Программа eEurope’2005

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Продолжение. Начало см. PC Week/RE, N 9/ 2004, с. 50

Основные цели программы eEurope’2005

В июле 2002 г. в Севилье на заседании Совета Европы был принят "План действий по программе eEurope’2005". Он состоит из разделов, посвященных э-правительству, э-здоровью, э-обучению и э-бизнесу [1, 2]. Реализация этой программы предусматривает как политическую поддержку, так и технологические мероприятия по созданию широкополосных сетей с доступом к ним с ПК, ТВ-интерактивных устройств, сотовых телефонов и других портативных устройств связи. Созданы органы управления, мониторинга и сопоставительного анализа результатов, каналы распространения передового опыта. Настоящий план является преемником "Плана действий eEurope’2002", в свое время (в июне 2000 г.) одобренного Советом Европы. Он базируется на успешном выполнении предыдущего плана и исходит из следующих предпосылок.

- Технология широкополосных сетей трансформирует Интернет и откроет новые возможности для интерактивных мультимедийных услуг, использование которых возможно только при условии передачи информации с очень большой скоростью.

- Должны быть приняты серьезные меры по поддержке знание-ориентированной экономики и развития информационного общества на европейском, национальных и региональных уровнях. У ряда стран - членов ЕС уже разработаны национальные планы проведения политики формирования информационного общества, причем многие из них основаны на плане eEurope’2002 и ориентируются на барселонские договоренности [3], а также на результаты неформальной встречи министров по телекоммуникациям и информационному обществу, состоявшейся в феврале 2002 г. [4].

- Еще до окончания срока действия этого плана ряд стран-кандидатов перейдут в число стран - членов Европейского Союза (2004 г.). При этом новые страны обязаны будут полностью соблюдать требования настоящего плана, а потому он должен быть достаточно гибким и легким в адаптации для вновь принятых в состав ЕС стран.

Действия в прикладных разделах программы Современные общественные онлайновые услуги

Электронное правительство. Еще в рамках плана действий программы eEurope’2002 государства - члены Европейского Союза обязались обеспечить онлайновое подключение к основным правительственным услугам до конца 2002 г. Хотя многое было осуществлено, тем не менее к ряду услуг существует лишь ограниченный доступ. В числе основных предлагаемых действий в области развития электронных правительств в последнем плане выделяются следующие.

- Подключение через широкополосные сети. Страны - члены Европейского Союза должны сосредоточиться на подключении всех общественных администраций к широкополосным сетям к 2005 г. Поскольку широкополосные сервисы могут быть организованы на различных технологических платформах, не должно существовать дискриминации при подключении независимых национальных или региональных сегментов.

- Интероперабельность. Европейская комиссия должна была создать согласованную интероперабельную рамочную структуру для поддержания доставки гражданам и организациям услуг э-правительства на общеевропейском уровне. Эта структура будет содержать информацию и рекомендации по технической политике, а также спецификации для присоединения к общественной административной информационной системе в масштабах всего ЕС. Она базируется на открытых стандартах и призвана поощрять использование программного обеспечения с открытыми исходными кодами.

- Интерактивные общественные услуги. К концу 2004 г. члены ЕС должны гарантировать интерактивность и доступность всех базовых общественных услуг, предоставляемых через широкополосные сети или мультиплатформенный сетевой доступ. Это потребует реорганизации деятельности различных органов в этих странах на основе использования позитивного опыта и удачных примеров. Кроме того, предполагается обеспечить доступ для отдельных категорий людей, например инвалидов, лиц пожилого возраста и т. п.

- Общественное снабжение. К концу 2005 г. страны ЕС должны перейти на использование электронных технологий при проведении государственных закупок (e-procurement). Опыт частного сектора показывает, что наиболее заметное снижение затрат достигается при использовании Интернета для управления цепочками поставок. Совету Европы и Европейскому Парламенту надлежит в короткие сроки принять законодательные акты по электронным закупкам.

