НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
Взяв курс на рыночную экономику в 1986 г., вьетнамское руководство, следуя примеру Коммунистической партии Китая, решилось на либерализацию при сохранении политической организации общества и руководящей и направляющей роли КПВ. Было провозглашено начало вьетнамской перестройки, получившей название "Дой мой" - "обновление". В 1990-е годы ежегодные темпы экономического роста достигли 9%, что позволило за десятилетие более чем в четыре раза увеличить ВВП.
Телекоммуникационный бум - последует ли продолжение?
Рынок связи является одним из наиболее динамично развивающихся секторов вьетнамской экономики. По оценке Международного союза электросвязи, Вьетнам входит в мировую десятку лидеров по темпам модернизации телекоммуникаций и роста рынка связи. По последнему показателю в 2002 г. первое место в мире занял Китай, а Вьетнам - второе. Уже более пяти лет подряд телефонные сети в стране ежегодно растут почти на 30%.
В год начала политики обновления (1986-й) в стране насчитывалось всего 80 тыс. телефонных линий - чуть более одной линии на тысячу жителей. В 1994 г. Вьетнам миновал критическую отметку в одну телефонную линию на 100 жителей. В 2001 г. данный показатель равнялся 4,5, а к концу 2003-го достиг 7,5. При этом в сельской местности было открыто 6 тыс. почтовых отделений и культурных центров, предоставляющих доступ к телефонной связи более 90% общин. Правительство поставило цель - телефонизировать все деревни к 2005 г.
В соответствии с десятилетней"Стратегией развития почтовых служб и телекоммуникаций", принятой в конце 2001 г., к 2005 г. Вьетнам планирует выйти на показатель плотности 8-10 телефонов на 100 человек, а к 2010-му - 15-18 телефонов. В результате 60% всех домохозяйств (100% городских) будут иметь телефон, а число телефонных абонентов и Интернет-пользователей должно достигнуть среднего для стран Юго-Восточной Азии уровня.
До 2020 г. планируется закончить строительство полностью модернизированной инфраструктуры связи на основе технологий B-ISDN, ATM, SDH и др. В настоящее время все центральные телефонные станции провинций цифровизированы и имеют соединения с Ханоем (север страны), Данангом (центр) и Хошимином (юг) по радиорелейным каналам или волоконно-оптическим линиям. Оборудование для вьетнамских сетей поставляли такие компании, как Ericsson, Siemens, Nortel, Alcatel и Fujitsu.
Несмотря на очевидный прогресс в развитии фиксированной телефонии, подобных успехов в других сегментах не наблюдается. Абсолютное большинство телекоммуникационных услуг Вьетнама до сих пор находится в собственности государства. Вьетнам входит в число стран, где только начинаются серьезные реформы отрасли связи - реструктуризация естественного монополиста и лишение его функций управления и регулирования. Хотя формально регулирующий орган - Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций и оператор связи VNPT (Vietnam Posts and Telecommunications Corporation, Вьетнамская корпорация почтовой связи и телекоммуникаций) отделились друг от друга еще в 1993 г., тем не менее полного разделения функций не произошло. VNPT не только удержала за собой традиционный сегмент основных телефонных услуг, междугородной и международной связи, но и захватила новые рынки сотовой связи, IP-телефонии и Интернет-услуг. По сути, до настоящего времени ни на одном из рынков ИКТ не сформирована конкурентная среда.
В 1998 г. VNPT закончила строительство сотовых телефонных сетей стандарта GSM-900 во всех провинциях страны. Через дочерние фирмы VNPT управляет двумя крупнейшими в стране сотовыми сетями - VinaPhone и MobiFone, предоставляющими самые современные услуги: SMS, WAP, GPRS и т. д. В 2003 г. при содействии французской компании Alcatel оператор MobiFone развернул первую в стране систему передачи мультимедийных сообщений (MMS) в Ханое.
