ВЫСТАВКИ

С 7 по 10 апреля в российской столице проходила 4-я международная выставка "ФотоФорум-2004" (www.photoforum-expo.ru). Как сообщают ее организаторы из компании МИДЭКСПО, в нем приняло участие более двухсот фирм: производители (в том числе и отечественные) различного фотооборудования и фотоматериалов, а также дистрибьюторы и компании, специализирующиеся на предоставлении разного рода услуг.

Имевшиеся у некоторых игроков фоторынка опасения относительно возможного спада популярности данного форума не оправдались. Ссылаясь на статистику предыдущих выставок, в МИДЭКСПО говорят о продолжающемся расширении состава участников: для их размещения в нынешнем году потребовалось уже шесть павильонов общей площадью свыше 15 тыс. кв. м.

Впрочем, без потерь не обошлось: от участия в выставке отказалась японская компания Olympus (www.olympus.com.ru) - один из лидеров продаж на российском рынке. (По данным Canon, на долю этих двух японских производителей приходится более половины объема российского рынка фотокамер в целом, т. е. с учетом и пленочных, и цифровых аппаратов.) Правда, весенне-летняя коллекция продукции Olympus была представлена на стенде ее официального дистрибьютора - фирмы "Лома" (www.olympus-loma.ru).

Любопытно, что прошлогоднее местоположение стенда Olympus - по соседству с экспозицией Canon (www.canon.ru) - на нынешнем фотофоруме занимала Samsung Techwin (www.samsungcamera.com), однако площадь стенда корейской компании увеличилась на треть. Учитывая растущий в России интерес к цифровым камерам Samsung, Сергей Ефремов, менеджер по продажам российского представительства фирмы, считает этот факт весьма символичным.

Помимо экспозиционной части, рассчитанной преимущественно на интересы массового потребителя, программа выставки включала в себя обширный цикл семинаров, предназначенных для специалистов. Так, в течение четырех дней проходили мастер-классы известных российских фотографов, презентации продукции и технологий ведущих компаний-производителей, круглые столы. К числу наиболее ярких событий форума можно отнести серию обучающих семинаров, проведенных экспертом по вопросам цветокоррекции Дэном Моргулисом (автором популярных книг, посвященных работе с Photoshop), впервые посетившим Москву.

В одном из павильонов фотофорума демонстрировались работы, победившие в ежегодном всероссийском конкурсе фотожурналистики "Пресс-Фото", проводившемся в рамках международного фестиваля профессиональной фотографии "Интерфото". Кроме того, второй год подряд в период работы выставки был организован конкурс "Продукт года" с присвоением соответствующего звания по 19 номинациям.

Как известно, лидирующие позиции на рынке фототехники прочно удерживают японские компании. Достаточно весомы достижения и немецкой фотоиндустрии. В нынешнем году наряду с самостоятельными экспозициями широко известных фирм, например Agfa (www.agfa.com) или Leica (www.leica-russia.ru), был впервые организован объединенный стенд ряда немецких фирм - производителей фотообрудования.

Динамика, достойная внимания

Конечно, участники могут по-разному оценивать эффективность выставки для развития своего бизнеса. Исполнительный директор "Графитека" (www.grafitec.ru) Олег Полисадов, скажем, считает прошедший форум очень успешным благодаря большому количеству новых контактов: в дистрибьюторской компании надеются конвертировать эти контакты в наращивание объема сбыта цифровых камер, в том числе за счет расширения региональных продаж.

Участники пресс-конференции, приуроченной к открытию фотофорума (а среди них были менеджеры российских представительств ведущих компаний-производителей), выразили единодушное мнение относительно "бурного развития фоторынка в России". Объем продаж цифровых камер (в штучном выражении) вырос в минувшем году, по некоторым оценкам, в 2,5 раза.

Повышение спроса на цифровую фототехнику сопровождается постепенным снижением интереса к традиционным пленочным фотоаппаратам, хотя он все еще достаточно высок. В Canon, в частности, прогнозируют рост объема продаж пленочных фотокамер в количественном исчислении, однако в связи со снижением цены на подобные аппараты полученные от их продажи доходы в будущем все же немного снизятся.

Количество поставщиков цифровых камер постоянно расширяется. К числу новичков российского рынка можно отнести компанию Kodak (www.kodak.ru). В 2002 г. начала поставлять цифровые камеры и Panasonic (www.panasonic.ru), заявившая на фотофоруме о своих претензиях на 10%-ную долю российского рынка к концу этого года.

