ТЕРМИНАЛЬНЫЙ ДОСТУП

Концепция организации многопользовательских компьютерных комплексов на базе терминального доступа зародилась еще в начале 60-х годов, и довольно долго ее существование почти однозначно связывалось с применением систем на базе архитектуры мэйнфремов. Казалось бы, эта технология "удаленного монитора" должна была исчезнуть под натиском использования в качестве рабочих мест, с одной стороны, дешевых и мощных ПК, а с другой - тонких клиентов в виде Web-браузеров. Но нет! Идеология терминального доступа, в реализации которой лидирующие позиции в последние годы занимает компания Citrix Systems, по-прежнему популярна у корпоративных заказчиков, имеющих в том числе и самые современные ИТ.

Весной прошлого года Citrix выпустила на рынок новое поколение своих продуктов, объединенных в интегрированный набор Cirtix MetaFrame Access Suite. Он был нацелен на осуществление объявленной чуть позднее новой стратегии универсального доступа Citrix Access Strategy, CAS (см. PC Week/RE, N 41/ 2003, с. 34). Возможно, это было простым совпадением, но как раз год назад компания заметно активизировала свою деятельность и в нашей стране, увеличив здесь за это время объем продаж в пять-шесть раз. Учитывая эти обстоятельства, прошедшая 22 апреля в Москве II ежегодная Citrix Solution Conference стала одновременно первым широким преставлением CAS в России и своеобразным отчетом о практическом опыте использования технологий Citrix в России.

В мероприятии приняли участие около 400 специалистов отечественных промышленных предприятий, банков и государственных организаций, что само по себе весьма знаменательно - таким солидным числом слушателей могут похвастать только ведущие западные поставщики, работающие в России не первый год. Впрочем, можно уверенно предположить, что интересу со стороны клиентов способствовала хорошая поддержка глобальных и региональных партнеров, среди которых в первую очередь нужно выделить платиновых спонсоров конференции - корпорации IBM и Microsоft, а также российскую компанию BCC.    

Карл Хайнц Варум

Помимо докладов о технологиях и продуктах Citrix на конференции были представлены сообщения о возможностях их использования на различных программно-аппаратных платформах и интеграции с приложениями третьих фирм, а также обсуждались вопросы бизнес-эффекта от применения терминального доступа. Однако особое внимание слушателей привлекли презентации удачных внедрений технологий Citrix в таких крупных российских компаниях, как "Газпром", "Вымпелком", СКБ-банк, "Альфастрахование" и "Петербургская телефонная сеть". Это во многом объясняется тем, что их сделали руководители работ со стороны заказчиков. Среди других докладов стоит также отметить выступление представителя компании Крок, посвященное решению типовых проблем ИТ-инфраструктуры с помощью продуктов Citrix на примере финансовой организации. Из всех этих сообщений можно сделать общий вывод, что терминальные технологий Citrix с их достаточно низкими требованиями к полосе пропускания каналов связи особенно актуальны для российских условий.

Бизнес-стратегия Citrix основывается на активном партнерстве с ведущими мировыми ИТ-поставщиками и поддержке широкого спектра программно-аппаратных платформ. Однако легко увидеть, что компания уделяет особое внимание сотрудничеству с Microsoft и поддержке серверных ОС Windows. В то же время кому-то может показаться, что компании довольно часто выступают в роли конкурентов, так как Microsoft все больше использует в своих решениях службы терминального доступа. В этой связи порой даже высказываются опасения по поводу будущего Citrix: что будет с ней, если Редмонд захочет самостоятельно развивать данные технологии?

Но думается, что эти страхи по крайней мере сильно преувеличены. Ведь терминальные службы в целом не очень соответствуют общей идеологии программной платформы Microsoft, хотя и решают очень важные тактические задачи корпорации по продвижению ее технологий. В то же время наличие бесплатных средств Windows Terminal Services отлично стимулирует интерес заказчиков к их более функциональной реализации в продуктах Citrix.

В работе конференции приняла участие довольно большая команда ведущих специалистов европейского представительства Citrix во главе с вице-президентом компании в Центральной Ервопе Карлом Хайнцем Варумом. Мне удалось задать ему несколько вопросов относительно перспектив развития технологий компании и ее бизнеса в России.

PC Week: В течение последнего года компания Citrix заметно активизировала свою деятельность в России. Как вы оцениваете развитие своего бизнеса в нашей стране?

Карл Хайнц Варум: Citrix исторически ориентировалась на работу на американском рынке, но в последние годы быстро, хотя и поэтапно, расширяет свое присутствие во всех регионах мира. Когда я стал региональным менеджером в Центральной Европе в 1998 г., у меня было всего четыре сотрудника. А сейчас в Европе имеется уже несколько представительств, а в самом крупном из них, в Мюнхене, трудится почти 130 специалистов. Мы последовательно расширяем каналы, строим партнерскую сеть.

До сих пор мы присутствовали в России только через своих партнеров, и быстрый рост продаж наших продуктов за последний год - во многом их заслуга. Особенно хотелось бы отметить успех компании BCC, которая еще два года назад открыла Центр компетенции по технологиям терминального доступа, а накануне проведения этой конференции получила высший статус платинового консультанта по решениям Citrix в рамках программы Citrix accessPARTNER Network.

PC Week: И тем не менее, судя по отзывам ваших заказчиков, в том числе потенциальных, уровень их поддержки со стороны партнеров уже не очень соответствует потребностям клиентов. Что вы можете сказать по этому поводу?