Число абонентов сотовых сетей в конце прошлого года составило более 2 млн. (население страны превышает 80 млн. человек). Несмотря на скромные показатели, вьетнамский рынок мобильных услуг в последние годы развивается очень быстро - еженедельно регистрируется до 10 тыс. новых абонентов. При условии дальнейшей либерализации регулирования данный рынок может кардинально преобразиться в течение 2004-2005 гг.
Однако целый ряд факторов тормозит развитие ИКТ. Новые компании вынуждены арендовать телефонные линии у VNPT, которая оставляет за собой функции первичного оператора связи. На развитии информационной инфраструктуры Вьетнама негативно сказываются многочисленные ограничения и запреты на деятельность частных предприятий в различных секторах ИКТ. Отметим тревожную тенденцию развития законодательства (которая, заметим, начинает сдерживать наряду с вьетнамским китайский и индийский рынки ИКТ): в нормативных актах преобладают идеи лицензирования и обязательной сертификации многих видов деятельности, что отражает интересы отдельных ведомств. Бесчисленное множество федеральных, региональных и местных лицензий усложняет работу операторов. Случается, что компании медлят с использованием всех возможностей, предоставляемых лицензией, так как для развертывания служб в соответствии с уже полученной генеральной лицензией им требуются дополнительные лицензии от госструктур местного уровня.
Для капитала, в том числе иностранного, чрезвычайно болезненны законодательные и бюрократические барьеры, с которыми сталкиваются компании на вьетнамском рынке. С начала 1990-х годов в стране было выпущено множество новых законов, нередко противоречащих друг другу либо сформулированных весьма туманно. Все это позволяет чиновникам интерпретировать их по своему усмотрению. Административная система выстроена чрезвычайно сложно, функции различных министерств и ведомств дублируются. Плохо действует судебная система. В продвижении апелляций и решении вопросов различными ведомствами не обходится без коррупции.
Тем не менее самый чувствительный удар по иностранным инвестициям был нанесен не судами и местной бюрократией, а высшим государственным руководством. В 1990-е годы экономические реформы набрали высокие темпы и, казалось бы, приобрели необратимый характер. Прямые иностранные инвестиции во вьетнамскую экономику выросли с 1991 по 1995 гг. более чем в 5 раз. Однако у старого руководства партии и правительства, в среде высших чиновников возникло опасение, что слишком быстрые и радикальные реформы могут вызвать политические и социальные волнения, кризис коммунистической идеологии. А после азиатского финансового кризиса (1997 г.) власти подумали, что продвижение в сторону открытой рыночной экономики приведет страну к катастрофе, и резко свернули реформы. Вьетнамская сторона дезавуировала обещания, выданные ранее крупным иностранным компаниям, включая важнейшего зарубежного инвестора - австралийскую корпорацию Telstra. Прямые иностранные инвестиции сократились к концу 1990-х годов до уровня 1991-го. Таким образом Вьетнам потерял несколько лет, в течение которых соседи по региону, прежде всего Китай, сумели значительно продвинуться в развитии ИКТ. Перемены пришли со сменой государственного руководства. Выступая на заключительном заседании 9-го съезда КПВ в апреле 2001 г., новый лидер страны Нонг Дык Мань, известный сторонник ускорения реформ, заявил, что "...Вьетнам будет более активно включен в рыночную экономику, дабы страна не плелась в хвосте развитых стран Азии".
В октябре 2001 г. правительство одобрило план развития отрасли телекоммуникаций, в котором разрешен выход частных предприятий на рынок основных телефонных услуг. Доля таких фирм в этом сегменте должна составить к 2005 г. 25-30%, а к 2010-му - 40-50%. Доминирующая государственная компания VNPT будет реструктурирована.
