КОНФЕРЕНЦИИ    

лишний раз подтвердила, что рынок цифровых камер находится в стадии трехкратного ежегодного роста

С 20 по 23 мая в Стамбуле (с VII века до нашей эры - небольшое греческое поселение Византий, с 326 до 1453 гг. - величественный Константинополь, с 1453 до 1923-го - столица Османской империи, ныне - крупнейший культурный и промышленный центр Турции) проходила вторая Фотоакадемия "Алиона" (www.alion.ru), собравшая около 40 лучших компаний-партнеров из 23 городов России и Белоруссии. Кроме топ-менеджеров "Алиона" перед участниками конференции выступили ведущие специалисты компаний Konica Minolta (www.konicaminolta.ru) и Olympus (www.olympus.com.ru), являющихся стратегическими партнерами фирмы-организатора.

В отличие от первой Фотоакадемии, состоявшейся в феврале 2003 г. в подмосковном пансионате "Завидово", целью нынешнего мероприятия наряду с представлением новейших моделей цифровых камер стало обсуждение вопросов маркетинга и поддержки продаж. Связано это с тем, что цифровые фотоаппараты практически перешли в категорию товаров массового спроса. Об этом свидетельствуют и статистика продаж (ожидается, что в нынешнем году в нашей стране будет продано около 1 млн. цифровых камер, т. е. втрое больше, чем в прошлом), и количество моделей, выпускаемых ведущими производителями фототехники.

Так, каталог "Коллекция весна/лето - 2004" компании Konica Minolta содержит описания девяти новейших моделей: от супертонкого и суперлегкого трехмегапиксельного аппарата c трехкратным оптическим зумом Dimage Xg c уникальным объективом-перископом до мощного восьмимегапиксельного профессионального устройства Dimage A2 с семикратным оптическим зумом (28-200 мм), оснащенного запатентованной системой стабилизации изображения Anti-Shake (она компенсирует дрожание рук с помощью гироскопической системы, позволяющей осуществлять механическое перемещение ПЗС-матрицы в двух направлениях). А такой же каталог фирмы Olympus включает описания 16 цифровых камер - от миниатюрной Camedia С-160 (3,2 млн. пикселов, 33 мм объектив) до флагманской модели Camedia С-8080 Wide Zoom с восьмимегапиксельной ПЗС-матрицей и пятикратным оптическим зумом (28-140 мм).

Но ведь есть и еще производители! Причем не менее известные и с не менее широким ассортиментом! Поэтому сориентироваться в море предлагаемых моделей не так просто не только новичку, приобретающему свою первую цифровую камеру, но и умудренному опытом профессионалу. Продавцам в таких условиях работать, конечно, крайне сложно. Президент "Алиона" Петр Михеев отмечает, что имеется немало фирм-реселлеров, не выдержавших конкуренции со стороны своих братьев по классу и ушедших с этого исключительно сложного, хотя и быстрорастущего сегмента рынка. Остались же, как и везде, сильнейшие, обладающие обширными знаниями, хорошей интуицией и быстрой реакцией на изменяющиеся реалии. А также предлагающие различные дополнительные услуги. Например, очень хорошо идут дела у одного из региональных реселлеров, в салоне которого можно не только приобрести камеры и различные аксессуары, но и отпечатать полученные кадры по весьма привлекательной цене (8 руб. за снимок размером 10x15 см). Кроме того, коллекция отпечатков (привязанная к моделям камер, с помощью которых получены "оригиналы") позволяет владельцам салона и их клиентам судить о реальном качестве различных цифровых аппаратов: ведь возможности трансфокации и число пикселов в ПЗС-матрице говорят далеко не обо всем!    

