Во время прошедшей в Берлине европейской конференции компании Oki Europe (см. PC Week/RE, N 18/ 2004, с. 1) шеф-редактор еженедельника PC Week/RE Игорь Кондратьев встретился с президентом и исполнительным директором Oki Data Микихико Маэно, который согласился ответить на вопросы о состоянии и перспективах принтерного бизнеса корпорации.

Микихико Маэно

 

PC Week: Как складывается бизнес Oki Data на принтерном рынке?

Микихико Маэно: Oki занимается принтерным бизнесом уже более 50 лет (я работаю в нем несколько меньше - около 30 лет) и за прошедшее время накопила большой опыт в области матричных, лазерных и светодиодных печатающих устройств.

Если говорить о матричных принтерах, то в течение 15 лет мы удерживаем на мировом рынке второе место. В Европе нам принадлежат 26% рынка, в США - 50%. Сейчас очень активно развивается китайский рынок, и наша задача состоит в том, чтобы закрепиться на нем.

В то же время Oki концентрируется на светодиодной технологии, которую совершенствует уже почти 20 лет. На данный момент эта технология переживает период очень активного развития, и, на мой взгляд, она превосходит лазерную.

PC Week: А в чем вы видите ее превосходство?

М. М.: Преимущества светодиодной технологии и резервы для дальнейшего совершенствования определяются прежде всего ее полупроводниковой природой. Оптико-механическая система лазерных принтеров обуславливает их большую сложность по сравнению со светодиодными. Мы разобрали HP LaserJet 3500 и подсчитали: в его состав входит свыше 1500 деталей, между тем как в наших принтерах их менее 600. По этой причине светодиодные устройства проще, компактнее, надежнее и удобнее в эксплуатации и конечно же дешевле.

Кроме того, светодиодная технология позволяет получать очень маленький размер печатаемой точки, и если вникнуть в технические особенности, то можно увидеть, что обеспечиваемое ею качество цветной печати превосходит уровень лазерной. (Для доказательства г-н Маэно демонстрирует образцы, отпечатанные на принтерах различных фирм-производителей.) Светодиодная технология позволяет нам производить однопроходные цветные принтеры, обеспечивающие печать различных документов - от визитных карточек до баннеров (самый большой баннер, изготовленный на нашем устройстве для одной из американских топливных компаний, имел длину около 60 метров).

Располагая очень хорошими продуктами, свою основную задачу мы видим в том, чтобы успешно их продавать. Речь идет об узнаваемости и доверии к нашей торговой марке, и мы активно инвестируем развитие маркетинга и каналов сбыта.

Годовой оборот от глобального бизнеса Oki Data (часть Oki Electric, специализирующаяся на производстве печатающих устройств и факсимильного оборудования. - И. К.) превышает 1 млрд. евро. Через два-три года, как предусматривает наш среднесрочный план, мы надеемся получить прирост оборота в размере 60-70%. Я думаю, что выбор рынка цветной печати - за светодиодными технологиями, их доля на мировом рынке растет, и в будущем мы хотели бы занять на нем второе место.

PC Week: Какой региональный рынок наиболее важен для Oki?

М. М.: На долю Европы приходится половина нашего оборота, а на США - 30%. Эти данные свидетельствуют о том, что европейский рынок для нас имеет ключевое значение, особенно в сегменте цветной печати. На сегодняшний момент мы занимаем там очень неплохие позиции - второе место.

Тем не менее Oki должна большое внимание уделять бизнесу и в Японии, и в США. В настоящее время в США мы находимся на третьем-четвертом месте, но хотели бы подняться на второе. На завоевание второго места нацелены также и в Японии, но для этого потребуется больше времени.

В Европе все принтерные компании находятся в равных условиях, и конкуренция здесь по-настоящему открытая. В Японии доминируют такие крупные игроки рынка корпоративной цветной печати, как Ricoh, Canon, Fuji Xerox, Konica Minolta, а в США имеются свои лидеры - НР, Xerox, Lexmark.

Нынешняя доля Oki на рынке цветных принтеров в Европе составляет 13-14%, в США - около 10%, на Ближнем Востоке - также 10%. В глобальном масштабе наша доля в сегменте цветной печати приблизительно составляет 9,7%, но мы стремимся к тому, чтобы она выросла до 20%.