Специфика сетевой инфраструктуры
Национальные сети передачи данных развиваются с начала 1990-х годов. В 1992-м Институт информационных технологий Ханоя установил связь с Австралийским государственным университетом для обмена электронной почтой. В 1993-м к проекту присоединилась австралийская компания Telstra. В дальнейшем этот вьетнамо-австралийский проект вылился в создание первой национальной компьютерной сети VARENet, которая к 1996 г. объединяла около 300 местных научных, академических и исследовательских организаций.
Еще в 1989 г. на базе вычислительно-статистического центра была создана компания Vietnam Data Communications (VDC), дочерняя структура VNPT. В 1993-м она начала осуществлять через сеть VIETPAC передачу сообщений электронной почты между государственными учреждениями, т. е. компьютерные сети стали использоваться не только для научных исследований, но и для административно-хозяйственной деятельности. VIETPAC установила магистральные соединения с США (компанией Sprint), Францией, Сингапуром и Австралией. Подключение Вьетнама к Интернету произошло в ноябре 1997 г. Эта важная в истории страны дата связана уже исключительно с деятельностью VNPT.
Еще на стадии почтового обмена сети VARENet с Австралией персонал Института информационных технологий столкнулся с проблемой вала памфлетов с критикой политического режима и компартии Вьетнама, хлынувшего на адрес института. В ответ были предложены технические решения, блокирующие нежелательные сообщения. Руководители отрасли опасались, что такой почтовый обмен приведет к полному запрету внешних контактов через компьютерные сети.
В основу регулирования вьетнамского сегмента Сети был положен опыт Китая и других стран региона. Цензуре подлежат идеологические ресурсы, прежде всего западные СМИ и диссидентские издания, и порнография. Санкции за распространение запрещенной информации включают штрафы, конфискацию оборудования, тюремное заключение.
Главным государственным подразделением, регулирующим местный сегмент Сети, стал Национальный координационный комитет по Интернету. В его состав вошли представители нескольких министерств и ведомств, включая Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций (ныне министерство почты и телематики), министерство внутренних дел и др.
Ответственность за идеологическую цензуру в Сети была возложена на провайдеров, которым определили круг рекомендуемых конференций и списков рассылки, а также правила контроля контента и мониторинга почтовых сообщений. Любое нарушение государственных инструкций и запретов влечет за собой самые суровые санкции в виде лишения лицензии на провайдерскую деятельность или отказа в регистрации. Все пользователи Интернета в стране обязаны встать на учет и соблюдать специальные правила поведения.
В июле 1998 г. компания VDC установила фильтры, которые были открыты лишь для электронной почты и доступа к Telnet, FTP- и веб-узлам. Новый законодательный акт по регулированию Интернета, утвержденный в августе 2001 г., разрешил открыть для внешнего доступа чаты и другие потоковые мультимедийные сервисы, группы новостей, электронную почту по протоколу IMAP и пр.
Этим актом был допущен к предоставлению Интернет-услуг на внутреннем рынке и частный сектор. Хотя прав и свобод стало больше, время от времени вводятся дополнительные ограничения: в октябре 2002-го были установлены более строгие правила работы в Интернете для организаций и компаний, обязывающие их получать предварительное разрешение властей для создания собственного веб-сайта.
Подавление инакомыслия, политическая цензура в киберпространстве Вьетнама привлекают все эти годы пристальное внимание мирового сообщества. Вьетнам наряду с Китаем входит в списки стран - врагов Интернета, ежегодно составляемые разнообразными международными правозащитными и общественными организациями, в том числе известной международной организацией "Репортеры без границ".
Лидирующее положение среди поставщиков Интернет-услуг удерживает VNPT. Ранее VNPT была единственной компанией, имевшей доступ к иностранным магистральным каналам и выполнявшей функции провайдера доступа во Всемирную сеть. Остальные фирмы выступали в роли провайдеров Интернет-услуг для конечных потребителей и получали доступ к магистральной сети через VNPT.
