ЭПИЦЕНТРЫ

В бизнесе, по большому счету, важно лишь то, что поддается измерению, следовательно, цели и задачи ИТ должны описываться в количественных терминах. Но это вовсе не означает, что если некую субстанцию можно измерить, то она сразу же становится необходимой. Неверно заданная цель способна свести на нет любой успех ИТ.

Очередную историю о неправильном приложении усилий я услыхал на февральском семинаре ИТ, который провел Университет штата Юта в рамках программы "Партнерство в бизнесе". Я хотел бы остановиться на выступлении Нила Николайсена, бывшего исполнительного директора фирмы FranklinCovey, специализация которой - средства и услуги для правильного распределения времени.

Две сотни ведущих региональных предпринимателей, собравшихся в университетском кампусе г. Логан (шт. Юта), узнали из слов Николайсена, что его фирма всегда гордилась скрупулезным выполнением получаемых заказов. В ее годовом отчете обязательно присутствовала фраза: "Все заказы, полученные до полудня, выполнены в тот же день", - и руководство было довольно. "Несколько миллионов долларов спустя, - продолжил докладчик, - составители следующего годового отчета с восторгом смогли написать, что теперь в тот же день отправляются все заказы, поступившие к часу дня". Дальше - больше.

Постепенно, затратив немало денег и усилий, фирме удалось выполнять в тот же день все заказы, полученные до трех часов пополудни. И лишь тогда решили поинтересоваться у клиентов: а нужно ли это им? В результате, как с грустью сообщил Николайсен, оказалось, что "эти ребята планировали все по Франклину и поэтому делали заявки заранее". Другими словами, немалые затраты на то, чтобы как можно быстрее выполнять заказы, никакой пользы не принесли. "Все хорошо в меру", - заключил Николайсен.

Каждый профессионал ИТ должен задаться вопросом: "Как направить всю мощь современных технологий в нужном направлении?"  

Я передаю эту историю вовсе не для того, чтобы скомпрометировать большие ожидания, которые возлагаются на информационные технологии. Они зачастую прокладывают наилучший путь к удовлетворению потребностей клиента. Очень хочется подчеркнуть тезис Николайсена о том, что ИТ способны на многое. Особенно это заметно, когда речь идет о выполнении повседневных задач или когда ощущается мощный прессинг поставщиков ИТ. В подобных ситуациях нельзя забывать: все, что "лучше" готовых продуктов, вполне может оказаться чрезмерным и к тому же слишком дорогим.

"От 80 до 90% всех ресурсов можно смело делать стандартными и простыми", - уверенно заявил на основании своего опыта Николайсен, приведя в качестве примера виртуальную тележку из электронных магазинов. Это высвободит домашние таланты ИТ и позволит сосредоточить их силы на таких важных элементах, как онлайновое продвижение товара и упрощение бизнес-операций. Иначе говоря, главное внимание можно будет уделять тем аспектам, которые и выделят вашу компанию на фоне других.

Николайсен открыто опровергает общепринятое мнение, будто массивные системы наподобие средств планирования корпоративных ресурсов обречены быть дорогими, сложными в развертывании и подверженными серьезному техническому риску. Любая такая система, убежден он, должна развертываться за три недели, то есть за время, сопоставимое со "сроками преобразования данных и подготовки пользователей к работе с готовым продуктом".

В идеале, как доказывает Николайсен, руководители ИТ обязаны встретиться с держателями акций и объяснить им примерно следующее: "Именно так отныне будут производиться все закупки, поскольку это - передовой опыт всей отрасли". Заказные же решения, по его мнению, слишком уж часто сохраняют второстепенные процессы многолетней давности в неприкосновенности, мешая новому подходу к решению проблем. "Выделить вашу компанию на общем фоне способны только те процессы, которые видны потребителю", - полагает Николайсен.

Не подумайте только, что я полностью и во всем с ним согласен. В конце концов, мы услышали мнение издателя и потребителя, а не производителя или разработчика высоких технологий. Для компаний, чья конкурентоспособность зависит от сроков создания новейшей продукции или повышения производительности труда, необычайно важны и конструкторские инициативы, и средства совместной работы, и инструментарий совершенствования процессов. Однако общий смысл ясен: каждый профессионал ИТ должен задаться вопросом: "Что можно сделать, чтобы информационные технологии послужили на благо компании? Как направить всю мощь современных технологий в нужном направлении?".

Эта колонка, надеюсь, заострит внимание на том, где теряется энергия информационных технологий и как использовать ее для реализации необходимых изменений.

С редактором Питером Коффи можно связаться по адресу: peter_coffee@ziffdavis.com.

Версия для печати