- Общественные пункты доступа в Интернет. Каждому гражданину должна быть обеспечена возможность работы в Сети через общественные пункты доступа в Интернет, желательно по широкополосному каналу в своем муниципалитете или округе. Для организации общественных пунктов доступа члены ЕС обязаны использовать структурные фонды и работать в сотрудничестве с частным и/или общественным секторами. Европейская комиссия намеревается поддерживать соответствующие исследовательские программы технологического развития.

- Культура и туризм. Европейская комиссия в сотрудничестве со странами - членами Европейского Союза, с частным сектором и с региональными властями определяет состав электронных услуг, в которых заинтересованы все граждане Евросоюза. Такие электронные услуги, базирующиеся на интерактивном интерфейсе и широкополосных каналах сетей и допускающие применение самых разных типов цифровых терминалов, должны быть запущены к 2005 г.

Электронное образование. В свое время страны - члены ЕС позитивно отнеслись к амбициозным целям программы eEurope’2002 в этой области. В результате большинство школ сегодня подключены к Интернету и обеспечены мультимедийными ресурсами для учителей и учащихся. В области электронного образования в плане действий до 2005 г. предусматривается:

- подключение через широкополосные сети. К концу 2005 г. в странах Евросоюза все школы и университеты должны иметь доступ в Интернет через широкополосные сети. Музеи, библиотеки, архивы и другие подобные институты, которые играют важную роль в электронном образовании, также необходимо подключить к широкополосным сетям;

- программа "Электронное образование". Европейская комиссия приняла предложения по содержанию программы "Электронное образование" (eLearning Programme) на период 2004-2006 гг.;

- виртуальные студенческие кампусы. К концу 2005 г. в странах - членах ЕС, поддерживающих программу электронного образования и программу eTEN (бывшую TEN-Telecom), все университеты с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса должны обеспечивать онлайновый доступ к своим ресурсам студентам и исследователям;

- университетские и исследовательские компьютерно-ориентированные кооперативные системы. Европейская комиссия развертывает исследование и пилотный проект по созданию общеевропейских компьютерно-ориентированных сетей и платформ, основанных на высокопроизводительных вычислительных инфраструктурах и grid-технологиях. Они позволят множеству организаций работать совместно над решением комплексных проблем, обеспечат им доступ к образовательным ресурсам и вычислительным мощностям всей Европы;

- повышение уровня образования общества. Страны Евросоюза должны начать деятельность по обеспечению взрослого населения профессиональными навыками, необходимыми для участия в жизни современного общества, увеличения своего рабочего потенциала и улучшения качества жизни. Сюда должны включаться базовые компьютерные навыки, умение работать в команде и т. д.

Электронное здравоохранение. Труд медицинских работников любого уровня становится все более информационно насыщенным из-за появления сложного медицинского оборудования и распространения компьютерных приложений. Одновременно растет бюджет здравоохранения, что связано с научным прогрессом в области медицины, старением населения и с изменением запросов пациентов. Ужесточаются и требования к рациональному использованию бюджета. Цифровые технологии становятся все более важным средством обеспечения здоровья как на индивидуально-практическом уровне, так и на национальном и региональном уровнях. В числе основных предлагаемых действий в области э-здравоохранения в плане действий до 2005 г. выделяются следующие:

- электронные карты состояния здоровья. Основываясь на соглашении, принятом на заседании Совета Европы в Барселоне, о действии медицинской страховки на бумажном носителе на территории всех стран Евросоюза, Еврокомиссия выступила с предложением по электронным картам состояния здоровья граждан на весеннем заседании Совета Европы 2003 г. Европейская комиссия поддерживает единый подход к идентификации пациента и к структуре электронного отчета о его здоровье путем введения соответствующих стандартов;