Новые правила регулирования и "План развития Интернета" на период 2001-2005 гг. нацелены на либерализацию рынка. В соответствии с планом к 2005 г. в стране должно быть 3-5 компаний, предоставляющих доступ в глобальную сеть, и около 40 поставщиков локальных услуг доступа. При этом провайдеры глобального доступа останутся под контролем государства, а поставщики Интернет-услуг будут открыты для местных и зарубежных инвесторов. К концу 2003 г. лицензии провайдеров глобального доступа имели уже шесть компаний - больше, чем предполагалось "Планом развития интернета", число лицензированных провайдеров Интернет-услуг достигло тринадцати. Однако присутствие этих новых компаний на информационном рынке начнет ощущаться лишь спустя несколько лет. В конце 2003 г. на долю VNPT по-прежнему приходилось более 70% всех абонентов Интернет-услуг.
Интернет: скромные успехи и большие надежды
Современные средства связи и передачи информации остаются недоступными для абсолютного большинства вьетнамского населения. Низкий уровень жизни, высокая стоимость средств связи, слабое развитие телефонии, отсутствие компьютерной грамотности у широких слоев населения - основные причины, препятствующие повсеместному распространению современных средств ИКТ.
По данным Вьетнамского центра сетевой информации, в октябре 2003 г. число пользователей Интернета составило 2,6 млн. человек, или 3,16% населения. Для сравнения: в развитых странах Азии (Сингапуре, Корее, на Тайване) этот показатель перевалил за 50%. Более 80% вьетнамских пользователей проживают в двух городах - Ханое и Хошимине.
Важнейшим фактором распространения ИТ стали центры общественного доступа. В сентябре 2002 г. в стране насчитывалось около 4 тыс. Интернет-кафе. По оценке министерства культуры и информации, около половины аудитории Интернет-кафе, выходящей в веб-пространство, обходит фильтры и посещает запрещенные политические и порнографические ресурсы.
Наиболее серьезными недостатками вьетнамского сегмента Интернета по-прежнему остаются медленный доступ в глобальную сеть, высокие цены провайдеров, весьма скромный по сравнению со странами региона объем национальных информационных ресурсов.
В стране все еще крайне мало высокоскоростных линий. Широкополосный доступ развивается в виде выделенных линий пропускной способностью от 64 Кб/с до 2048 Мб/с, а с 2001 г. - и абонентских линий ADSL. Компания VDC планирует увеличить число пользователей высокоскоростного доступа до 100 тыс. к 2005 г. С декабря 2003-го VDC предоставляет беспроводные услуги доступа по протоколу Wi-Fi. Первоначально в Ханое и Хошимине VDC открыла по десять публичных зон беспроводного доступа.
Вьетнамский Интернет до сих пор испытывает острый дефицит ресурсов на национальном языке. При отсутствии интересной информации пользователи выбирают коммуникационный компонент сети: молодежь активно общается в чатах. Вообще, вьетнамский сегмент Сети до сих пор не достиг критической массы, с которой начинается бурное строительство сайтов и качественный рост контента.
В соответствии с планом все научно-исследовательские институты, вузы и училища были подключены к Интернету в течение 2002-2003 гг., а примерно 50% школ, 100% ведущих клиник и 50% провинциальных больниц получат доступ в Сеть к 2005 г. Обучение Интернет-технологиям в школах и вузах становится обязательным. Все образовательные учреждения будут объединены в общенациональную сеть Edunet.
К 2005 г. планируется подсоединить к Интернету все министерства и ряд ведомств, которые начнут оказывать гражданам электронные услуги (э-правительство). По критерию готовности системы э-правительства в конце 2003 г. Вьетнам занял 55-е место в списке из 82 стран, опубликованном ООН. Планируется, что Вьетнам выйдет на средний уровень стран АСЕАН в организации э-правительства к 2010 г.
Пережив трудный период колебаний и сомнений стареющего руководства страны по поводу продолжения рыночных реформ, вьетнамское общество включилось в гонку за будущим процветанием. И важнейшим рычагом ускоренного социально-экономического развития становятся передовые телекоммуникации и ИТ.