ИНТЕГРАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ    

Нормативно-справочная информация как основной объект интеграции

Аббревиатура НСИ (нормативно-справочная информация) идет из работ теоретиков в области АСУ 1970-х годов и обозначает справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы и другие информационные сущности, данные которых относительно постоянны, неизменны в длительном периоде времени и однозначно определяются, чаще всего посредством кодирования.

Если говорить терминами реляционных баз данных, то записям НСИ (связанному набору значений) ставится в соответствие код, который применяется для ссылок из различных сущностей. Коды используются не только для внутренних целей программ, но нередко применяются и для однозначной идентификации объектов. Если говорить строгими математическими терминами, то определение классификаторов или справочника - это отображение множества объектов классификации на множество значений (кодов). Часто определение дополняют: справочник - это отображение кортежей (записей) "один к одному" с кодами, а классификатор - "многие к одному".

Когда речь заходит об интеграции информационных систем, то само определение НСИ говорит о том, что справочники являются первыми кандидатами на унификацию и интеграцию, поскольку они обеспечивают однозначное понимание всех остальных данных.

Интеграция возможна в масштабе одного предприятия, нескольких предприятий в рамках холдинга или цепочки поставок, на уровне ведомства или даже межведомственных структур. На каждом уровне требуются свои справочники и классификаторы. В какой-то мере их можно разделить на следующие уровни:

- международные стандарты де-юре или стандарты, ставшие таковыми де-факто (ISO, ASCII);

- общероссийские классификаторы (ОКОНХ, ОКУД, ОКАТО и пр.*1), утвержденные государственными структурами (например, Росстандартом) и регулируемые федеральными, республиканскими или региональными законами, актами и т. п.;

_____

*1 ОКУД - Общероссийский классификатор управленческой документации.

ОКОНХ - Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства.    

ОКАТО - Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.

- отраслевые и ведомственные стандарты, публикацию и поддержку которых обычно ведут НИИ или авторитетные организации (часто некоммерческие объединения);

- справочники и классификаторы производителя или ассоциаций производителей;

- корпоративные стандарты (холдинга, группы компаний, отдельной фирмы), заданные приказами и распоряжениями.

Многие стандарты определяют не только состав, структуру и содержание словарей и классификаторов, но и регламент ведения НСИ - от государственных законов до инструкций рабочего места отдельного сотрудника.    

Проект для автострахования

Автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) призвана автоматизировать бизнес-процессы профессионального объединения компаний, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, по правилам, определенным государственными регламентирующими органами.

В рамках проекта разработки АИС РСА, в котором компания "Крок" выступала системным интегратором, а субподрядчиком по созданию ПО являлась Vested Development, Inc., была решена задача составления Единой системы классификаторов и справочников (ЕСКС).

ЕСКС должна работать с большим объемом простой и иерархической НСИ с различной глубиной вложенности и подчиненности, включающей страны, территории и тарифные зоны; марки модели - модификации и типы транспортных средств; физические и юридические лица (в том числе филиалы, агенты, оценщики, эксперты), реестры документов, виды бланков, виды ДТП, виды ущерба, цели использования технических средств и т. д.

Система автоматизирует процессы настройки и наполнения классификаторов и справочников, образующих справочную базу АИС РСА, внесение изменений в состав и структуру НСИ, отслеживание этих изменений; наиболее сложной частью проекта является распространение изменений НСИ между РСА и страховыми компаниям (СК) - членами союза.

Последнее требование связано с интеграцией с КИС или АИС СК. Был разработан регламент взаимодействия СК с ЕСКС АИС РСА, включая публикацию метаинформации (правила заполнения реквизитов, формат данных) и ее изменения. Планируется, что ЕСКС будет взаимодействовать с приложениями, которые находятся вне инфраструктуры РСА, в организационно- и территориально-распределенной среде. В этом контексте необходимо обеспечить гарантированную и защищенную доставку данных, что реализовано в подсистеме администрирования АИС РСА на уровне расписания и ведения журнала обмена сообщениями.

На основе общей интеграционной платформы и очередей сообщений отлажена гарантированная доставка данных в точки потребления, к удаленным приложениям вне корпоративной сети РСА. Команды разработчиков СК могут собственными силами настраивать "мосты к шине обмена данными" АИС РСА.

ЕСКС разработана в соответствии с требованиями обеспечения безопасности, разделения прав доступа и защиты информации АИС РСА в целом.