- информационные медицинские сети. К концу 2005 г. страны - члены ЕС должны ввести в действие информационные медицинские сети, связывающие больницы, лаборатории, частные дома граждан, используя для этого по возможности широкополосные каналы. Параллельно с этим Еврокомиссия намеревается сформировать общеевропейскую информационную сеть общественного здравоохранения, а также обеспечить координацию действий по оперативному реагированию на возникающие угрозы здоровью граждан Евросоюза;

- онлайновые медицинские услуги. К концу 2005 г. Европейская комиссия и члены Европейского Союза должны обеспечить предоставление населению ряда медицинских услуг в онлайновом режиме, например доступ в информационные системы лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, предоставление электронных отчетов о состоянии здоровья пациентов, телеконсультации и др. К числу подобных услуг относится также предоставление информации об экологии окружающей среды, причем эти услуги должны быть распространены на общеевропейский уровень.

Динамическая среда электронного бизнеса

Под электронным бизнесом понимают э-коммерцию (покупку и продажу в онлайновом режиме) и реструктуризацию бизнес-процессов, направленную на оптимальное использование ИТ. Со времени публикации Коммюнике по электронной коммерции в 1997 г. [5] Европейская комиссия проводила гибкую политику в этой сфере. В числе одного из основных достижений было быстрое принятие в Европейском Союзе серии директив, направленных на формирование рынка услуг информационного общества [6-9].

Кроме того, было разработано несколько внутренних документов, нацеленных на саморегулирование в сфере электронной конфиденциальности и на запуск инициативы "Go Digital". Все это призвано помочь малым и средним предприятиям более эффективно использовать потенциальные возможности э-бизнеса. Кроме того, была адаптирована и упрощена налоговая среда электронной коммерции, главным образом в сторону применения электронных платежных документов [10] и регулирования налога на добавленную стоимость (VAT) для поставщиков цифровых продуктов [11] .

Европейская комиссия инициировала также дискуссии на тему будущей потребительской политики, методов ее регулирования и мероприятий, обеспечивающих ее выполнение [12]. Во время дискуссий была подчеркнута необходимость уменьшать различия между онлайновыми и офлайновыми операциями и создавать системы поддержки электронного бизнеса, использующие все инновации.

Основываясь на "Отчете по европейской конкурентоспособности" [13] и на "Сообщении об электронной экономике" [14] , Европейская комиссия тесно сотрудничает со странами - членами Евросоюза в области поддержки э-бизнеса в Европе. Цель этого сотрудничества состоит в активном продвижении программы электронного бизнеса для увеличения конкурентоспособности европейских предприятий, роста их производительности, увеличения количества инвестиций в информационные услуги, развития человеческих ресурсов (повышения электронных навыков населения) и создания новых бизнес-моделей, способствующих безопасности и сохранению секретности информации. Рассматриваемая программа eEurope’2005 является одним из главных рабочих инструментов для осуществления указанных целей.

В числе основных предлагаемых действий в сфере создания динамической среды для электронного бизнеса в eEurope’2005 выделяются следующие.

- Законодательная деятельность. Европейская комиссия в сотрудничестве со странами Евросоюза должна провести анализ существующих законов, которые ограничивают использование э-бизнеса на предприятиях.

- Малые и средние предприятия. Европейская комиссия предлагает организовать европейскую сеть для поддержки электронного бизнеса, объединяющую всех европейских, национальных и региональных участников этой деятельности, а также усилить координацию поддержки малых и средних предприятий.

- Электронная квалификация (e-skills). После того как Европейская комиссия в тесном сотрудничестве со странами Евросоюза опубликует результаты исследования степени обеспеченности э-бизнеса специалистами соответствующей квалификации, она определит требования к уровню электронной квалификации всего населения стран - членов Европейского Союза.

- Интероперабельность (способность к взаимодействию). Частный сектор при поддержке Европейской комиссии и стран - членов Европейского Союза должен разработать интероперабельные решения в сфере проведения электронного бизнеса.

- Доверие и конфиденциальность. Еврокомиссия совместно с частным сектором, организациями, объединяющими потребителей, и странами - членами Европейского Союза определят возможность учреждения общеевропейской системы заключения контрактов в онлайновом режиме.

