ОБУЧЕНИЕ ИТ
12-14 мая в подмосковном доме отдыха "Покровское" состоялась Вторая всероссийская открытая конференция "Преподавание ИТ в России". В ней приняло участие около 150 человек - почти вдвое больше, чем на предыдущей, которая проходила в прошлом году в Суздале. Организатором конференции, как и прежде, выступала АП КИТ, спонсорами - ведущие игроки компьютерного рынка (HP, Intel, IBM и Microsoft), оргподдержку осуществляла ассоциация "Форт-Росс".
Целью конференции, как записано в ее программных документах, является инициировать "...достижение взаимопонимания представителей ИТ-отрасли и научно-образовательного сообщества в вопросах должного совершенствования процесса обучения информационным технологиям (для создания реальной образовательной основы ускорения развития ИТ в России)", а движущей силой, как явствовало из докладов, - ситуация на рынке труда и в российском образовании.
Действительно, о дефиците квалифицированных кадров для ИТ-отрасли и необходимости переучивать или "доучивать" выпускников вузов для того, чтобы они могли соответствовать современным требованиям, не говорит и не пишет только ленивый, и традиционные вопросы "кто виноват?" (инертность преподавателей и устаревшие учебные программы, Госдума или правительство, которые плохо финансируют образование) задаются уже давно. А данная конференция вот уже второй год пытается - и небезуспешно - найти ответы на вопрос "что делать?". Разумеется, на него нет универсального ответа, и точного рецепта пока никто не даст, но конструктивное обсуждение проблем и обмен реальным опытом, которые и состоялись в рамках конференции, - это как раз то, чего сегодня многим очень не хватает.
На одной из секций конференции
Доклады, вынесенные на пленарное заседание при открытии конференции, затрагивали ключевые проблемы развития ИТ и соответствующего образования. Так, в выступлении исполнительного директора Фонда новой экономики Дмитрия Новикова "Человеческий потенциал - ключевой фактор успеха реформ" прозвучали некоторые интересные цифры и факты: например, в прошлом году Министерством связи РФ была разработана концепция использования ИТ в деятельности федеральных органов на период до 2010 г., в которой говорится о том, что необходимо создавать систему подготовки и переподготовки госслужащих к пользованию ИТ; в рамках мероприятий ФЦП "Электронная Россия" школы подключаются к Интернету и оснащаются компьютерами - сегодня число школьников в расчете на один компьютер составляет уже не 250 человек, как было совсем недавно, а 100 (хотя нам еще есть куда стремиться - в развитых странах этот показатель равен 10-12 ученикам). Количество Интернет-пользователей в России уже приближается к заветным 10%, но требуется серьезная работа, чтобы к 2010 г. довести его до 25%. Кроме того, важным вопросом являются стандарты. Для того чтобы построить "электронное государство", необходимо на разных уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном) использовать совместимые друг с другом решения, а для этого нужны единая методология и стандарты. Пока в большинстве своем (даже в случае успешных региональных проектов) мы имеем лишь очаги информатизации, плохо связанные друг с другом. Разработка и внедрение стандартов (что, в частности, должно входить в задачу МЭРТ) поможет связать их в единую информационную среду, а в дальнейшем и сформировать информационное общество. В том же ключе следует подходить и к статусу CIO - это отнюдь не человек, занимающийся расстановкой компьютеров в кабинетах, но специалист, способный организовать информационные потоки в компании (или учреждении) и управлять ими.
На конференции "Преподавание ИТ в России" были затронуты следующие проблемы: |
- методические вопросы преподавания информационных технологий; - анализ существующих образовательных стандартов в области ИТ; - методические пособия, книги и электронные учебники по ИТ; - перспективные направления развития ИТ; - использование информационных технологий в преподавании; - телекоммуникационные сети образовательных учреждений; - пути взаимодействия российских вузов с промышленными компаниями; - разработка методик преподавания ИТ в вузах и внедрение оценки его качества; - сотрудничество с зарубежными вузами и участие в международных программах. |
Проректор МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Михалев рассказал о проблемах преподавания информатики для непрофильных специальностей в классических университетах, остановившись на примере совместного проекта мехмата и химфака МГУ - разработке учебного плана и программы курса по информатике и программированию для химиков: здесь реализован не только разноуровневый подход, позволяющий варьировать сложность и объем подачи материала для студентов разных курсов и специализаций, но и задействованы специфические материалы по основному профилю (в данном случае - по химии), позволяющие, например, строить модели кристаллических структур, производить расчеты молекулярных параметров и т. п.
Много интересного можно было услышать и на трех секциях конференции. Александр Гиглавый (Лицей информационных технологий) в докладе "Болонский процесс*1 и содержание ИТ-образования" отметил, что суть Болонского процесса состоит не столько в реформировании образования, сколько в реформировании рынка труда. Именно спрос на специалистов разного уровня определяет существование нескольких ступеней обучения (бакалавр - магистр - докторант). Однако пока не унифицированы системы подготовки в разных странах: если в США степень бакалавра традиционно предполагает общее, неспециализированное образование, то в Европе уровень бакалавра - это не ликбез, устраняющий изъяны в общей эрудиции, а высшее специальное образование первой ступени, готовящее человека к самостоятельной профессиональной деятельности. В отличие от США, в Европе система бакалавр - магистр идет от технологии к более широкому, в том числе менеджерскому, образованию. "В целом следует отметить, - считает г-н Гиглавый, - что следование рекомендациям Болонского процесса в подготовке кадров для российского ИТ-комплекса и изучение опыта США может помочь более внятному структурированию как номенклатуры вузовских специальностей, так и рынка труда. Сегодня приходится констатировать существование ряда проблем, препятствующих достижению данной цели. Это, в частности, структура рынка труда в ИТ-комплексе; процессы конвергенции в технологической инфраструктуре ИТ-образования; самодостаточность организационно-методической инфраструктуры ИТ-образования; дефицит кадров для отраслевых рынков. Так, инициаторы проекта Career Space отмечают организационно-методический провал европейских вузов в развитии таких востребованных специализаций, как технология проектирования информационных систем, интеграция и тестирование информационных систем, мультимедиа-технологии и т. п.".
_____
*1 Россия, как известно, в прошлом году подписала Болонскую конвенцию, касающуюся образовательных стандартов. Завершение мероприятий, связанных с адаптацией национальных систем образования (в том числе российской) к целям Болонского процесса, планируется к 2010 г.
Ряд докладов был посвящен разработке новых учебных планов по ИТ-специальностям (например, по бизнес-информатике) и методик преподавания соответствующих курсов (программной инженерии, объектно-ориентированных технологий, ОС Linux и т. д.), роли международных стандартов в преподавании ИТ, значению школьных и студенческих олимпиад для подготовки профессиональных программистов и многому другому. Было организовано четыре круглых стола по следующим темам: "Проблема локальной "утечки мозгов" (из регионов в столицы)", "Информатика в среднем и среднем профессиональном обучении", "О соотношении высшего образования с дополнительным и авторизованным" и "Вопросы разработки и тиражирования учебных курсов".
Организаторы конференции планируют через некоторое время выложить материалы (тексты докладов и презентации) в открытом доступе на сайте www.it-education.ru.