Определение процессов работы с НСИ, организационно-административных мероприятий по созданию, сопровождению и поддержке справочников и является первым шагом на пути к интеграции информационных систем (ИС). Конечно, эти процессы требуют длительного согласования, особенно когда масштабы интеграции превышают границы отдельного подразделения, но именно работоспособность процессов, если они будут приняты функциональными службами, способствует реализации интеграционного проекта. Очень важно определить ответственность по центрам возникновения данных и только потом обеспечить автоматическую синхронизацию с точками потребления информации. И закрепить за центрами ответственности формализованную процедуру внесения изменений в справочники, доступные более чем в одной системе.

Разработка НСИ требует привлечения не только экспертов в предметной области, но и заказчиков ИС и потребителей информации, так называемых "заинтересованных лиц". Только потом к работе реально приступают специалисты ИТ, которые делают проекцию определений на реляционную структуру данных и программные алгоритмы.

На этом этапе необходимо провести обследование эксплуатируемых и планируемых к внедрению информационных систем. Цель - построение информационной карты объекта (объектов) автоматизации с описанием информационных потоков. Анализ результатов обследования должен показать, какие приложения следует оставить или назначить первоисточниками тех или иных справочных данных (создание записей, генерация уникальных кодов и т. п.), а какие будут только участвовать в маршруте движения данных (например, заполнять значения полей, не входящие в первичный ключ) или просто будут потребителями.

Назначение приложения ответственным за поддержку определенного справочника должно быть закреплено административно-организационными мерами по утверждению регламента ведения НСИ сопровождающим персоналом и пользователями. И система НСИ должна не только обеспечить структурированное хранение данных, но и автоматизировать процессы и процедуры ведения НСИ (ввод исходных данных, проверку, отслеживание истории изменений и контроль наполнения, поддержку актуальности, выявление дублирующих записей и т. д.).

Но и на этом бумажная работа не заканчивается. Следующая стадия - выбрать концепцию построения НСИ и спроектировать архитектуру решения интеграции НСИ, как составляющую общего интеграционного проекта, а не частную задачу.

Подходов к интеграции не так много, но когда речь идет о НСИ, наиболее распространенным методом организации работы является централизация функций администрирования справочников и синхронизация изменений посредством единой интеграционной шины.

Проект "Голден Телеком": каталог продуктов и справочник клиентов

Проект внедрения CRM-решения в компании "Совинтел", независимом коммерческом операторе фиксированной связи, совпал с ее вхождением в телекоммуникационный холдинг "Голден Телеком" и слиянием с "ТелеРоссом".

Уже на первом этапе выбора CRM-продукта подрядчик проекта, компания Vested Development, Inc. предложила внедрить интеграционную платформу, чтобы связать новое решение с существующей инфраструктурой, в которую входили разработки на различных платформах, реализованные при помощи различного инструментария и продукты от разных поставщиков.

Были проведены сбор и согласование требований, после чего сформулированы основные задачи НСИ - создание каталога продуктов и справочника клиентов. В компании службы маркетинга и развития бизнеса активно разрабатывают типовые продукты объединенной компании, совмещая лучшие сервисы и схемы их предоставления и биллинга. Вначале были собраны существующие описания продуктов и услуг компании с позиций департаментов маркетинга, отдела продаж, технических служб, включая проектирование, техническую поддержку, обслуживание телекоммуникационной сети и конечно же отделов биллинга (коммерческих расчетов), финансового и бухгалтерского. Финальные согласования были проведены с юристами компании для утверждения типовых договоров и бланков заказов, связанных с новым каталогом продуктов.

Функциональные подразделения представили продукты, услуги и составляющие их элементы исходя из своих задач. Для маркетинга в первую очередь имели значение бренд, наименования продуктов и сервисов и их классификация, чтобы впоследствии проводить агрегацию данных для анализа рентабельности, прибыльности, перспективности тех или иных услуг компании. Аналогично они требовали сегментации клиентской базы для последующего анализа по регионам, направлениям и т. п.

Менеджерам по продажам были важны простота работы с каталогом продуктов, правила формирования и конфигурирования продуктов и сервисов и ускорение процесса взаимодействия с техническими службами и проектировщиками, чтобы произвести оценку реализуемости и стоимости решения для последующего формирования коммерческого предложения. Здесь же была согласована с маркетологами, финансистами и юристами процедура ценообразования, включая специальные условия и скидки.