- "Компании Европейского Союза (доменная зона .eu)". Европейская Комиссия определит условия и возможности для обеспечения европейских компаний дополнительными функциональными связями в рамках доменной зоны .eu. Введение этого доменного признака позволит расширить возможности проведения киберидентификации (cyberidentity) и некоторых других поддерживающих операций, например создания "доверительных марок" (Trustmarks) и различных схем проведения аутентификации.

Технологическая поддержка Инфраструктура обеспечения информационной безопасности

Европейский Союз и Европейская комиссия проводят разностороннюю стратегию, основанную на сообщениях по сетевой безопасности [15], по борьбе с киберпреступлениями [16], а также в соответствии с текущими и перспективными директивами [17] по информационной защите, обеспечивающими сохранность данных в электронных коммуникациях. Предложенный подход будет развиваться в соответствии с резолюцией Совета Европы от 28 января 2002 г. [18], а также с учетом предыдущих предложений Еврокомиссии в отношении мер по отражению атак на ИС [19].

В числе основных предлагаемых действий по обеспечению информационной безопасности в Плане действий до 2005 г. выделяются следующие.

- Создание рабочей группы по кибербезопасности (Cyber security task force). К середине 2003 г. должна быть сформирована рабочая группа по кибербезопасности. Базируясь на предложениях, представленных Европейской комиссией в 2002 г., Совет и Парламент Европы должны будут принять необходимую законодательную базу, включая акты по сетевой и информационной безопасности.

- "Культура безопасности" (Culture of security). К концу 2005 г. создание информационных и коммуникационных продуктов должно будет проводиться с соблюдением так называемой "культуры безопасности", для этого частному сектору необходимо разработать соответствующие решения и стандарты и последовательно их внедрять.

- Безопасная связь между государственными службами. Еврокомиссия и страны Евросоюза должны определить возможности и условия установки защищенного коммуникационного оборудования связи для обмена засекреченной правительственной информацией.

Широкополосные сети

Среди правительств различных стран мира, в том числе и европейских, ширится понимание того, что доступ через широкополосные сети будет основой экономического развития их стран. Поскольку широкополосная связь позволяет существенно воздействовать на экономику, большинство стран - членов Европейского Союза уже начали развертывать такие сети на своих территориях. Сегодня главная задача состоит в ускорении этого процесса и в расширении его масштабов. Важность широкого распространения и массового использования широкополосной связи в Евросоюзе к 2005 г. была отмечена на заседании Совета Европы в Барселоне.

Для развертывания широкополосных сетей в плане действий до 2005 г. предусмотрены следующие мероприятия.

- Изменение политики в области радиочастот. Европейская комиссия будет использовать новую рамочную структуру регулирования процессов выделения радиочастот, обеспечивающую доступность и эффективность их применения в беспроводных широкополосных сетях. Еврокомиссия также предполагает инициировать дискуссии на тему новых подходов к продаже прав на владение радиочастотами.

- Использование широкополосных сетей в малонаселенных регионах. Странам Евросоюза в сотрудничестве с Европейской комиссией необходимо обеспечить развертывание широкополосных сетей в удаленных малонаселенных районах, используя для этого структурные фонды и/или иные финансовые стимулы, но без ущерба для свободной конкуренции.

- Снижение барьеров на пути развертывания широкополосных сетей. Все члены Европейского Союза должны всячески активизировать процессы инвестирования и немедленно устранять существующие законодательные барьеры. Еврокомиссия будет всемерно поддерживать эти инициативы, организуя обмен локальным и региональным опытом среди государственных, частных и общественных организаций.

- Представление контента на различных технологических платформах. Необходимо создавать контент, пригодный для отображения на различных технологических платформах, в том числе и для интерактивного цифрового телевидения, Интернета и т. д. Европейская комиссия будет поддерживать разработку демонстрационных и исследовательских проектов в этом направлении.

