БИЗНЕС

Компания "Зебра Телеком" (www.zebratelecom.ru), оператор IP-телефонии и поставщик услуг доступа в Интернет, объявила о результатах работы в 2003 г. Оборот фирмы, как сообщил ее генеральный директор Виктор Каледин, увеличился в прошедшем году на 80% по сравнению с 2002-м и превысил 14 млн. долл., а в нынешнем году предполагается его рост до 22-25 млн. долл.

Виктор Каледин: "В настоящее время у

компании более 500 корпоративных клиентов"

С момента образования в 2001 г. основным направлением деятельности компании является оказание услуг IP-телефонии различным категориям потребителей. Сегодня "Зебра Телеком" работает в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Второе важное направление деятельности фирмы - предоставление доступа в Интернет по коммутируемым каналам частным лицам. Корпоративным клиентам предлагается комплекс современных услуг связи, включая IP- и традиционную телефонию, а также высокоскоростной доступ в Интернет по выделенным линиям и др.

В 2003 г. "Зебра Телеком" стала одним из лидеров потребительского рынка IP-телефонии в Москве и Санкт-Петербурге, заняв на нем, по ее собственным оценкам, долю в 25 и 20% соответственно (общее число активных пользователей этой услугой компании превысило 235 тыс. человек). Расширив модемный пул в столице до 1300 линий, фирма вошла в тройку крупнейших московских провайдеров коммутируемого доступа в Интернет.

В мае 2002 г. "Зебра Телеком" приступила к созданию территориально распределенной сети IP-телефонии, которая охватила все экономически активные регионы России и ряд стран ближнего зарубежья. В 2003-м трафик этой сети вырос в 6 раз по сравнению с предыдущим годом, составив около 10% суммарного трафика, собираемого в регионах местными операторами IP-телефонии.

В корпоративном секторе для "Зебры Телеком" основным целевым сегментом являются малые и средние предприятия. В настоящее время у компании более 500 копоративных клиентов. На некарточные направления бизнеса приходится свыше 30% оборота фирмы, и в нынешнем году этот показатель планируется увеличить до 40%.

В 2003-м "Зебра Телеком" значительно усовершенствовала свою техническую базу, что позволило ей обслуживать больший трафик, ввести новые услуги (например, VPN), а также разработать и внедрить комплексную систему управления качеством IP-телефонии. В этой связи отметим ввод в действие компанией собственного операторского центра, транзитного коммутатора IP-телефонии и системы мониторинга, оповещения и прогнозирования.

Операторский центр на базе NauPhone

Новый call-центр "Зебры Телеком", построенный на базе решения NauPhone российской фирмы NAUMEN, становится технической основой для операторской службы компании, работающей одновременно в Москве и Санкт-Петербурге.

Надо сказать, что "Зебра Телеком" - по-видимому, первый российский оператор связи, внедривший call-центр, специально предназначенный для IP-телефонии. Этот продукт - результат совместной работы NAUMEN и "Зебры Телеком". В его основу лег типовой центр обработки вызовов (ЦОВ), предлагаемый NAUMEN для корпоративных заказчиков.

Однако условия использования ЦОВ у оператора IP-телефонии и на предприятии существенно различаются. Так, некоторые функции, необходимые корпоративному заказчику, не нужны оператору; с другой стороны, для оператора первостепенное значение имеют "прозрачность" ЦОВ, его способность эффективно обрабатывать большой поток входящих звонков, а также увязка этого центра с системой контроля качества услуг и его интеграция с телекоммуникационной структурой оператора, прежде всего с коммутатором IP-телефонии и системой биллинга.

Именно поэтому внедрение потребовало определенных доделок с учетом специфики работы оператора связи. Зато такой ЦОВ, изначально спроектированный для IP-телефонии, дает оператору ряд преимуществ по сравнению с арендой call-центра или использованием ЦОВ, ориентированного на традиционную телефонию.

Установленный в "Зебре Телеком" операторский центр поддерживает многоканальные номера, позволяет организовывать конференц-связь, реализует интеллектуальную переадресацию звонков, обеспечивает функционирование голосовой почты и т. д. Среди особенностей нового call-центра следует назвать наличие системы дополнительного резервирования, обеспечивающей надежность работы всей системы в режиме пиковых нагрузок и в нештатных ситуациях.

Программный коммутатор MVTS

Следующим важным этапом развития сетевой инфраструктуры "Зебры Телеком" стало внедрение программного коммутатора MERA VoIP Transit Softswitch (MVTS) производства российской фирмы MERA Networks. Основное его назначение - автоматическая маршрутизация транзитного и регионального трафиков IP-сети "Зебра Телеком". Использование нового решения обеспечит органичное распределение IP-трафика, упростит процесс администрирования и расширение сети компании. Кроме того, внедрение MERA VoIP Transit Softswitch благотворно скажется на эффективности, надежности и безопасности сети оператора связи.

