БИЗНЕС

Успешно завершив прошлый, 2003-й и I квартал 2004 г., компания Dell (www.dell.com) в год своего 20-летия готовит очередное наступление. Его фронт пройдет и по территории нашей страны. Вскоре компания выведет на российский рынок свои принтеры, которые доселе сюда не поставлялись. Они призваны потеснить продукцию нынешних лидеров, в первую очередь НР.

Компьютеры Dell официально присутствуют в России с 1993 г., когда эксклюзивные права на представление интересов американской компании были переданы фирме IBS (с 1996-го по 2003 г. продвижением марки Dell в России занималась "дочка" IBS - компания Dell Systems, в прошлом году переименованная в "Деловые системы"). Спустя десятилетие работы в нашей стране корпорация Майкла Делла кардинально изменила свое отношение к российскому рынку, что проявилось в открытии в 2003 г. московского представительства (во главе с Александром Чубом), отказе от эксклюзивных отношений с Dell Systems и заключении дополнительных прямых партнерских соглашений с LC Group (ныне Merlion), "Оптимой" и "Партией", а также в создании европейского центра программных разработок Dell на базе входящей в состав холдинга IBS фирмы Luxoft.

Успех новой модели в некоторой степени иллюстрируют цифры, приведенные г-ном Чубом со ссылкой на IDC. В первый же год ее реализации продажи техники Dell в нашей стране резко подскочили, опередив среднерыночные темпы (по данным IDC, это примерно 20%) аж на 109%. Причем поставки серверов, десктопов и ноутбуков американской корпорации выросли быстрее средних по этим сегментам показателей на 15, 70 и 280% соответственно. Остается только гадать, почему компания приводит итоги своей годовой работы в столь замысловатой форме: возможно, это объясняется нежеланием демонстрировать, на каком уровне находились поставки техники Dell в России по состоянию на конец 2002 г., а также корпоративными ограничениями на обнародование информации о динамике бизнеса в конкретных регионах. Тем не менее рост быстрее рынка означает увеличение рыночной доли, которая в секторе ноутбуков, как отметил Александр Чуб, достигла 13%. Кстати, другая аналитическая компания - ITResearch - оценивает достижения Dell на рынке ноутбуков как более скромные: по итогам I квартала 2004 г. американская компания находится на девятом месте с рыночной долей 5,2%. Вместе с тем аналитики ITResearch не отрицают успехов Dell на рынке ноутбуков, а расхождение оценок объясняют тем, что вендор действительно мог загрузить в канал крупную партию ноутбуков, однако далеко не все они были распроданы в I квартале (ITResearch считает рынок в формате sale-out).

О своей готовности вот-вот начать поставки в Россию принтеров под маркой Dell представители компании заявляли еще в прошлом году, тем не менее этого тогда так и не произошло. Годом дебюта принтеров компании на российском рынке станет 2004-й. Об этом заявил директор по продажам отделения Dell EDB (European Distribution Business) Пим Дейл, приехавший в июне в Москву завершать переговоры о поставках этой категории продуктов с фирмами Merlion и "Партия".    

Пим Дейл:

 "ИТ - глобальный бизнес, и в нем

 выживают только глобальные компании"

Принтеры под маркой Dell появились на мировом рынке в 2003 г., после заключения компанией соглашения с Lexmark, взявшейся за производство для своего нового партнера как самих устройств, так и расходных материалов к ним. Продажи принтеров Dell (в основном недорогих "струйников") за последние 12 месяцев оцениваются на уровне 3 млн. шт. (для сравнения: суммарный объем мирового рынка струйных принтеров в 2003 г. составил порядка 75 млн. шт.). По словам Пима Дейла, компании сейчас принадлежит 15% американского рынка. Но вряд ли даже такие значимые цифры могут устраивать американскую корпорацию, стремящуюся быть лидером всегда и во всем. Тем более что, по данным Standard and Poor, почти 70% операционной прибыли ее главного конкурента - Hewlett-Packard - приносит ей направление средств печати и обработки изображений.