Обеспечивающие мероприятия Действия по накоплению, анализу и распространению положительного опыта

В соответствии с планом действий во всех направлениях программы eEurope’2005 будут разработаны коммерческие и общественные приложения, развернута поддержка, а также проведено эталонное тестирование экспериментальных систем. Поскольку, с одной стороны, эта деятельность является хорошим источником новых знаний и опыта, а с другой - прогресс в разных регионах идет неравномерно, Еврокомиссия придает большое значение анализу и распространению положительного опыта. В этом направлении предлагается трехшаговый подход.

Шаг 1. Отбор положительных примеров.

Шаг 2. Анализ отобранных примеров с позиции возможности выработки соответствующих типовых образцов (шаблонов), совершенствование и выдача рекомендаций к широкому распространению.

Шаг 3. Распространение положительного опыта и результатов анализа проектов.

Сопоставительный анализ и оценка результатов

Сопоставительный анализ (бенчмаркинг) и оценка результатов программы eEurope’2005 является процессом, состоящим из трех шагов.

Шаг 1. Определение индикаторов (показателей). Для программы eEurope 2002 были использованы 23 индикатора, утвержденные Советом по внутреннему рынку (Internal Market Council) в ноябре 2000 г. (13493/00 ЕСО 338). Для программы eEurope’2005 прежний перечень индикаторов обновляется для того, чтобы они более адекватно соответствовали пересмотренным политическим целям.

Шаг 2. Измерения и анализ. Поскольку статистика меняется очень быстро, для сохранения релевантности между ней и проводимой политикой соответствующие измерения должны проводиться достаточно оперативно. В результате возникает проблема компромисса между быстротой и качеством. Для повышения качества измерения индикаторов eEurope’2005 следует в максимальной степени использовать официальную статистику Национальных институтов статистики (НИС) и Евростата (Eurostat). Кроме того, для регулярного сбора информации и сопоставимости получаемых результатов в странах Евросоюза необходимо принять законы, определяющие стандартизованный состав и структуру статистики, отражающей состояние формирования информационного общества. Анализ факторов, которые учитываются при построении каждого из индикаторов, - ключевой элемент разработки и процедур мониторинга политики. Первый анализ индикаторов программы eEurope’2002 был дан в докладе Европейской комиссии по сопоставительному анализу [20]. Кроме того, результаты проводимых отдельными странами собственных исследований регулярно публикуются на Web-сайте eEurope [21]. Особенно важным является развитие регионального тестирования, в первую очередь в малонаселенных районах; эта информация позволяет оперативно корректировать национальные и региональные информационные стратегии.

Шаг 3. Разработка политики. Роль сопоставительного анализа в разработке политики проанализирована в Весеннем докладе Еврокомиссии Европейскому Совету [22] о состоянии плана действий eEurope’2005.

Механизмы координации э-политики

За последние годы было выдвинуто множество политических инициатив как в качестве прямого ответа вызовам новой экономики, так и для отражения влияния электронных технологий на политику стран Евросоюза. Вместе с тем отсутствуют сколь-нибудь полные гарантии того, что различные национальные инициативы будут согласованы с аналогичными мероприятиями на общеевропейском уровне. С целью улучшения согласованности и совершенствования обмена информацией между участниками Еврокомиссией была учреждена Управляющая группа по программе eEurope (eEurope steering group), включающая представителей стран - членов и стран - кандидатов в члены Европейского Союза, Европейского Парламента и при необходимости представителей частного сектора и групп потребителей. По установленному регламенту Управляющая группа будет собираться два раза в год и в зависимости от уровня ее участников проводить те или иные стратегические дискуссии.

