Проектирование микросхем и печатных плат - "от и до"

КОНФРЕНЦИИ

Современные высокотехнологичные печатные платы невозможно спроектировать и верифицировать, не имея соответствующих САПР высокого уровня. Без них разработчики обречены на многочисленные итерации с получением нулевого результата. Для решения этих проблем компания Mentor Graphics предлагает базовые маршруты проектирования, в частности Expedition PCB. Об этом и других продуктах шла речь на конференции "Проектирование высокоскоростных систем на печатных платах", организованной Mentor Graphics и ее официальным представителем в России - фирмой Megratec, входящей в группу Inline. В мероприятии приняли участие 130 сотрудников из 60 организаций.

Генеральный директор Mentor Graphics по европейскому региону Даниэль Ле Бульбар рассказал, что компания выпускает продукты для автоматизации проектирования самых разных электронных приборов - от сверхбольших интегральных микросхем (СБИС), в том числе систем на кристалле и программируемых логических интегральных схем (ПЛИС), до печатных плат и кабельных соединений. Как отметил г-н Ле Бульбар, у Mentor сильные позиции в области средств разработки печатных плат - 60% мирового рынка, и эта доля продолжает расти. Видимо, причина в том, что компания предлагает маршруты проектирования печатных плат, ориентированные на пользователей разного уровня. Так, для корпоративных пользователей предназначены семейства продуктов Expedition PCB и Board Station, а для рабочих групп - PADS. Кроме того, имеются системы для проектирования и верификации топологии микросхем на базе ПЛИС и заказных микросхем, компиляция систем на кристалле (SOC), цифрового и системного моделирования, аппаратной эмуляции, тестирования, диагностики и проверки микросхем на тестопригодность, а также создания встроенного программного обеспечения и управления базами данных проекта.

Есть и такие продукты, которые позволяют решить специфические проблемы разработки высокоскоростных печатных плат, возникающие из-за того, что сейчас платы имеют много слоев и компонентов, а время переключения их элементов постоянно сокращается. В результате возникает необходимость предварительного (до создания физического прототипа) анализа целостности сигналов, перекрестных наводок и электромагнитной совместимости. Для этого предназначена новая система HyperLynx.

Что касается ситуации в области САПР для электроники, то, по словам г-на Ле Бульбара, мировой рынок активно развивается. За пять лет его объем вырос в четыре раза, постоянно появляются новые игроки. Однако в последнее время рост замедлился (см. PC Week/RE, N 12/ 2004, с. 29), но только не в России. Здесь продажи по-прежнему идут в гору. Отчасти этому способствует деятельность поставщиков электронных САПР, направленная на развитие рынка. К примеру, в прошлом году при участии Mentor Graphics был открыт учебный центр в Московском институте электроники и математики (МИЭМ, см. PC Week/RE, N 12/ 2003, с. 3). Как подчеркнул научный руководитель центра профессор Карен Петросянц, в нашей стране САПР для электроники не выпускаются и единственным эффективным средством подготовки специалистов может стать создание современных центров с помощью зарубежных фирм. Это особенно актуально сейчас, когда промышленные фирмы все больше интересуются проектированием с помощью САПР. Им нужны кадры. Поэтому МИЭМ планирует и дальше развивать данный учебный центр, и сейчас там готовится новый курс переподготовки кадров. Mentor Graphics также собирается продолжить этот опыт, по словам г-на Ле Бульбара, есть идея открыть еще один такой центр.

О продвижении САПР Mentor Graphics в России рассказал директор компании Megratec Андрей Лохов. Рост спроса начался в 1998-1999 гг. В прошлом году объем продаж в нашей стране увеличился по сравнению с 2002-м примерно вдвое, что значительно превосходит рост общего оборота компании - 10%. Но конкуренция тоже ощущается, причем как стороны крупных фирм - Synopsys и Cadence, так и более мелких - Protel, PCAD и др. Из продуктов Mentor Graphics наибольшей популярностью у нас пользуются средства проектирования печатных плат, на которые приходится примерно 70% продаж. Основные заказчики - предприятия аэрокосмической, телекоммуникационной, электронной, автомобильной промышленности, производители компьютеров, создатели мультимедиа. Некоторые из них работают по зарубежным заказам. Megratec продает программы главным образом напрямую, но иногда действует через партнеров, расположенных на Украине, в Белоруссии, Северо-Западном, Волжском и других регионах. Если же говорить о перспективах на будущее, то в нынешнем году компания собирается увеличить объем продаж на 15-20%, но не исключено, что этот план будет перевыполнен, так как, по словам г-на Лохова, в 2004-2005 гг. возможно резкое увеличение спроса.