Впервые в московском фотофоруме принимала участие Hewlett-Packard (www.hp.ru). По словам менеджера компании по маркетингу розничных продуктов Вячеслава Иващенко, цифровую фотографию в HP связывают не с отдельными устройствами, а с решениями, представляющими собой комплекс программных и аппаратных средств (цифровые камеры, сканеры, принтеры, устройства хранения и транспортировки информации). Некоторые из своих многофункциональных устройств HP пропагандирует в качестве домашних фотолабораторий. Как сообщил г-н Иващенко, в текущем году к ним можно будет отнести половину выпускаемых компанией МФУ. К числу представленных на выставочном стенде HP новинок относилась цифровая фотокамера Photosmart R707 (см. статью на с. 20).

Согласно первоначальным оценкам специалистов, в нынешнем году объем российского рынка цифровых камер должен был как минимум удвоиться и составить 700 тыс. устройств. Однако с учетом итогов продажи за I квартал многие производители скорректировали свои планы. Например, в Canon полагают, что объем рынка цифровых камер достигнет отметки в 1 млн. А по мнению руководителя направления цифрового фото компании "Алион" (www.alion.ru) Василия Черкасова, с учетом "серых" поставок объем рынка может даже приблизиться к уровню в 1,5 млн. фотокамер.

Лидируют Canon и Sony

По данным Nikkei Market Access, опубликованным в начале текущего года, мировой выпуск цифровых фотокамер в прошлом году вырос по сравнению с предыдущим на 76,1% и достиг 39 млн. шт. (в 2002-м прирост составил 59,7%). Предполагается, что за нынешний год темпы прироста упадут до уровня в 20% и объем мирового рынка к его концу достигнет 56,9 млн. шт.

С точки зрения популярности в японии, законодателе мод, лидируют тонкие и легкие камеры и цифровые аппараты с разрешением свыше 4 млн. пикселов; получили заметное распространение и зеркальные цифровые камеры со сменным объективом (SLR). Доля продаваемых в розницу камер с разрешением более 4 мегапикселов в конце года превышала 30%.

По итогам прошлого года лидирующие позиции на мировом рынке цифровых камер занимают Canon и Sony (каждая с долей примерно 20%). Предполагают, что в нынешнем году борьба за лидерство между ними усилится. 

Бурная динамика развития объясняет интерес производителей к российскому рынку. В компании "Графитек" подметили, что подобная заинтересованность материализовалась на московском фотофоруме в демонстрацию практически всех последних разработок, которые были представлены на выставках CeBIT’2004 и PMA’2004. Это относится в том числе и к новейшим восьмимегапиксельным камерам (см. статью на с. 16).

В целом отечественный рынок по размеру еще сильно уступает западноевропейскому, хотя и следует тем же тенденциям, что и общемировой.

Пользователям достаточно трех мегапикселов

Сроки проведения фотофорума практически совпадают с началом очередного финансового года японских компаний. Вполне естественно, что многие из них на выставке не только представили свою продукцию, но и рассказали о ближайших планах, а также о своем видении перспектив отрасли.

Усилия фирм-производителей направлены на расширение ассортимента в наиболее динамично развивающемся сегменте цифровых камер с разрешением от 3 до 5 мегапикселов. По мнению многих специалистов, в нынешнем году самыми востребованными на российском рынке камерами окажутся трехмегапиксельные аппараты, и в данном случае ситуация в нашей стране совпадает с общемировой картиной. (Впрочем, как известно, популярность тех или иных продуктов во многом определяется таким параметром, как их цена, и в условиях более быстрого, чем предполагалось, удешевления цифровых камер результаты могут оказаться несколько иными.) Несомненно одно: аппараты с разрешением менее 2 мегапикселов уходят с рынка.

По мнению Василия Черкасова, популярность, скажем, пятимегапиксельных фотокамер, по крайней мере в нашей стране, стоит под вопросом. "Разница в 200 долл. между восьми- и пятимегапиксельными аппаратами зачастую склоняет потребителей в пользу приобретения хотя и более дорогой, но все же более совершенной камеры", - поясняет он.

