СЕМИНАРЫ

Страховой бизнес в России сегодня находится на подъеме, и тому есть ряд объективных причин. Постепенно уходят в прошлое зарплатные схемы минимизации налогов. Получают развитие классические страховые услуги, расширяется спектр видов обязательного страхования, идет консолидация рынка путем слияний и поглощений. Следствием этого становится появление в практике страховщиков целого ряда новых бизнес-процессов, сопровождаемое ростом издержек и снижением прибыльности. Решить такие проблемы можно только с помощью современных информационных систем. Об этом прекрасно знают и страховщики, и поставщики бизнес-приложений. При всем богатстве рынка ПО сделать выбор бывает совсем не просто. Вот почему семинар, проведенный в середине апреля компанией TopS FinSystems (TFS, www.topsbi.ru/tfs), входящей в группу TopS, вызвал заметный интерес специалистов страховой отрасли.

Учредителями TFS, созданной в начале 2003 г., стали TopS и эстонский разработчик страховой системы UNICUS (Unified Insurance Company Universal System) - фирма AS Akriform (www.akriform.ee). Цель TFS - продвижение на рынок стран СНГ решений на базе UNICUS. За прошедший год молодой фирме удалось реализовать три таких проекта в российских страховых компаниях МАКС, "Москва" и "Спасские ворота". Четвертый, еще не завершенный, выполняется сейчас в компании "АльфаСтрахование" и интересен тем, что в его рамках развертывается комплексное интегрированное решение, в состав которого входит ERP-система Oracle E-Business Suite и страховая - UNICUS.    

Аркадий Зархи: "Мы можем предложить

 комплексные решения страховым компаниям

самого разного масштаба"

Как рассказал вице-президент TopS BI Аркадий Зархи, в настоящий момент его компания может предложить своим клиентам три варианта подобного комплексного решения на базе UNICUS: крупным страховщикам - связку с Oracle E-Business Suite, средним - с Microsoft Axapta, малым - с "1C". К средним г-н Зархи относит игроков страхового рынка, обслуживающих около 100 тыс. договоров и имеющих 20-30 региональных филиалов. Они-то и были приглашены на данный семинар. Совместное использование универсальной ERP-системы для управления общехозяйственной деятельностью и специализированного продукта для страхового бизнеса - идея не новая. По этому пути идет немалая часть страховых компаний. Предлагают такие решения и отечественные консультанты и вендоры: скажем, фирма "Борлас" выполняет сегодня подобный проект на базе страхового пакета TIA и Oracle E-Business Suite в компании "КапиталЪ Страхование".

Важно, насколько тесно будут интегрированы указанные компоненты между собой. В TFS пошли по пути создания специального интегрирующего слоя, включающего программные адаптеры как на стороне UNICUS, так и на стороне ERP-системы (в данном случае Axapta). С бизнес-приложениями адаптеры общаются через API-интерфейсы, а между собой - посредством того или иного механизма гарантированной доставки сообщений (интеграционные серверы Tibco, связующее ПО Oracle Advanced Queuing, MQ Series и даже электронная почта). Такая архитектура позволяет строить бизнес-процессы, пронизывающие функциональность обеих прикладных систем. В данном случае в единых бизнес-процессах используются лишь функции финансового и бухгалтерского контуров Axapta. При оформлении страховых платежей для их учета на определенном этапе вызываются функции бухгалтерского модуля. С их помощью формируются также распоряжения на выплату комиссионного вознаграждения агентам. В то же время обе системы решают большую часть своих задач автономно друг от друга. Для страховой - это, например, оформление договоров, андеррайтинг, перестрахование и обработка ущерба, а для ERP - бюджетирование, управление закупками, основными средствами и отношениями с клиентами.

Такая глубокая интеграция порождает ряд серьезных проблем. Требуется обеспечить согласование операций в страховой и учетной системах (транзакция может начинаться в одной из них и завершаться в другой). Необходимо заранее позаботиться о разделении ответственности за операции, выполняемые в рамках одного бизнес-процесса в разных приложениях. Остро встает вопрос синхронизации справочной информации, используемой и в страховом, и в учетном контурах.

По мнению специалистов TopS, достоинствами предлагаемого ими комплексного решения являются развитая функциональность всех его подсистем, хорошая масштабируемость как по числу клиентов, так и по территориальной распределенности, высокая скорость реализации проектов (8-12 месяцев). Что касается стоимости, то она существенно зависит от конкретного проектного решения. Неограниченная по числу рабочих мест лицензия UNICUS стоит около 100 тыс. долл. Но к этой сумме следует добавить расходы на СУБД, ERP-систему, связующее ПО, услуги консультантов и системных интеграторов.