Петр Михеев (слева) и Фолькер Фельгут

 обсуждают проблемы развития бизнеса цифровых камер

С фактическим прекращением гонки за количественными характеристиками ПЗС-матриц (отличная оптика и совершенные процессоры обработки изображений позволяют получать великолепные снимки на камерах с ПЗС-матрицами, содержащими всего три мегапиксела и даже меньше) фотоцифровой бизнес стал менее "техническим", но более "маркетинговым". Свои соображения о том, как должны продвигаться товары массового спроса, на Фотоакадемии высказали маркетологи из компаний PRADO R&T и Video International. Смысл их выступлений (проиллюстрированных видеороликами и другими материалами мировых "брендосоздателей") сводился к тому, что реклама должна быть нестандартной, запоминающейся и шокирующей (но не аморальной!). Только тогда она будет эффективной.

Однако реклама рекламой, а повседневные заботы по оформлению магазинных полок и проведению локальных маркетинговых акций никто не отменял. Для облегчения жизни своих партнеров - и увеличения объемов их продаж! - "Алион" решил создать институт региональных представителей, который начнет функционировать в последней декаде июня и охватит семь городов: Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург и Уфу. В рамках этого института специально обученные местные специалисты будут оказывать партнерам "Алиона" всестороннюю помощь в организации процесса продаж. А также выявлять их потребности и оперативно сигнализировать о них руководству дистрибьюторской компании.

Итоги и перспективы "Алиона"

Руководитель направления цифровой фототехники "Алиона" Василий Черкасов отмечает, что 2003 г., как, впрочем, и 2002-й, ознаменовался для его компании трехкратным (в натуральном выражении) ростом продаж цифровых камер. Трехкратный рост ожидается и в нынешнем году. Затем, по мнению г-на Черкасова, темпы роста продаж данного вида техники должны уменьшиться. По его словам, в I квартале 2004 г. в "Алионе" наибольшее число продаж (43%) пришлось на трехмегапиксельные камеры. Следующими по популярности (25%) являются четырехмегапиксельные устройства. За ними следуют аппараты с пятью (17%), двумя (13%) и восемью (2%) мегапикселами. Отсюда вывод: большая часть продаж приходится на камеры начального уровня, которые приобретают люди, только приобщающиеся к цифровой фотографии.    

Василий Черкасов вручает Ларисе Кузнецовой памятный знак

 участника второй Фотоакадемии "Алиона"

Петр Михеев сообщил, что в минувшем году объем дистрибуции его компании (она работает более чем с 1000 партнерами, включая торговые сети федерального масштаба) вырос по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. примерно на 70% и достиг 57 млн. долл. План по дистрибуции на нынешний год - 75 млн. долл. Он также отметил, что доля цифровых камер в общей структуре продаж осталась приблизительно прежней - в районе 25%, а остальные продажи приходятся на долю мультимедиа-продукции, МРЗ-плейеров, носителей информации и оптических рекордеров.

Итоги и перспективы Konica Minolta

Глава московского представительства Konica Minolta Photo Imaging Europe GmbH Лариса Кузнецова пояснила собравшимся, что официальная регистрация данного офиса, отвечающего за фототехнику и пленочные сканеры, завершилась в апреле. Это событие явилось одним из следствий официальной регистрации объединенной компании Konica Minolta Holdins*1 (Япония), cостоявшейся 1 октября 2003 г. Кроме данного филиала интересы Konica Minolta Holdins в России представляют столичные офисы Konica Minolta Photo Imaging Inc. (минифотолаборатории и фотопленка) и Konica Minolta Business Solutions Europe GmbH (копировальное оборудование, принтеры, факсы и прочая офисная техника).

_____

*1 В настоящее время холдинг Konica Minolta объединяет восемь компаний. Одна из них - Konica Minolta Photo Imaging. В минувшем финансовом году ее оборот превысил 320 млрд. йен, что составляет около 30% от общего оборота группы.

Лариса Кузнецова отметила, что "Алион" был одним из первых дистрибьюторов цифровых камер Minolta и что в 2003 г. он продал этих камер в 10 раз больше (в натуральном выражении), чем в 2001-м. Она выразила надежду, что подобные темпы роста сохранятся и в ближайшем будущем.

