ИТ И ОБРАЗОВАНИЕ   

Чем это грозит и что с этим делать?

Ответить на вопросы, вынесенные в заголовок, пытались коллегиально - круглый стол на тему "Пути решения проблемы "локальной утечки мозгов" (из регионов - в столицы)" прошел в рамках Второй конференции "Преподавание ИТ в России", состоявшейся недавно в подмосковном доме отдыха "Покровское" (см. PC Week/ RE, N 18/2004, с. 2).

А в чем проблема

Собственно говоря, суть данной проблемы, как ее сформулировал ведущий круглого стола Владимир Павлов, заключается в наблюдающемся сегодня довольно значительном "перетекании" квалифицированных ИТ-специалистов из регионов в столицы (в наибольшей степени - в Москву). На этом во многом строит свою кадровую стратегию ряд крупных ИТ-компаний (Intel, Luxoft, VDI и др.). Кроме того, немало профессионалов уезжает из регионов самостоятельно ("неорганизованно"). Особая опасность указанной ситуации состоит в том, что значительное количество прибывающих в столицы "трудовых ИТ-мигрантов" является бывшими сотрудниками региональных вузов, где в отличие от столичных университетов, как правило, не сформированы стабильные механизмы воспроизводства высококвалифицированных преподавательских кадров.    

 Ведущий круглого стола Владимир Павлов

 (Intel, Нижний Новгород)

Разумеется, миграция специалистов высшей квалификации из провинциальных вузов в столицу была всегда, однако в советское время она существенно ограничивалась вопросами прописки, жилья и пр. Сейчас многие из этих ограничений сняты, и крупные компании могут активно нанимать региональных специалистов (часто - из вузов), тем самым фактически усиливая процесс "локальной утечки мозгов" и лишая периферийные вузы возможности качественно готовить специалистов.

Все это, по мнению г-на Павлова, делает актуальным более жесткий вопрос: "Сможем ли мы нанимать кого-либо из регионов через 5 лет? Есть ли способы изменить ситуацию в лучшую сторону?".

И есть ли решение?

Дискуссия, развернувшаяся по этому поводу (список участников приведен на цветной врезке), и некоторые наши комментарии предлагаются вниманию читателей.

Борис Олейников: Для закрепления специалиста имеется несколько возможностей: получение (здесь же, в регионе) хорошего образования, дальнейшее повышение квалификации, участие в интересных проектах, наконец, получение зарплаты, обеспечивающей ему достойное существование в данном регионе. Есть и менее материальные мотивы не уезжать: приверженность "малой родине", привязанность к ближайшему окружению (друзья, родственники и т. д.). В нашей отрасли одним из важнейших сдерживающих механизмов мог бы стать закон об интеллектуальных ресурсах, регулирующий миграцию специалистов высокой квалификации. Весьма полезной была бы организация специальных посреднических учреждений (или фирм), перераспределяющих таких специалистов в масштабе региона или страны. Наконец, еще одна возможность - введение "образовательного кредита", который необходимо вернуть после обучения в государственном вузе. Последнее предложение сегодня обсуждается на уровне Министерства образования.    

Участники круглого стола "Пути решения проблемы "локальной утечки мозгов" (из регионов - в столицы)"

- Борис Васильевич Олейников, проректор по информатизации КрасГУ;

- Валентин Леонидович Макаров, президент "Форт-Росс";

- Екатерина Валерьевна Дмитриева, директор по персоналу "Лаборатории Касперского";

- Владимир Александрович Маслюков, директор Центра профессиональной подготовки Luxoft;

- Алексей Валерьевич Егоров, заместитель директора Высшей школы программирования, VDI;

- Владимир Леонидович Павлов, директор по аутсорсингу и поддержке процессов разработки ПО Intel Russia R&D;

- Виктор Павлович Гергель, руководитель Центра компьютерного моделирования ННГУ;

- Андрей Николаевич Терехов, заведующий кафедрой системного программирования СпбГУ.

Наш комментарий: Следует сказать, что три перечисленных механизма есть не что иное, как "хорошо забытое старое" (впрочем, многие его еще и не забыли). Первый (законодательный) путь "фиксации" специалиста чем-то напоминает приснопамятную прописку: если ты здесь живешь и прописан, то больше нигде работать не имеешь права. Не новое ли это профессиональное крепостное право? Два последних механизма - из более близкого прошлого и представляют собой памятную старшему поколению отработку по распределению: комиссия направляет молодого специалиста туда, куда считает нужным, и он отрабатывает там два обязательных года. Действительно, сейчас и в Министерстве образования активно обсуждается тема образовательных кредитов. Толчком для такого обсуждения стала "утечка мозгов" за рубеж, породившая в свое время резонный вопрос: "Почему наша страна должна за свои деньги обучать людей для работы в других странах?".