Для технических служб имели значение точность и структурированность данных по продуктам, чтобы однозначно определить, какие услуги (традиционная телефония, Интернет, VPN-каналы и пр.), какими средствами доставки (своя сеть, коммутация через партнеров, "последняя миля" и пр.) и по каким условиям (качество связи, скорость каналов, уровень "горячей" поддержки и т. п.) предоставляются клиенту, какова структура самого клиента (офисы, инфраструктура, АТС, мобильные сотрудники и др.), какие технические решения на каком оборудовании предложены клиенту, что выбрано и реализовано, как формируется счет (адрес представления, реквизиты плательщика, разбиение по услугам или точкам подключения, скидки по направлениям входящего и исходящего трафика, выделение сервисов и пр.).

Вокруг справочника клиентов необходимо было спроектировать структуры данных для полноценного описания взаимоотношений компании с клиентами, выделяя бизнес-центры и гостиницы, которые являются своеобразными посредниками со сложной схемой комиссии.

Каталог продуктов, справочник клиентов и другая НСИ (организационно-штатная структура, зоны и направления и многие другие словари и классификаторы) - это не только структуры и содержание данных, но еще и процессы их ведения. Совместно со службами развития бизнеса и ИТ "Голден Телекома" проектная команда описала, согласовала и реализовала в информационных системах процессы формирования справочников, ввода данных, передачи между системами, подразделениями, рабочими местами сотрудников.

Интеграционная шина в фоновом режиме обеспечивает поддержку этих процессов на уровне синхронизации данных, публикации изменений и доставки приложениям-подписчикам, а также по механизму "запрос-ответ".

На сегодняшний день, когда решение находится в промышленной эксплуатации, началось объединение "Голден Телекома" с компанией "Комбеллга/Коминком". И многие вопросы уже решаются на основе налаженных процессов согласования НСИ на заложенном фундаменте интеграции корпоративных приложений в построенную инфраструктуру.

Если на уровне небольшой фирмы можно отследить присвоение нового кода или корректировку отдельной записи среди нескольких приложений, то на крупном предприятии с распределенной организационной структурой, территориально удаленными подразделениями и большим количеством систем задача согласованного ведения справочников становится сложной проблемой.

Техническая реализация централизованного ведения НСИ возможна только при помощи ПО промежуточного уровня. Во всяком случае до тех пор, пока другие методы не дали такой отдачи, как реализация на основе единой интеграционной платформы. Временные и пространственные разрывы приводят к асинхронной обработке данных, что потенциально чревато конфликтами и коллизиями.

На простом языке это можно объяснить следующим примером. Если запись с данными контрагента введена в одном филиале и доставлена в центр посредством еженощной процедуры репликации баз, а в тот же день клиента с теми же реквизитами ввели в другом отделении, то возникнет дублирование данных. Другой случай - затирание данных при одновременном изменении одной и той же записи в разных точках.

Централизация ответственности за справочники помогает решить проблемы избыточности данных, двойного ввода и ручной сверки.

При этом централизация не означает монополизацию политики в области ИТ. Структура может оставаться децентрализованной: каждый филиал или подразделение, имеющее собственную автономную службу ИТ, обслуживает свою ИТ-инфраструктуру и использует свои ИС, однако над всеми ними может быть создан интеграционный "зонтик" (кто-то предпочитает говорить, что под ИС помещается интеграционная "шина") с единой моделью НСИ и правилами работы с общими сущностями. Для каждого частного приложения, ответственного за какую-то НСИ, его владелец должен разработать мост к общей интеграционной платформе для публикации данных. Остальные осуществляют подписку на предоставляемые справочные данные. Часто применяются сложные правила разбиения одних и тех же НСИ по разным критериям для разграничения доступа и ответственности за данные, например фильтры по территориям, бизнес-единицам и т. д.

Только обеспечив единообразие и целостность справочников и словарей, корпоративные приложения через интеграционную платформу могут предоставить центру фактографическую информацию для общей базы данных, хранилища или корпоративных порталов. Потому что благодаря единой унифицированной системе НСИ возможны сопоставление и сверка первичных данных, сравнимость показателей и результатов, консолидированная отчетность, агрегация однотипных данных, сравнительный анализ, сбор и обработка статистики, создание аналитических срезов и т. д.

С автором, менеджером по развитию бизнеса компании Vested Development Inc. (VDI), можно связаться по адресу: ArtakO@Moscow.vdiweb.com.