РЕПЛИКА ЧИТАТЕЛЯ  

Ерофеев Ю.Н.

В PC Week/RE, N 15/2004, с. 32 была опубликована статья кандидата военных наук Владимира Гордиенко "К столетию радиоэлектронной борьбы". Я читатель журнала, хоть иногда и пишущий, а потому, вероятно, имею право высказать несколько замечаний по поводу этой публикации. В разделе "На фронтах Великой Отечественной" автор называет письмо наркома внутренних войск Л. П. Берии докладной запиской. Конечно, это было письмо официальное письмо наркома И. В. Сталину, председателю Государственного Комитета обороны, с приложением: исх. N 2072/Б от 4 декабря 1942 г. Письмо это, долгое время хранившееся в наших закрытых архивах, было наконец опубликовано с факсимильным воспроизведением текста и подписи наркома см., например, [1].

Но более всего уязвим для критики раздел статьи "От расформирования до возрождения". Сначала о временны х рамках обсуждаемого этапа. В тексте статьи они обозначены: 19451955 гг. Но должен заметить, что работы по радиоэлектронной борьбе М. А. Леонтовича, упоминаемого в списке ученых и инженеров, из этого временного интервала выпадают. Михаил Александрович Леонтович, в то время член-корреспондент АН СССР, а с 1946 г. академик, 1 февраля 1944 г. был назначен начальником теоретической лаборатории ("лаборатории N 1") "сто восьмого". Одним из направлений его научной работы на этом посту было изучение пассивных помех радиолокаторам, переходивших в диапазоны все более и более коротких волн. "Он получил еще в 1944 г. результаты, которые имели большое значение при разработке средств создания дипольных помех" [2]. М. А. Леонтович изложил их в отчете "Теоретические основы создания дипольных помех". Так что его отчет вышел еще в военном, 1944-м г.

"Именно тогда появляются первые отечественные научные работы по радиоэлектронному подавлению советских ученых и инженеров (любопытно построена фраза "подавление ученых"; и потом, кто из приведенного списка лиц может считаться инженерами во множественном числе? Тут ведь одни академики... Прим. автора) Берга, Щукина, Котельникова, Введенского, Шулейкина, Леонтовича, Минца, пишет В. Гордиенко о периоде 19451955 гг. Под руководством конструкторов Органова, Воронцова, Брахмана, Альтмана, Попова создаются бортовые самолетные станции помех СПС-1, СПС-2 и наземные СПБ-1 ("Альфа"), СПБ-5 ("Бета"), СПБ-7 ("Шиповник") для подавления бортовых РЛС".

Органов? Кто такой, почему не знаю? Думаю, что имелся в виду Николай Иванович Оганов, начальник лаборатории N 14 "сто восьмого". Он, бывший красноармеец времен Гражданской войны, а потом продармеец, не имея высшего радиотехнического образования, стал видным специалистом в области проектирования радиотехнических устройств, а с 1 ноября 1943 г. был зачислен в штат "сто восьмого". Здесь он с начала 1944 г. руководил работой по теме ОП проектирование самолетного передатчика помех шумового типа радиолокаторам, макет которого был создан и испытан в годы войны. "Вскоре после окончания войны было изготовлено три экспериментальных образца самолетной станции помех ОП-2" [3].

Николай Иванович Оганов станет потом, работая в радиотехническом институте А. Л. Минца, доктором технических наук [3] (почему-то в учетно-регистрационной карточке Высшей аттестационной комиссии утверждение в этой ученой степени не отмечено), а в 1965 г. лауреатом Ленинской премии.

Воронцов? Фамилии в статье даются без инициалов, и вполне может быть, что имеется в виду Ростислав Михайлович Воронков, с 16 ноября 1944 г. инженер лаборатории N 14 "сто восьмого". Именно Р. М. Воронков разрабатывал магнетронный передатчик помех аппаратуры ПР-1, а потом был главным конструктором более мощного магнетронного передатчика (разработка "Натрий").

Попов? Господи, как плохо, что нет инициалов! Ветераны "сто восьмого" помнят Михаила Павловича Попова из ГК НИИ ВВС, впоследствии полковника, действительно специалиста по части помех. Но он никогда не руководил разработками помеховой аппаратуры, а для "сто восьмого" являлся, если можно так выразиться, "заказчиком".

Почему в статье есть слова "под руководством конструкторов"? Никто из названных руководителей разработок "конструктором", т. е. специалистом, имеющим подготовку в области конструирования радиотехнической аппаратуры, не был. Они были главными конструкторами создаваемой аппаратуры. Но между Главным конструктором и конструктором дистанция такая же, как между Государем и "милостивым государем"... 

Литература

1. Ерофеев Ю. И. С этого началась радиоэлектронная борьба CHIP news, 2003, N 8, с. 64.

2. Сергиевский Б. Д. Михаил Александрович Леонтович. В сб.: "60 лет ЦНИРТИ. 19432003. М.: изд. ФГУП "ЦНИРТИ", 2003, с. 173.

3. Сергиевский Б. Д. Институт в годы Великой Отечественной войны. М.: изд. ГосЦНИРТИ, 1993, с. 23, 29, 36, 38.

Версия для печати