотоаппаратуры было сказано нам и на следующий день, когда мы посещали офис местного отделения China Telecom - Shenda Telephone Company, в котором стройными рядами стояли многочисленные шкафы АТС C&C08 и мультиплексоры ADSL-доступа (DSLAM) MA 5100. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что среди них попадались и устройства ASAM 7300 производства Alcatel.

И только в демонстрационном центре, где представлены все основные линейки нового оборудования, выпускаемого Huawei, наконец-то удалось отвести душу и "пощелкать" всласть. Здесь было и операторское оборудование, и новые телефоны стандартов мобильной связи CDMA2000 и WCDMA, и оптические системы DWDM, а также коммутаторы, маршрутизаторы и беспроводные точки доступа для корпоративных сетей, системы широкополосного доступа и многое другое. Экспозиция постоянно обновляется, а рядом со стендами среди брошюр, каталогов и буклетов на обязательных китайском и английском языках очень часто попадалась и печатная продукция на русском.

Еще несколько китайских впечатлений

Приятно поразила возможность широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL прямо из гостиничного номера. Благодаря такому каналу и ставшему давно привычным в командировках ноутбуку мне удалось не прерывать связи с корпоративной электронной почтой и даже вносить необходимые коррективы в отправляемые в печать после редакционной обработки статьи, а также быть в курсе всех российских новостей. Подобный сервис пока еще сравнительно редок даже в очень "продвинутых" европейских и американских гостиницах. Еще я смог воспользоваться бесплатным доступом в Интернет по технологии Wi-Fi в пекинском аэропорту. Впрочем, тема доступа в Интернет в Китае, особенно широкополосного, заслуживает отдельной статьи. Отмечу только, что в одном лишь Шэньчжене количество ADSL-линий превышает 600 тыс. (из них 400 тыс. на оборудовании Huawei), причем доступ этот не ограничен по трафику, а цены намного ниже московских. В целом же Китай по числу абонентов ADSL, как и по числу абонентов телефонных сетей, вышел на первое место в мире.

Наше пребывание в Китае завершилось в Гонконге, который с 1997 г., после столетнего британского правления начал постепенную интеграцию в китайскую экономику, но пока сохраняет автономный статус, границу со всеми привычными атрибутами (паспортным контролем, визами, таможней и т. д.) и собственную валюту. В первую очередь город поражает своими высотными жилыми домами и небоскребами-офисами, которых здесь, пожалуй, не меньше, чем на Манхэттене. Отчасти их строительство - вынужденная мера, ведь в городе очень высокая плотность населения, местами превышающая 150 тыс. чел. на квадратный километр. Но уровень жизни в этой бывшей британской колонии, сохраняющей, как "старая добрая Англия", левостороннее автомобильное движение, в несколько раз выше, чем даже в Шеньчжене, и на порядок превышает среднекитайский. После 1997 г. связи между двумя городами, расположенными друг от друга в часе езды на автомобиле, постоянно расширяются и укрепляются. Шэньчжень привлекает хозяев предприятий этой азиатской финансовой и промышленной столицы более дешевой рабочей силой, а Гонконг является хорошим рынком сбыта для ориентированных на экспорт предприятий СЭЗ Китая. В Гонконге расположен один из крупнейших офисов Huawei численностью более 2000 человек, а телекоммуникационные операторы Гонконга постепенно становятся клиентами фирмы. В частности, недавно был заключен контракт на создание инфраструктуры сети мобильной связи третьего поколения c фирмой SUNDAY.

Версия для печати