Валентин Макаров: Вообще говоря, отрывать проблему локальной утечки кадров из региональных вузов от утечки их же из вузов столичных, мне кажется, нельзя: в обеих столицах ситуация с преподавателями (особенно среднего возраста - от 25 до 45 лет) близка к критической. И мне представляется плодотворным путь объединения усилий серьезных региональных фирм и местной администрации. Возможно, здесь эффективнее будут действовать конгломераты компаний - наподобие нашего консорциума "Форт-Росс", таким ассоциациям легче бывает найти контакт с региональными властями.    

Валентин Макаров, "Форт-Росс"

В частности, в Петербурге нам удалось добиться, чтобы из бюджета города выделялось 20 ежегодных стипендий (по 500 долл.) для талантливых преподавателей по ИТ. Кроме того, компании, входящие в "Форт-Росс", участвуют в создании совместно с Петербургским госуниверситетом точной механики и оптики (ЛИТМО) технопарка в здании Государственного оптического института. Они арендуют здесь помещения на льготных условиях в обмен на обязательное участие в преподавании или финансировании научных разработок института (вариант: прием на работу преподавателей ЛИТМО на условиях неполной занятости). Мы думаем, что подобные способы и их вариации весьма перспективны для использования и в других городах.

Екатерина Дмитриева: Мы только начинаем вплотную заниматься совместными программами с вузами и школами. Первый наш опыт в этой сфере относится к 2002 г., когда мы посетили Саратовский и Новосибирский госуниверситеты. Интерес к таким программам и у преподавателей, и у студентов был очень высок. Однако в дальнейшем во взаимодействии возникли некоторые проблемы, связанные с недоверием и недопониманием. Видимо, наша ошибка была в том, что идя на такое сотрудничество, мы должны были с самого начала иметь в запасе некие образовательные программы и проекты по сотрудничеству. Сегодня мы планируем начать такое сотрудничество с московскими вузами в разных форматах: создание специализированных кафедр, организация совместных разработок, олимпиад и пр.

Владимир Маслюков: Наша компания как одна из ведущих в области офшорного программирования столкнулась с тем, что в Москве и Московской области мы уже не можем набрать достаточно специалистов для сегодняшнего объема заказов. Поэтому неизбежно перемещение части работ в регионы. Мы считаем, что выход здесь прост: компании могут, как это сделали мы, открывать в других городах свои филиалы - чтобы создавать спрос на специалистов в тех местах, где они живут. Да, при этом возможна небольшая местная миграция - например, чтобы работать в нашем Омском филиале, люди из ближайших к нему городов перебираются в Омск, но им при этом не нужно ехать в Москву. А чтобы уровень специалистов был достойным, мы приглашаем сотрудников из филиалов на стажировку в Москву на 3-4 месяца, где они участвуют в реальных проектах, набираются опыта; используем также возможности дистанционного обучения.

Алексей Егоров: Наша компания в последние годы открыла семь офисов в регионах, поэтому обсуждаемую проблему мы знаем не понаслышке. И мы категорически против того, чтобы удерживать людей на местах насильно, считаем, что здесь должны работать только экономические механизмы.

Мы сталкиваемся с необходимостью обучать (или во всяком случае - доучивать) сотрудников не только в регионах, но и в столице. Например, в саратовском офисе подбирают потенциальных сотрудников, которые там же, в Саратове, дистанционно проходят полный курс обучения в нашем УЦ: его программа рассчитана на три месяца плотных занятий (40 часов в неделю). После этого специалист остается работать в нашем саратовском офисе с зарплатой выше средней по городу, ему не надо ехать в Москву. Финансовая подоплека такого подхода следующая: перед началом обучения мы подписываем с человеком контракт, по которому обучение ему предоставляется в кредит: он выплачивает его стоимость в течение последующего года работы.

