ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

Инструментарий сможет дать толчок новому поколению мощных приложений

Я пишу о Semantic Web с тех самых пор, как впервые прочитал об этой концепции в конце 1990-х в книге главного создателя World Wide Web Тима Бернерса-Ли "Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web" ("Сплетая Всемирную паутину: Исходный проект и отдаленные судьбы World Wide Web"). И уже не один год я горю желанием, чтобы эта идея наконец-то реализовалась и преобразовала Web.

Недавнее появление двух ключевых стандартов консорциума World Wide Web дает шанс, что эти затянувшиеся и где-то обманчивые ожидания все же будут удовлетворены. Суть в том, что RDF (Resource Description Framework - инфраструктура описания ресурсов) и OWL (Web Ontology Language - язык онтологии Web) обрели статус рекомендаций W3C, что равносильно их превращению в официальные стандарты. Но прежде чем мечта о Semantic Web станет явью, еще предстоит преодолеть много препятствий.

Почему нам так нужна Semantic Web? Интернет - самая гигантская из когда-либо существовавших баз данных, ее контент охватывает все дисциплины, языки и области знаний, однако работать с ней крайне трудно. Поисковые системы, возможно, помогают находить материал, содержащий конкретные слова, но на деле он может оказаться совсем не тем, что вы ищете. Например, вас ждет неудача, если контент по интересующей вас теме использует иную терминологию или написан на другом языке.

Semantic Web позволит размечать весь Web-контент, описывая его тематику и придавая ему семантическое значение. При полной реализации эта технология в состоянии изменить наше бытие и открыть совершенно новые горизонты.

Во-первых, поисковые системы станут гораздо эффективнее, чем сегодня. А персональные программные Web-агенты смогут строить динамические списки всего, что в принципе понадобится пользователю. Новые возможности будут ограничиваться только вашим воображением. Как вы посмотрите на приложение, которое буквально на лету будет находить в Web нужные изделия и материалы во всех концах света независимо от аббревиатур, терминологии и даже языков, используемых соответствующими Web-сайтами?

В случае полной реализации Semantic Web сможет изменить наше бытие и открыть совершенно новые горизонты.

   

Главная трудность реализации Semantic Web заключается в том, что весь контент потребуется снабдить семантическими тегами, обозначающими его смысл. При создании своего контента его провайдерам придется обращаться к RDF и OWL. И дело тут вряд ли пойдет на лад, пока люди не осознают его выгоды.

Проблема отчасти связана с тем, что стандарт RDF до сих пор применялся в Web-контенте практически лишь в академической и исследовательской среде. Правда, несколько лет назад на базе RDF был создан один из вариантов популярного формата RSS (RDF Site Summary) для синдицирования, т. е. расширенного обмена новостным контентом. RSS широко используется для публикации хроники в персональных Web-журналах и на других Web-сайтах с целью синдицирования контента, а также выделения в нем заголовков и других зон внимания.

У меня были мысли, что RDF имеет определенные перспективы для использования на многих Web-сайтах. К сожалению, работа над RSS переродилась в классический вариант религиозно-технологической войны между конкурирующими стандартами, которые в сущности весьма близки и легко могут быть преобразованы в единый стабильный стандарт. Однако никому не охота уступать, и эти спецификации продолжают существовать порознь. Конечно, сохраняется некоторая надежда, что патовая ситуация все-таки разрешится и мы придем к одной версии RSS на основе RDF.

Мне кажется, главной силой, которая могла бы сдвинуть с места Semantic Web, должны быть программные инструменты. Если производители ПО авторской разработки Web-сайтов - в частности, Adobe, Macromedia и Microsoft - начнут добавлять в свои продукты средства Semantic Web, то производителям контента будет гораздо легче реализовывать технологию на своих сайтах.

Желательно, чтобы и поставщики систем управления контентом и порталов тоже предоставляли пользователям возможность размечать контент сайтов для Semantic Web.

Я еще надеюсь, что ее начнут использовать влиятельные сайты - такие, как Yahoo.com, и это станет примером для других. Не стоит забывать, что в дни своей юности Web тоже распространялась медленно. В 1995 г. я, например, слышал от представителей компаний, что для бизнеса или корпоративных организаций в Web нет никакой пользы.

Как бы там ни было, но чем скорее Semantic Web сможет укорениться и пойти в рост, тем будет лучше.

С директором eWeek Labs Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim_rapoza@ziffdavis.com.

Версия для печати