По словам г-жи Кузнецовой, основные усилия инженеров ее компании направлены на то, чтобы облегчить жизнь фотолюбителей и дать им возможность получать высококлассные по качеству снимки: этому, в частности, служат появившаяся в октябре прошлого года технология стабилизации изображения Anti-Shake (пока она используется лишь в аппаратах Dimage A1 и Dimage A2), а также CxProcess II - эксклюзивная технология управления точностью цветопередачи, резкостью и контрастностью изображения (помимо Dimage A1 и Dimage A2 она применяется в Dimage Xg и ряде других камер).

По назначению Konica Minolta делит цифровые камеры на профессиональные, т. е. ориентированные прежде всего на тех людей, которые с их помощью зарабатывают себе на жизнь (аппараты серии "А"), и любительские. Среди последних выделяются камеры с высококлассными объективами (две модели серии Z с десятикратным зумом), а также портативные (три модели серии G) и ультрапортативные (две модели серии X). Как правило, чем больше аппарат, тем он дороже. Но тем лучше и качество получаемых с его помощью снимков. Другой вопрос: нужно ли покупателю это качество и сколько он готов заплатить за такую возможность?

Специалисты московского представительства Konica Minolta отмечают, что в последнее время со стороны состоятельного населения значительно возрастает интерес к любительским камерам класса "ультразум" (т. е. с зумом, кратность которого не меньше восьми). Так, появившиеся в конце прошлого года камеры серии Z (см. PC Week/RE, N 4/2004, с. 10) уже сейчас составляют около 20% от числа российских продаж японской корпорации. В целом же на любительские камеры у Konica Minolta, как, впрочем, и у других известных производителей, приходится (в натуральном выражении) более 90% продаж. Есть основания полагать, что данная ситуация сохранится и в обозримом будущем.

Итоги и перспективы Olympus

Региональный менеджер Olympus Europa GmbH по странам СНГ Фолькер Фельгут (Volker Vellguth) обратил внимание собравшихся на то, что хотя по итогам 2002/2003 финансового года*1 большая часть оборота Olympus Europa GmbH (50,8%) приходится на бытовые приборы (фотокамеры, бинокли и диктофоны), эти товары не являются для фирмы главным источником прибыли. Основные же ее источники "зарыты" в эндоскопах (32,8% оборота), микроскопах (6,7%) и различном диагностическом оборудовании (9,7%). Тем самым он как бы дал понять, что цифровые камеры Olympus относительно недороги и им легко найти своего покупателя.

_____

*1 Финансовый год Olympus Europa GmbH (это подразделение японской корпорации насчитывает свыше 3060 сотрудников и отвечает за бизнес в Европе и Африке) заканчивается 31 марта.

Темпы роста продаж цифровых камер Olympus в России (в настоящее время они осуществляются с помощью пяти дистрибьюторов) г-н Фельгут обозначил так: в натуральном выражении 2002/ 2003-й финансовый год был в два-три раза успешнее предыдущего, а следующий обещает стать результативнее 2002/ 2003-го в три-четыре раза. Он также сообщил, что в настоящее время из 100 проданных в России цифровых камер Olympus около 70 приходится на модели начального уровня (размер ПЗС-матрицы до 4 мегапикселов, трехкратный зум, пластмассовый корпус).

Что же касается денежных показателей российского бизнеса Olympus, то 2003/2004-й финансовый год, по предварительным подсчетам, должен стать успешнее 1999/2000-го на 532%. Фолькер сказал, что его компания не собирается сбавлять набранных темпов и намеревается расширить модельный ряд, больше внимания уделив при этом профессиональным камерам и стремительно входящим в моду миниатюрным "карманным" аппаратам.

Эпилог

Разумеется, "Алион" пригласил своих лучших партнеров на берега Босфора не только для того, чтобы рассказать им о технических новинках и приемах эффективной рекламы. Как известно, одна из целей такого рода мероприятий - обратная связь, чему в немалой степени способствуют многостраничные анкеты и кулуарные беседы. Координатор отдела маркетинга Ольга Савина отмечает, что результаты "социологического опроса" участников конференции превзошли все ожидания и дали организаторам фотоакадемии богатейший материал для планирования очередных маркетинговых акций.