В рамках юбилейной выставки-конференции DOCFLOW’2004 (см. PC Week/RE, N 20/2004, c. 1) компания "Документум Сервисиз" впервые организовала специальную секцию Documentum Day, посвященную различным функциональным решениям для управления документами и бизнес-процессами предприятий на платформе Documentum. Технологии Documentum уже хорошо известны в нашей стране. Примеры их использования в различных структурах рассматривались в секционных докладах и демонстрациях на выставочном стенде специалистами "Документум Сервисиз" и отечественными партнерами компании - КРОК, "Рексофт", "Тауэр-Сети" и "Энвижн Групп".

В центре внимания доклада генерального директора "Документум Сервисиз" Константина Синюшина были новые индустриальные решения, анонсированные Documentum в первой половине нынешнего года.

Константин Синюшин объясняет необходимость использования технологий Business Process Management

В марте в арсенале Documentum появились службы Enterprise Content Integration (ECI), обеспечивающие единый доступ к неструктурированной информации в широком спектре внешних и внутренних корпоративных хранилищ и других источников данных. Мы уже рассказывали о возможностях ECI (см. PC Week/RE, N 15/2004, с. 59), сейчас же отметим, что данная технология в совокупности с другими продуктами компании позволила сформировать новое комплексное решение Documentum Virtual Repository для управления содержанием распределенных хранилищ в гетерогенной среде.

Второй новый продукт - Documentum Compliance Manager (DCM), решение для управления большими объемами документов (которые являются результатом деятельности предприятия, направленной на обеспечение соответствия требованиям различных норм и стандартов в той или иной области, например в области охраны окружающей среды, техники безопасности или управления качеством). В роли контролируемых обычно выступают такие документы, как стандартные операционные процедуры, сертификаты сырья и материалов, спецификации на продукцию и упаковку, документация по эксплуатации оборудования и сооружений.

DCM построен на базе технологической платформы Documentum 5 и включает целый ряд готовых расширений, учитывающих специфику различных вертикальных рынков. Независимые разработчики могут создавать подобные модули, увеличивая спектр возможных областей применения продукта.

Однако наибольший интерес в последних анонсах Documentum представляют ее инициативы, связанные с реализацией концепции Business Process Management (BPM). Само появление этой концепции обусловлено необходимостью совместного решения задач автоматизации управления предприятиями, которые ранее выполнялись в рамках отдельных ИТ-направлений - ERP (Enterprise Resource Planning) и ECM (Enterprise Content Management). Технологически различные аспекты BPM относятся к решениям, реализованным с помощью технологий управления потоками документов (Workflow) и интеграции приложений (Enterprise Application Integration, EAI). В какой-то мере определение BPM можно выразить в такой формуле: BPM = Workflow + ECM + EAI, хотя нужно понимать, что речь идет не о простом механическом объединении функциональности разных систем, а о выходе на качественно новый архитектурный уровень с применением современных технологических возможностей (Web-сервисы, XML и т. д.).

В маркетинговых материалах некоторых компаний, а также в публикациях СМИ порой ставится знак равенства между BPM и Workflow. Это конечно же не так. Технология workflow, пик популярности которой в мире пришелся на последние годы прошлого столетия, накладывает на процессы автоматизации определенную модель, ориентированную на документы и задания. Данный подход ограничивает применение технологий Workflow в основном автоматизацией ручных процессов обработки документов. У BPM таких ограничений нет: участниками процессов могут в равной мере выступать и конечные пользователи, и информационные системы, и другие процессы, а документы и задания рассматриваются лишь как частности, влияющие на реализацию бизнес-процессов, но не носящие основополагающего характера. Все это позволяет применять BPM для более широкого круга вопросов, нежели тот, для которого изначально были разработаны системы workflow. В своем выступлении Константин Синюшин показал несколько сценариев управления бизнес-процессами, автоматизация которых традиционными Workflow-решениями невозможна.

Documentum движется по пути создания полнофункциональной BPM-платформы, реализация которой будет идти в двух направлениях - эволюционного развития имеющихся технологий и выпуска качественно новых решений. Два таких новых продукта были представлены на рынке в конце апреля.

Решение Business Process Services (BPS) позволяет применить одинаковые подходы к взаимодействию приложений на платформе Documentum с внешними системами через стандартные протоколы, такие, как JMS, Web Services, HTTP/S, E-Mail и др. С его помощью пользователи за пределами корпоративной сети могут направлять контент в единое хранилище Documentum или получать его, а также принимать участие в бизнес-процессах под управлением Documentum Workflow. Кроме того, на базе стандарта J2EE продукт позволяет инициировать бизнес-процесс в Documentum по событию, созданному в другой корпоративной системе, и, наоборот, инициировать бизнес-процесс в другой системе.

BPS базируется на Documentum Business Objects Framework и может быть расширен разработчиками, партнерами и заказчиками Documentum для поддержки дополнительных протоколов и стандартов интеграции. Он позволяет описывать взаимодействие приложений не на уровне технической детализации лежащих в его основе транспортных механизмов, а в бизнес-категориях.

Еще один новый продукт - Business Process Manager - представляет собой визуальную среду для описания деловых процессов без программирования. Этот конструктор реализован на технологической базе уже имеющегося на рынке продукта Documentum Workflow Manager, но в него внесен ряд существенных функциональных и эргономических улучшений. Кроме того, в его составе имеется готовый набор шаблонов функций для доступа к возможностям интеграции BPS c использованием Web Services, JMS, SMTP и HTTP.

Комментируя сделанные объявления, Константин Синюшин отметил, что до недавнего времени Documentum не позиционировала себя в качестве поставщика BPM-решений, и речь в данном случае не идет о каких-то принципиальных изменениях в рыночной стратегии компании. BMP скорее нужно рассматривать как расширение сферы интересов компании. При этом представленные новые продукты дают заказчикам качественно новые возможности по автоматизации деловых процессов.