Финансирование

План действий eEurope’2005 ставит амбициозные цели, достижение которых сопряжено с использованием значительных ресурсов. Это потребует сохранения и, где необходимо, модернизации ранее принятых программ. Чтобы профинансировать проекты на общеевропейском уровне, Еврокомиссия постарается извлечь максимальную пользу из программ eTEN и IDA. Обе они будут переориентированы на поддержку eEurope’2005. В первую очередь финансовое регулирование будет относиться к программе eTEN, которую необходимо в значительной степени адаптировать к целям eEurope’2005.

По возможности Европейская комиссия будет также использовать доступные фонды программы eContent, многолетнюю программу стимулирования формирования информационного общества в Европе PROMISE [23], а также программы поддержки предприятий и предпринимательства, развития стандартизации, внутреннего рынка и промышленной конкуренции. В области образования развертываемая программа eLearning также будет поддерживать все действия, имеющие отношение к eEurope’2005. Наконец, Шестая рамочная программа научных исследований и разработок (см. PC Week/RE, N 2/2004, с. 25) также предусматривает продолжение финансирования исследований и демонстрационных проектов, направленных на достижение целей eEurope’2005.

Литература

1. eEurope’2005: An information society for all an action Plan to be presented in view of the Sevilla European Council, 21/22 June 2002. Commission of the European Communities Brussels, 28.05.2002 Com(2002) 263 Final Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions.

2. Barcelona European Council, Presidency Conclusions, paragraph 40 (http://ue.eu.int/en/Info/eurocouncil/index.htm).

3. http://ue.eu.int/en/Info/eurocouncil/index.htm).

4. www.ue2002.es.

5. Европейская инициатива по электронной коммерции, Сом (1997) 157 от 16.04.1997.

6. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on Electronic Commerce, OJ L 178 of 17.07.2000.

7. Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community Framework for Electronic Signatures, OJ L 13 of 19.01.2000.

8. Directive 2001/29/EC of the European Parliament and of the Council of 22 May 2001 on the Harmonisation of Certain Aspects of Copyright and Related Rights in the Information Society, OJ L 167 of 22.06.2001.

9. Directive 97/7/EC of the European Parliament and of the Council of 20 May 1997 on the Protection of Consumers in Respect of Distance Contracts, OJ L 144 of 4.06.1997.

10. Директива Совета 2001/115/ЕС от 20/12/2001, OJ L 15 от 17.01.2002.

11. Постановление Совета Европы N 792/2002 от 07.05.2002, OJ L 128 от 15.05.2002 и Директива Совета 2002/38/ЕС от 07.05.2002, OJ L 128 от 15.05.2002.

12. Зеленая книга по защите потребителя 2001 Сом(2001) 531.

13. Рабочие материалы Комиссии по работе с персоналом: "Отчет о европейской конкурентоспособности, 2001 г., SEC(2001) 1705.

14. Влияние электронной экономики на европейские предприятия: экономический анализ и политические приложения - Сом(2001) 711, окончательная редакция от 29.11.2001.

15. Network and Information Security: Proposal for A European Policy Approach, Com(2001) 298 of 6.06.2001.

16. Creating a Safer Information Society by Improving the Security of Information Infrastructures and Combating Computer-related Crime, Com(2000) 890 of 22.01.2001.

17. Directive 97/66/EC of the European Parliament and of the Council on 15 December 1997 Concerning the Processing of Personal Data and the Protection of Privacy in the Telecommunications Sector, OJ L 24 of 30.1.1998.

18. http://register.consilium.eu.int/pdf/en/ 01/st15/15152en1.pdf.

19. http://europa.eu.int/comm/dgs/justice_home/index_en.htm, Com(2002) 173 final of 19.4.2002.

20. Отчет по эталонному тестированию программы eEurope, Сом(2002) 62, http://europa.eu.int/information_society/eeurope/news_library/documents/index_en/htm.

21. http://europa.eu.int//eeurope.

22. The Lisbon Strategy - Making Change Happen, Com(2002) 14 and the Supporting Staff Paper SEC(2002) 29 of 15.01.2002.

23. http://europa.eu.int/ISPO/promotion/i_promise.html.

(Продолжение следует)

Версия для печати