К.Х. В.: Да, вы правы, и мы это отлично понимаем. Именно потому одна из моих главных задач сегодня - скорейшее открытие регионального представительства Citrix в Москве. К сожалению, здесь нам приходится преодолевать слишком много бюрократических преград, но я надеюсь, что мы сможем объявить о начале работы нашего нового офиса в июле-августе. Его главной задачей будет развитие местной партнерской сети, в том числе за счет расширения сотрудничества с независимыми разработчиками ПО.

PC Week: Citrix поддерживает несколько серверных платформ: Windows, Sun Solaris, HP-UX и IBM AIX. Но среди них нет Linux, о широкой поддержке которой уже несколько лет говорят практически все поставщики инфраструктурного ПО. Чем это можно объяснить?

К.Х. В.: Действительно, мы поддерживаем широкий спектр серверных платформ, но в отношении Linux придерживаемся довольно осторожной, консервативной стратегии. Мне кажется, что ажиотаж вокруг этой ОС во многом является искусственным, на самом деле ее рыночные перспективы не очевидны. Многие маркетинговые исследования говорят о росте поставок Linux, но подавляющее большинство их приходится на Web-приложения, ее присутствие в сфере корпоративных серверов приложений не столь значительно. Сложность поддержки Linux заключается в отсутствии четких стандартов на эту ОС: на рынке насчитывается до десятка наиболее популярных ее дистрибутивов, и все они чем-то отличаются друг от друга. Получается, что реальная поддержка Linux (а не декларируемая на уровне маркетинга) - весьма дорогостоящее дело.

Мы также очень внимательно следим за судебными исками SCO в адрес Linux-поставщиков. Все это очень серьезно и, если отбросить эмоции, имеет реальные основания. А в случае юридических решений в пользу SCO система Linux может перестать быть бесплатной и потерять одно из своих важнейших конкурентных преимуществ.    

Семейство продуктов Citrix MetaFrame Access Suite

Основу продуктов Citrix составляет технология сервера приложений на базе аппаратно-независимой архитектуры (Independent Computing Architecture, ICA), которая перекладывает задачи обработки приложения с клиентских рабочих мест на сервер. Это обеспечивает возможность более эффективного централизованного управления приложениями, упрощение инсталляции, повышение уровня защиты данных и программ в сочетании с низкими требованиями к пропускной способности сети. ICA отделяет бизнес-логику программы от ее пользовательского интерфейса. В результате приложение целиком выполняется на сервере, а по сети передает только данные об изменениях пользовательского интерфейса. Таким образом, ICA превращает любое устройство в тонкого клиента.

ICA поддерживает транспортировку интерфейса приложения, а также все движения мыши и нажатия клавиш со стороны пользователя, с применением стандартных протоколов (TCP/IP, PPP, IPX, SPX и NetBEUI) по различным сетевым подключениям (асинхронным, коммутируемым, ISDN, Frame Relay и ATM). Такая модель существенно снижает нагрузку на пропускную способность сети по сравнению с клиент-серверной архитектурой. В итоге ICA позволяет работать мощным современным приложениям по стандартным сетям с использованием в качестве клиентских мест устройства с невысокой вычислительной мощностью.

Набор Citrix MetaFrame Access Suite, выпущенный впервые весной 2003 г., включает следующие продукты:

- Presentation Server - сервер приложений Citrix, реализованный в двух вариантах - для Windows 2000/2003 и для UNIX (Sun Solaris, HP-UX, IBM AIX);

- Secure Access Manager - средство обеспечения безопасного удаленного доступа через Web к приложениям, сетевым сервисам или источникам информации;

- Password Manager - средство однократной аутентификации при работе с защищенными паролем приложениями, действующими в среде MetaFrame Access Suite;

- Conferencing Manager - средство поддержки совместной работы с приложениями и документами.

27 апреля 2004 г. корпорация Citrix объявила о выпуске новой версии Citrix MetaFrame Access Suite 3.0, обладающего целым рядом функциональных улучшений в области безопасности, мобильности, гибкости, производительности, работы пользователей. Одна из новинок представленного пакета - новая служба SmoothRoaming, обеспечивающая непрерывную связь мобильного клиентского устройства с сервером в процессе географического перемещения владельца.

В пакете существенно повышен уровень интеграции продуктов. С помощью модернизированной консоли Management Console for MetaFrame, реализованной на базе средства Microsoft Management Console, администрирование выполняется через единый интерфейс. В ней появились следующие основные новшества:

- усовершенствованные средства навигации, в том числе по спискам пользователей и групп;

- возможность получения сводной информации о серверах;

- функция ICA Keep Alive, позволяет установить временные интервалы проверки соединения серверов;

- поддержка Sun Java Runtime Environment Version 1.4.1.

Значительное число новшеств реализовано в ключевом продукте набора - MetaFrame Presentation Server for Windows. Все его компоненты теперь совместимы с ОС Windows Server 2003, а для создания баз данных для небольшого числа пользователей можно применять механизм SQL Server 2000 Desktop Engine. Усовершенствованы функции печати, а технология SpeedScreen Browser Acceleration обеспечивает высокую производительность при работе с приложениями, которые используют Web-страницы формата MSHTML, содержащие изображения JPEG и GIF. Упрощены также процедуры добавления и активации клиентских лицензий.

Версия для печати