MVTS, предназначенный для управления медиа- и сигнальным трафиком, является центральным сервером сети провайдера IP-телефонии, совмещающим в себе функции центрального коммутатора и пограничного контроллера соединений. Использование MVTS упрощает стыковку сети компании с сетями корпоративных клиентов и других операторов IP-телефонии.

Последнее особенно важно, так как, с одной стороны, "Зебра Телеком", как и любой оператор IP-телефонии, обменивается трафиком с сетями других операторов, а с другой, являясь центром сети федерального масштаба, компания взаимодействует с сетями региональных партнеров. В них применяется оборудование многих поставщиков, и здесь без MVTS, помогающего состыковывать технику различных производителей, не обойтись.

При установке MVTS в сеть "Зебра Телеком" специалистами компании был разработан программный модуль, позволяющий создавать индивидуальные списки маршрутов для каждого оператора-партнера. Благодаря этому ПО и функциональным возможностям MVTS в сети "Зебры Телеком" допускается одновременное использование двух вариантов автоматической машрутизации.

Маршрутизация по схеме cost routing учитывает набор направлений, доступных данному оператору по цене, и при возникновении задержек, отказе одного из каналов или ухудшении качества связи автоматически переводит IP-трафик этого оператора на один из каналов заданного набора. Другая схема - quality routing - обеспечивает автоматическую маршрутизацию в зависимости от качества связи, не ориентируясь на цену канала и направляя трафик по наилучшим с точки зрения качества каналам.

Каждый региональный партнер "Зебры Телеком" может задействовать обе схемы маршрутизации одновременно, применяя cost routing по одним направлениям и quality rouming - по другим. Кстати, связь по картам "Зебры Телеком" опирается на маршрутизацию по схеме quality rouming, что позволяет абонентам карточек всегда использовать каналы с заведомо наилучшим качеством.

Необходимость внедрения MVTS объясняется главным образом ростом бизнеса компании "Зебра Телеком", увеличением количества партнеров и объемов трафика, а также повышением сложности задач маршрутизации и требований к безопасности и управляемости сети.

Еще одна причина связана с тем, что в IP-телефонии для сохранения высокого качества связи необходима передача IP-трафика с гарантированным качеством на всем его пути, проходящем через сети разных операторов. Упростить взаимодействие между этими операторами как раз и помогает MVTS.

Система мониторинга

Завершает компания этот ряд инновационных шагов по развитию сети внедрением системы мониторинга всех технических узлов своей внутренней и внешней сетевой инфраструктуры. Новая система наглядно отображает в режиме реального времени состояние оборудования, сервисов и соединений, автоматически посылая техническому персоналу сигнал о возникновении сбоев и обнаружении неисправностей. Не менее важна способность системы накапливать данные мониторинга и подвергать их аналитической обработке.

Система с заданной периодичностью производит мониторинг состояния каждого узла сети связи компании - серверов, аппаратных и программных коммутаторов, компьютеров, сетевых принтеров, системы энергоснабжения и т. д., а также постоянно проверяет работоспособность функционирующих в сети сервисов (DNS, DHCP, HTTP, FTP) и программных компонентов.

Если узел или сервисный адаптер не отвечает на запрос несколько раз подряд, система немедленно информирует о возникшей нештатной ситуации операторов, инженеров и техников через электронную почту или SMS. Так, техническая служба компании в считанные секунды получает данные о проблеме и начинает действовать раньше, чем клиенты заметят что-то неладное.

Анализ накопленных данных о работе элементов сети помогает заблаговременно выявлять слабые места всей системы, прогнозировать сбои, своевременно модернизировать элементы инфраструктуры. Такое прогнозирование повышает надежность и качество работы всей сети компании.

Внедренная фирмой "Зебра Телеком" система мониторинга, оповещения и прогнозирования построена на базе платформы Cisco Works 2000 и ПО Whats UpGold компании IPSwitch. Процесс настройки прост и нагляден: средствами визуального проектирования создается схема, в которой присутствуют все элементы управляемой сети (узлы и сервисы), после чего описываются их характеристики и взаимосвязи.

Задаются также периодичность контроля узлов и способ оповещения технического персонала. К системе можно подключить практически любое оборудование или программный сервис, что позволяет ей расти вместе с технической инфраструктурой компании. Доступ к системе производится через Web-интерфейс, благодаря чему технические специалисты могут работать с ней в любой точке, где есть компьютер, подключенный к Интернету.

Внедрение такой системы стало насущной необходимостью, поскольку в последнее время техническая инфраструктура "Зебры Телеком" значительно расширилась, возросло число предоставляемых ею услуг и объем трафика, в результате чего управлять сетью старыми методами стало очень сложно. Кроме того, система позволяет предложить корпоративным пользователям дополнительный сервис - возможность включения аппаратуры или всей офисной сети заказчика в систему контроля и обслуживания оператора.