Панорама ИКТ-индустрии с высоты IT-Summit’2004
Как бы ни менялись организаторы IT-Summit’a - а с 2004 г. в этой роли стала выступать Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, www.apkit.ru), получившая это мероприятие "в наследство" от компании "Алгоритм", - участники статусного ежегодного слета лидеров компьютерной индустрии неизменно собираются на "Крыше" (так называется главный конференц-зал элитной петербургской гостиницы "Европа"). Смена идеологов, похоже, пошла на пользу мероприятию - из привычной "ярмарки тщеславия" оно стало превращаться в реальный механизм консолидации отрасли, ее главной ареной, на которой сообща подводятся годовые итоги, обсуждаются способы преодоления проблем, намечаются пути развития.Наибольшее внимание участники IT-Summit’2004, как обычно, уделяли ключевой теме - эффективному взаимодействию бизнеса и государства.
Сегодняшний портрет индустрии
Осознание себя единой отраслью пришло к российскому ИКТ-сообществу совсем недавно, в начале нового тысячелетия. И причины тому понятны - это одна из самых молодых отраслей российской экономики (первые фирмы появились в 1987 - 1988 гг.). Преобладание частного капитала, отсутствие аффилированности с государством, сильная зависимость от иностранных производителей (ориентация на импорт) - таковы отличительные особенности этой индустрии.
Вклад связи и информатизации в рост экономики
Как отрасль экономики она пока еще слабо консолидирована и представляет собой разобщенную массу небольших компаний, страдающих постояннопостоянной нехваткой внутренних резервов для своего развития (на фоне осторожного отношения финансовых институтов к рынку ИКТ). Информационная закрытость рынка и недостаток аналитических исследований затрудняют прогнозирование и планирование развития бизнесов. Еще одним сдерживающим фактором является постоянный дефицит и высокая стоимость квалифицированных кадров.
Взаимодействие отрасли и государства пока еще далеко от идеала. С одной стороны, налицо сильная зависимость ИКТ-индустрии от госзаказов, а с другой - наблюдается систематическая недооценка значимости этого сектора как обществом, так и государством. (Последнее до сих пор не воспринимает отраслИКТ как отрасль экономики.) Между тем потребность государства в ИТ при реализации масштабных проектов и программ неуклонно возрастает (появляются многолетние проекты с объемами в сотни миллионов долларов, задействующие тысячи пользователей). Есть и повод для оптимизма - качественное повышение уровня использования ИКТ в деятельности госорганов.
Структура рынка информационных технологий
Благодаря Дмитрию Милованцеву, руководителю Федерального агентства связи, участникам саммита удалось получить некоторую объемнустатистическую картину государственного масштаба (см. диаграммы 1-3).
В целом же, по оценкам аналитиков и госчиновников, совокупный оборот ИКТ-отрасли в 2003 г. составил 6,9 млрд. долл. (т. е. примерно 1,5% от годового ВВП РФ, достигшего 440 млрд. долл.). По мнению ряда участников саммита, учитывая быстрые темпы развития индустрии, вполне реальной представляется возможность повысить в ближайшие годы оборот отрасли до 20 млрд. долл., а это будет уже значительным вкладом в российскую экономику. Какие действия следует предпринять, чтобы достичь таких результатов?
Ответом на вопрос должна послужить "Концепция развития ИКТ-отрасли", которая по поручению Правительства РФ нынче разрабатывается Министерством связи (подвергающимся серьезной реорганизации) при участии инициативной группы АП КИТ, возглавляемой Евгением Бутманом, президентом группы компаний DPI.
Завтрашний идеал
В своем докладе на пленарном заседании г-н Бутман попытался убедить участников саммита в том, что предпосылки для изменения нынешних механизмов развития отрасли все-таки существуют. Коль скоро ИКТ-отрасль является мультипликатором развития экономики, средством создания новой экономической среды, то от нее в значительной мере зависит развитие всей российской экономики. Сохранение сегодняшнего положения дел в обозримом будущем может привести к отставанию возможностей индустрии от потребностей государства, а значит - к необходимости вложения значительных средств для ликвидации этого разрыва. В то же время стимулирование использования ИТ различными отраслями российской экономики и всем населением облегчит создание информационного общества в нашей стране и интеграцию России в систему международного разделения труда.Создание и поддержка полноценной науки в области ИКТ (Computer Sciences) позволит повысить авторитет отрасли и создаст предпосылки к уменьшению ее зависимости от импортной продукции. К тому же рост ИКТ серьезно воздействует на развитие современной прикладной и фундаментальной науки, прямо влияет на совершенствование российской системы образования.
Итоги социально-экономического развития отрасли: информатизация
В разрабатываемой стратегии развития индустрии ИКТ, с одной стороны, рассматривается как сектор производства, а с другой - как катализатор социально-экономического роста страны.
Для создания "Концепции развития ИКТ-отрасли", по мнению инициативной группы АП КИТ, должны быть получены результаты на следующих этапах работ.
1. Выделение приоритетов в развитии сектора ИКТ по направлениям: · развитие национальной ИКТ-инфраструктуры и социально-экономических приложений ИКТ (National Informational Infrastructure); · формирование человеческого капитала; · формирование нормального бизнес-климата (в т. ч. в ИКТ-области); · создание национальной системы воспроизводства инноваций; · развитие отрасли ИКТ.
2. Разработка стратегии развития сектора ИКТ и ключевых показателей оценки успешности (индикаторов).
3. Определение необходимых мер и механизмов государственной политики, направленных на стимулирование приоритетных сегментов сектора ИКТ в России.
4. Разработка социально-экономической модели и сценария развития сектора ИКТ в России до 2010 г. при реализации тех или иных внешних условий.
5. Детальная разработка мер и механизмов государственного стимулирования отрасли ИКТ на среднесрочную перспективу.
Разработка данной Концепции (ее проект появится, как ожидается, осенью 2004 г.) должна вестись совместно с разработкой "Программы построения информационного общества" в России (см. проект на сайте www.riocenter.ru), которая призвана помочь стране успешно выполнить принятые ею международные обязательства, в том числе положения Окинавской "Хартии глобального информационного общества", подписанной Президентом РФ Владимиром Путиным и главами других промышленно развитых государств, входящих в состав "Большой восьмерки".
Окончание следует