Все производители имеют в своем портфеле цифровые модели с разрешением 3, 4 и 5 мегапикселов, а у многих уже появились и аппараты с более высоким разрешением. Стремящаяся к расширению присутствия на рынке цифровых камер компания Samsung Techwin предлагает, в частности, три модели с разрешением 3 мегапиксела и четыре устройства с разрешением 4 мегапиксела. При этом практически до конца года на верхнем уровне модельного ряда будет располагаться фотокамера Digimax V50 с разрешением 5,1 мегапиксела.

Примерами шестимегапиксельных камер могут служить предлагаемая Casio (www.exili.ru) фотокамера Exilim Pro Ex-600 или FinePix S20Pro компании FujiFilm (www.fujifilm.ru).

Анализ продуктовых портфелей показывает, что у многих производителей новая модель появляется в среднем ежемесячно (в действительности вывод новинок на рынок осуществляется "порциями" из нескольких штук и связан, как правило, с сезонностью спроса). Так, модельный ряд камер EasyShare компании Kodak за период с февраля по август текущего года должен пополниться десятью позициями.

Среди сравнительно новых для цифровых камер функций отмечают возможности полноценной видеосъемки (30 кадров в секунду при разрешении 640х480 точек), появление улучшенных видоискателей и ЖК-дисплеев с повышенной яркостью, а также средства предотвращения смазанных изображений (например, разработанный Panasonic оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S или система Anti-Shake компании Konica Minolta - www.konicaminolta.ru).

Потребитель ждет дифференцированного подхода

Конечно, разрешение не рассматривается в качестве единственного критерия при покупке камеры (равно как и при их классификации). Развитие рынка заставляет производителей более тщательно учитывать запросы разных категорий покупателей; при этом степень дифференциации пользователей возрастает.

Раньше, в условиях недостаточной развитости рынка цифровых камер, клиентов больше интересовали технические характеристики новых моделей. Сейчас, как утверждает Олег Полисадов, основная масса потребителей больше склонна к оценке соотношения цена/функциональность.

Статистика мировых продаж свидетельствует, в частности, о том, что преобладающей категорией пользователей цифровых камер становятся женщины (эта самая быстрорастущая группа покупателей). По мнению экспертов, им требуются камеры, простые в эксплуатации. Следствием учета этих запросов стало появление у производителей особой серии цифровых камер (называемой часто "компактной и стильной"), отличающихся не только легкостью в управлении, но и известным изяществом дизайна. В рамках подобной серии нередко предлагаются модели, выполненные в разном цветовом оформлении.

Еще одна наметившаяся тенденция: в прошлом году 70% покупателей цифровых камер в странах Западной и Центральной Европы относились к категории впервые совершивших подобное приобретение. А в нынешнем году, согласно прогнозам, доля таких покупателей составит примерно 83%. Свидетельствуя о большом потенциале рынка, данная тенденция поощряет производителей выпускать фотокамеры, рассчитанные на начинающих пользователей.

Что касается потребителей, совершающих повторную покупку цифровых камер, то, как правило, в этом случае речь идет о приобретении более "продвинутых" моделей. Так, люди, покупавшие два года назад свои первые двухмегапиксельные камеры, теперь хотят иметь аппараты с разрешением 4 или 5 мегапикселов.

Встраиваемые цифровые камеры - стимул для развития фотопечати

Одним из наиболее перспективных сегментов развития фоторынка считается выпуск телефонов со встроенными фотокамерами. По информации Kodak, в 2005 г. в Европе будет продано 32 млн. подобных телефонов (93 млн. - в глобальном масштабе). Их привлекательность для фоторынка связывают в том числе и с тем, что полученные с их помощью фотографии можно печатать на фотобумаге.

Как считает директор по продажам цифрового подразделения компании Kodak в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Никос Вальтетсиотис, качественные фотографии с использованием встроенной в мобильный телефон камеры можно будет получать, по-видимому, не ранее 2006 г. (до этого момента должны быть решены вопросы повышения разрешающей способности и увеличения оптического зума).

Технологическая конвергенция не ограничивается сотовыми телефонами. Компания Panasonic, например, наряду с цифровыми камерами Lumix предлагает многофункциональные портативные устройства с возможностью цифровой аудио- и видеозаписи (они объединены в семейство D-Snap).

Учитывая интеграционные тенденции, организаторы выставки выделили специальный раздел "Встраиваемая цифровая фототехника", где демонстрировались мобильные телефоны, ноутбуки, карманные персональные компьютеры, диктофоны и другие устройства, оснащенные встроенными цифровыми фотокамерами.

Версия для печати