Аналитики Gartner и Lyra Research обнаружили несколько причин, почему Dell не удалось с ходу взять новый рынок. Среди них: отсутствие собственной технологии и фактическая конкуренция в США с главным партнером - Lexmark, сдерживающие возможности ценового давления; преимущественная ориентация на потребительский рынок и недостаток в портфеле компании "тяжелых" моделей для корпоративного рынка, потребляющего гораздо больше бумаги, а значит, и расходных материалов; высокая активность конкурентов, находящихся в фазе завершения очередного цикла обновления модельных рядов.    

Александр Чуб:

 "Задача российского представительства - сформировать

 правильное понимание рынка и ниш для нашего присутствия"

    

Dell серьезно подготовилась ко второй фазе вторжения. Сегодня компания располагает партнерскими соглашениями не только с Lexmark, но также с Fuji Xerox, Eastman Kodak и Samsung, готовыми производить для нее принтеры. Пим Дейл подчеркнул, что новые соглашения носят характер не только производственных, но и кросспатентных. В США 25 мая Dell представила четыре новые модели - два монохромных лазерных принтера, а также струйный и лазерный МФУ, предназначенные для потребительского рынка и предприятий малого (по американским масштабам) бизнеса, и объявила о гибкой ценовой политике в области картриджей, которая позволит пользователю экономить до 64% на покупке расходников.

Лазерные новинки Dell - модель 1700 и ее сетевая версия 1700n - печатают со скоростью до 25 стр./мин с разрешением 1200x1200 точек на дюйм. В Америке они стоят $199 и $299 соответственно, а картридж для печати до 6000 страниц обойдется покупателю в $89. Многофункциональный сетевой аппарат 1600n, объединяющий в себе лазерный принтер (22 стр./ мин), копир, сканер и факс, обойдется американскому покупателю всего в $399. Универсальное струйное устройство Dell Photo All-in-One Printer 922 ($122) способно печатать, сканировать и копировать, при этом скорость вывода с разрешением 4800x1200 точек на дюйм достигает 14 цветных и 19 черно-белых стр./мин. Наивысшее качество фотопечати (в том числе без полей) обеспечивается при использовании опционального шестицветного картриджа.

Какие именно модели дебютируют в России, пока не объявлено (примечательно, что в Великобритании МФУ 1600n не предлагается).

В заключение хотелось бы отметить, что идея похода Dell против НР на глобальном рынке принтеров скорее всего потребует корректировки в России. Так, в нашей стране весьма сильны позиции Samsung в сегменте монохромной лазерной печати (здесь HP и корейская корпорация идут, в отличие от американского и европейского рынков, "ноздря в ноздрю ") и не исключена вероятность возникновения внутреннего конфликта интересов - ведь именно Samsung, как отмечают аналитики Current Analysis, производит для Dell ее новые "лазерники". Не смогли пока дать определенного прогноза и аналитики компании ITResearch. Они, в частности, не уверены, что руководство Dell право, определяя HP как основного конкурента на рынке принтеров. "Все, конечно, зависит от того, с какими моделями выйдет Dell на наш рынок. Например, ее новые "лазерники" серии 1700 имеют довольно своеобразное сочетание основных характеристик скорость - ресурс. Для них вообще не видно прямой конкурирующей модели в текущих линейках основных вендоров, работающих в России. Скорее, это все же высокоскоростные персональные принтеры. А в этом случае очень сильную конкуренцию им составит прежде всего продукция Samsung, которой удалось потеснить в данном сегменте даже HP. А корейская компания и на длительные ценовые войны способна, и маркетинг у нее весьма агрессивный. Не надо забывать и о высоком имидже Samsung как поставщика периферийной техники, особенно на нашем рынке", - сказал ведущий эксперт ITResearch Владимир Миронос.

Версия для печати