Владимир Павлов: Компания Intel совместно с Нижегородским госуниверситетом им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) готовы предложить еще один способ предотвращения локальной утечки специалистов - экспериментальный благотворительный проект "Виртуоз", целью которого является подготовка к преподаванию в вузах по специальности "информационные технологии"*1. С августа по декабрь десять молодых преподавателей из России и других стран СНГ примут участие в семестровой программе индустриально-академической стажировки в Intel и ННГУ с целью систематизации знаний в области передовых методов разработки и преподавания современных ИТ. За это время участники программы под руководством ведущих специалистов пройдут обучение новым методикам программной инженерии, передовым ИТ, получат опыт работы по созданию учебных курсов, соответствующих международным образовательным стандартам IEEE/ACM Computing Curricula 2001: Computer Science и IEEE/ ACM Computing Curricula 2001: Software Engineering. Завершив обучение, молодые преподаватели вернутся в свои вузы готовыми к перестройке учебного процесса на самом современном уровне.    

_____

*1 Об этом см. также http://pcweek.ru/?ID = 451296.

Решение проблемы "локальной утечки мозгов" требует:

- поддержки государства - введение механизма образовательных кредитов позволит решить вопросы финансирования вузов и, следовательно, уменьшит остроту проблемы локальной утечки мозгов;

- поддержки ИТ-ассоциаций:

- стипендии ведущим преподавателям;

- создание наукоградов/технопарков (вузы должны обрастать предприятиями);

- финансирование учебных (разработка курсов) и исследовательских проектов;

- поддержки отдельных предприятий:

- создание филиалов в регионах;

- организация программ стажировок;

- направление сотрудников предприятий в вузы для чтения лекций;

- осуществление программ "малых грантов";

- поддержки крупных вузов - развитие дистанционного образования.

Виктор Гергель: Мне, как преподавателю, в настоящее время видится три возможности предотвратить вымывание квалифицированных кадров из региональных вузов. Одной из них является описанный здесь проект "Виртуоз". Другой - сотрудничество с государственным Фондом содействия малым предприятиям в научно-технической сфере ("Фонд И. М. Бортника"). Задачей поддержанной им программы с участием Нижегородского и Новосибирского университетов, стартовавшей в 2001 г., была разработка современных ИТ-курсов (компьютерная алгебра, вычислительная топология, современные сетевые технологии и др.). Сегодня они представлены на www.curricula.ru и на сайте нашей лаборатории ИТ. В среднем создание одного курса (с электронными учебными материалами, лабораторными работами, необходимым ПО и т. д.) обходится в 10 000 долл., в нем, как правило, принимают участие 3-5 разработчиков (это могут быть преподаватели) и 5-10 студентов. Таким образом можно поддержать преподавателей и стимулировать их к совершенствованию учебного процесса.

Наконец, третья возможность - это организация учебных лабораторий с помощью ИТ-компаний.

Андрей Терехов: Разумеется, обсуждаемая проблема - как предотвратить "утечку умов" - неразрывно связана с другой: как повысить качество обучения. И решать их надо вместе, ибо одна тянет за собой другую: если повышается качество обучения, становится интересно работать, то уменьшается и утечка.

Как руководитель кафедры, я стараюсь любые движения рынка обернуть на пользу преподаванию: ко мне часто обращаются руководители компаний-разработчиков с просьбами о способных выпускниках, однако мой ответ постоянен: иди в аудиторию, преподавай, читай спецкурсы - будут тебе и студенты.

Как руководитель компании (помимо кафедры я возглавляю и компанию по разработке ПО численностью около 330 человек), я могу сказать, что талант сам по себе не гарантирует, что из человека получится хороший сотрудник, - необходимы еще умение общаться, работать в команде.

Резюмируя сказанное, считаю, что для выживания и развития ИТ-преподавания каждый вуз должен "обрасти" группой предприятий, связанных определенными правилами (например, обязательное участие в преподавании; запрет на переманивание сотрудников друг у друга и пр.).

Наш комментарий: Некоторые из выступавших в дискуссии, соглашаясь с г-ном Тереховым, говорили, что для региональных вузов эффект от подобных мероприятий будет даже более сильным, чем для столичных. А уж как поставить дело - это проблема руководителя. Юрий Тельнов (МЭСИ) отметил, что вузы должны активнее внедрять технологии дистанционного обучения, которые дают возможность зарабатывать и МЭСИ, и вузу, размещающему у себя филиал. Кроме того, как он отметил, здесь есть перспективы совместной разработки учебных пособий и материалов для дистанционного обучения, что тоже может поддержать местное образование.

Разумеется, универсальных рецептов нельзя выработать ни за одним круглым столом, однако участники данного заседания поделились интересным опытом, высказали свои суждения, которые у кого-то, возможно, вызовут желание либо поспорить, либо развить мысль дальше. Всех заинтересованных в этой теме приглашаем высказываться; пишите по адресу: editorial@pcweek.ru.

Версия для печати