PC Week: Будут ли для достижения этой цели расширяться производственные мощности компании?

М. М.: Безусловно. Мы уже начали производить монохромные принтеры на новом заводе, построенном недалеко от Гонконга. Очень скоро там начнется и выпуск цветных печатающих устройств.

Oki может легко увеличить объем производства на своем заводе в Таиланде, однако работа в этой стране связана с некоторыми рисками. Поэтому мы будем развивать "китайское" направление.

По мере увеличения продаж растет наш бизнес, связанный с поставками запчастей и расходных материалов. Сейчас они выпускаются на заводе в Шотландии, но мы рассматриваем возможности создания подобных производств и в других регионах мира, поскольку полагаем, что этот сегмент по темпам своего развития будет в три-четыре раза превосходить остальные направления нашего бизнеса.

PC Week: Есть ли у Oki планы выхода в другие сегменты принтерного бизнеса, например на рынок настольных типографий? Собирается ли, в частности, ваша компания выпускать устройства формата A2?

М. М.: В Японии наша фирма начала развивать направление черно-белой печати именно с настольных типографий, и там мы являемся лидером рынка в этом сегменте. Однако в Европе и США принтеры применяются преимущественно в офисах.

Речь идет скорее о маркетинге и позиционировании нашей продукции. Ее достоинства - высокое качество печати, большой опыт компании в поддержке технологии PostScript, хорошие возможности по настройке цветов - конечно же позволяют использовать наши принтеры в составе настольных типографий.

Что касается выхода на рынок печати формата А2, то Oki не имеет таких планов. Правда, мы продаем линейки светодиодов и другие комплектующие ряду OEM-заказчиков, которые производят печатающие устройства формата А2 и даже А0 (для печати баннеров). Однако у нас нет намерения инвестировать развитие столь узкой ниши профессиональной печати, поскольку в ней давно работают крупные специализированные фирмы.

PC Week: А насколько важны OEM-контракты для бизнеса Oki?

М. М.: Порой очень трудно бывает решить, стоит ли заниматься OEM-бизнесом. Но хотя наша основная цель - продвигать продукцию под своей торговой маркой, мы все же работаем с крупными ОЕМ-заказчиками. Интересно, что в США, например, наши ОЕМ-заказчики продают больше принтеров формата A3, чем мы сами.

Однако если мы станем поставлять по ОЕМ-контрактам и недорогие принтеры формата A4, то создадим своей продукции дополнительную конкуренцию. Обратись ко мне кто-нибудь из HP с подобным запросом, я отвечу отказом, поскольку в противном случае многие сотрудники компании Oki Europe (европейское подразделение Oki Data. - И. К.) могут потерять работу.

PC Week: Существуют ли у компании планы расширения продуктового ряда за счет применения других технологий печати?

М. М.: В портфеле поставляемой Oki продукции имеются, например, сублимационные принтеры, не являющиеся нашей оригинальной разработкой. К числу OEM-продуктов относится и семейство монохромных лазерных принтеров B6000. Мы и в дальнейшем будем закупать OEM-продукцию для пополнения модельного ряда печатающих устройств. При этом нашим главным фокусом остается светодиодная технология.

PC Week: Конкурировать на принтерном рынке становится все сложнее. Кто-то уходит с рынка, а кто-то наращивает свои "мускулы", поглощая бывших конкурентов или объединяясь с ними (достаточно вспомнить сделки Xerox - Tektronix, Kyocera - Mita, Konica - Minolta). Не собирается ли и Oki Data купить какую-нибудь компанию или, наоборот, продать свой принтерный бизнес?

М. М.: Невозможно предвидеть завтрашний день, но мы верим в успех светодиодной технологии. А потому на данный момент не видим смысла в том, чтобы продавать кому-то свой принтерный бизнес. Правда, мы можем сами купить кого-нибудь... Фирма Casio, например, также разрабатывает печатающие механизмы, основанные на светодиодной технологии, и делает на них весьма успешный бизнес. Так что не исключено, что мы станем с ней теснее сотрудничать, но не теперь... а когда-нибудь, в будущем.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати