КОНФРЕНЦИИ

В последнее время индустрия САПР движется в сторону интегрированных решений, объединяющих средства автоматизированного проектирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM), инженерного анализа (САЕ) и управления инженерными документами (PDM). Ведь только такие комплексы позволяют предприятию создать единое информационное пространство данных о корпоративной продукции и тем самым повысить эффективность производства. Эта тема стала главной на форуме "Белые ночи САПР - 2004", который недавно прошел в Санкт-Петербурге. Его основными организаторами выступили компании "Аскон" и "НТЦ-Гемма". В подготовке мероприятия также участвовали НТП "Трубопровод", SCAD Soft и Nemetschek AG. На форуме присутствовали около 200 человек, в числе которых были специалисты фирм-поставщиков и системных интеграторов по ключевым направлениям технологий CAD/CAM/PDM/ CAE, а также руководители и сотрудники конструкторско-технологических служб предприятий различных отраслей промышленности.

Нынешний форум проходил в юбилейный год "Аскона" - компании исполнилось 15 лет. Открывая пленарное заседание, ее генеральный директор Александр Голиков рассказал, что за прошедшее время "Аскон" превратилась из небольшой фирмы в группу компаний, занятых разработкой комплекса CAD/CAM/ PDM, консалтингом в области ИТ, созданием единого информационного пространства предприятий, интеграцией своих продуктов с приложениями других разработчиков и технической поддержкой. Особенно бурно шло развитие в последние шесть лет - доход компании вырос в 20 раз и превысил 5 млн. долл. Одновременно увеличивалось и число предприятий-заказчиков - недавно оно перевалило за две тысячи.    

Александр Голиков (слева) вручает почетный кубок представителям первого заказчика "Аскона"

 - Ленинградского металлического завода

Рассказывая об архитектуре комплексного решения "Аскона", г-н Голиков подчеркнул, что его ядром является PDM-система "Лоцман:PLM", с которой интегрированы базовые продукты компании. В первую очередь, это - "Компас-3D" и "Компас-Автопроект", предназначенные для автоматизации конструкторской и технологической подготовки производства соответственно. Кроме того, через ядро к комплексу можно подключить другие САПР, а также передавать данные в ERP-системы управления предприятием. "Это позволяет строить комплексные решения для предприятий любого масштаба", - отметил г-н Голиков. Но недостаточно только разработать ПО, его нужно также внедрять и обслуживать, а самим предприятиям с этим справиться трудно. "Много лет мы создавали эффективную структуру в регионах для поддержки и реализации комплексных проектов, - рассказал г-н Голиков. - Сегодня у нас есть разветвленная региональная сеть, включающая 26 офисов и более 30 дилерских центров в различных городах России, СНГ и даже дальнего зарубежья, так как заказчики "Аскона" - предприятия не только из стран СНГ, но также из Болгарии и Монголии".

На реализацию идеи комплексной автоматизации направлено развитие продуктов "Аскона". На форуме были представлены новые версии систем "Компас-3D" и "Лоцман:PLM". В числе основных новинок "Лоцмана:PLM" V.7 - возможность взаимодействия с СУБД Oracle (раньше поддерживалась только база данных Microsoft SQL Server), интеграция с ведущими САПР среднего уровня Solid Edge компании UGS PLM Solutions и Inventor фирмы Autodesk, ускорение работы при открытии больших документов и др. В "Компасе-3D" V.7 появились функции для работы с листовым телом и массивами, для отображения детали в полутоновом виде с каркасом и т. д. Обсуждению этих и других продуктов "Аскона" было посвящено несколько секций форума.

Большой интерес участников вызвала секция, посвященная вопросам повышения эффективности проектно-конструкторских и технологических служб предприятий за счет внедрения PDM- и ERP-систем. Видимо, это связано с новыми тенденциями в промышленном секторе, о которых рассказал директор "Аскона" по маркетингу Евгений Бахин. Если в середине 90-х основное внимание предприятий было направлено на технологию параметрического моделирования, а потом - на переход с двумерного на трехмерное моделирование, то теперь "гвоздем" сезона стала концепция управления жизненным циклом изделия (PLM), для реализации которой необходима интеграция САПР, PDM- и ERP-систем. Конечно, сразу решить такую задачу невозможно. Поэтому она решается поэтапно. Сначала предприятие переходит от закупки и внедрения локальных мест САПР к автоматизации подразделений, затем - к комплексной автоматизации всей конструкторско-технологической подготовки производства и, наконец, к построению единого информационного пространства, объединяющего комплекс средств подготовки производства и систему управления предприятием.

Правда, сейчас до конца этой цепочки добрались лишь единицы. Но многие уже находятся на среднем этапе - например завод "Велмаш-С", выпускающий оборудование для лесозаготовок. По словам его представителя Виктора Трощенкова, в последнее время из-за роста конкуренции потребовалось сократить сроки выпуска новых изделий. Решить эту задачу позволила комплексная автоматизация проектных и производственных работ. В результате удалось уменьшить число ошибок на этапе проектирования и сократить сроки завершения проектов.

А на КамАЗе сейчас внедряется PDM-система. Об этом рассказал Владимир Шастин, заместитель главного конструктора КамАЗа по САПР. Основной причиной перехода на PDM стало появление новых крупных заказчиков и, как следствие, ужесточение требований к состоянию документации. Сейчас предприятие выбирает подходящую PDM-систему и уже реализовало два опытных проекта на базе "Лоцмана:PLM". Не все прошло гладко - возник ряд проблем, в основном связанных с тем, что спецификации КамАЗа не соответствуют стандарту ЕСКД. Но в целом опыт оказался успешным. "Если "Аскон" решит данные проблемы, КамАЗ будет внедрять "Лоцман:PLM" уже на реальных задачах, - сообщил Владимир Шастин. - Сейчас мы каждый месяц получаем 50-60 заказов на новую комплектацию автомобилей, а на ручной ввод информации нужно 1-1,5 месяца. Надеемся сократить этот срок до 2-3 дней".

Создание единого информационного пространства предприятия - сложнейшая задача не только с технической, но и с организационной точки зрения. О том, как снизить риск провала проекта рассказал руководитель отдела по работе с корпоративными заказчиками "Аскона" Сергей Горохов. Кратко его рекомендации сводились к тому, чтобы четко формулировать требования к внедряемой системе, определять точные границы проекта (сроки, план окупаемости), назначать начальником проекта руководителя высокого ранга, хорошо разбирающегося в бизнес-стратегии предприятия (если таковая имеется) и предусмотреть мотивацию для персонала. Кроме того, для обоснования целесообразности проекта перед руководством предприятия нужно оценить эффективность организации единого информационного пространства. А это - очень сложная задача. Ведь деятельность крупного предприятия трудно смоделировать, и при этом еще нужно учитывать нематериальные критерии, которые вообще не поддаются количественной оценке, например управляемость, возможность сертификации системы качества по стандартам ISO, повышение престижа.

Но в целом форум показал, что, несмотря на все проблемы и трудности, представителей промышленных предприятий привлекает идея комплексной автоматизации проектно-конструкторских и технологических служб. И хотя пока далеко не все могут найти средства и возможности для реализации таких проектов, есть надежда, что постепенно мы догоним Запад и в этой области.