БИЗНЕС

Всегда интересно наблюдать за компаниями, которые, стартовав фактически с нуля и не обладая поначалу значительными ресурсами, неизменно ставят перед собой все более серьезные задачи и настойчиво продвигаются к цели. К числу таковых, пожалуй, можно отнести и фирму Polymedia (www.polymedia.ru), отметившую в конце первой декады июля свою шестую годовщину. Хотя шесть лет для российского ИТ-рынка срок сравнительно небольшой (немало компаний уже перешагнули десятилетний рубеж), для Polymedia он оказался весьма плодотворным, и сегодня она разительно отличается от себя же вчерашней. Лишний раз в этом убедились все, кто присутствовал на торжественном собрании трудового коллектива фирмы, в ходе которого ее глава и руководители департаментов рассказали о достигнутых результатах и ближайших планах на будущее.

Хотя свою деятельность Polymedia начала с поставок мультимедиа-проекторов, теперь, как констатировала генеральный директор компании Елена Новикова, этот вид продукции составляет небольшую часть предлагаемого заказчикам оборудования. Цифры, представленные департаментом продаж, свидетельствуют о том, что проекторы обеспечивают менее половины его оборота, а по прибыльности уступают большинству других видов продукции, включая интерактивные доски Smart, слайд- и оверхед-проекторы, документ-камеры и электронные доски. (Это связано с быстрым удешевлением мультимедиа-проекторов и обострением конкуренции как на мировом, так и на локальных рынках: по данным IDC, средняя цена на такие устройства в нынешнем году снизилась примерно в 1,7 раза по сравнению с уровнем 2002 г., и этот процесс будет продолжаться дальше.) Вместе с тем департамент продаж, по-прежнему являющийся одним из основных коммерческих подразделений компании, обеспечивает только 46% ее оборота. Целенаправленное движение Polymedia в сторону системной интеграции принесло свои результаты, и теперь этот вид деятельности приносит компании 47% доходов. Еще 7% дает быстро развивающийся департамент аренды. Таким образом, уже сегодня очевидно смещение интересов фирмы от обычной продажи оборудования в сторону оказания услуг и наращивания в них интеллектуальной составляющей. Под этим есть вполне понятная экономическая основа, наглядно демонстрируемая вкладом коммерческих подразделений в валовую и чистую прибыль. Так, доля департаментов продаж, системной интеграции и аренды в валовой прибыли компании, согласно приведенным г-жой Новиковой данным, за последние 12 месяцев составила 32, 49 и 19% соответственно, в чистой прибыли - 38, 41 и 21%.    

Елена Новикова принимает поздравления от представителей Mitsubishi Electric

Уже понятно, что роль услуг в деятельности компании будет возрастать и далее. В выступлениях главы компании и руководителя департамента аренды было отмечено расширение спроса на прокат высококлассного дорогостоящего оборудования и проектных решений на основе аудиовизуальных технических систем для поддержки шоу-мероприятий, корпоративных и отраслевых конференций. В частности, несмотря на то что арендный парк Polymedia сегодня содержит практически все виды поставляемого ею оборудования, включая светодиодную панель Barco, компания (как, впрочем, и все другие российские фирмы аналогичного профиля) не смогла удовлетворить заказ Intel на мощные трехчиповые DLP-проекторы для проведения бизнес-форума, организованного по случаю визита в Москву главы корпорации Крейга Барретта. В итоге заказ был передан иностранной компании, что, безусловно, обидно. Для Polymedia это еще один аргумент в пользу намеченного увеличения инвестиций в "тяжелые" проекторы и крупноразмерные светодиодные панели для арендного парка, срок окупаемости которых оценивается в 1,5-2 года. "Наша задача в этом секторе рынка заключается в том, чтобы не допустить укрепления в нем зарубежных фирм", - считает Елена Новикова. Параллельно планируется в департаменте аренды сформировать свою монтажную группу для инсталляции арендуемых проектных решений, подобных тем, что были реализованы компанией в рамках четвертой ежегодной конференции для рекламодателей телеканала СТС.

Существенные изменения произошли за последнее время и в работе департамента системной интеграции. Прежде всего в разы повысился уровень сложности проектов. Если раньше их стоимость составляла, как правило, 50-100 тыс. долл., то теперь на счету компании уже несколько выполненных договоров стоимостью более 1 и даже 2 млн. долл. "Хотя подобные проекты требуют больших усилий и финансовых вложений, они хороши тем, что все работы ведутся планомерно, - отмечает г-жа Новикова. - Вкладывая такие средства, заказчик стремится получить результат в оговоренный срок".

По мнению Михаила Нестерова, руководителя производственного отдела Polymedia, одним из главных достижений компании является и то, что проектные работы теперь учитываются отдельной строкой в общей смете: "Помимо товарных позиций, мы научились продавать результаты своей интеллектуальной деятельности, и это очень важно". К слову сказать, за год департаментом системной интеграции Polymedia было реализовано несколько договоров, предполагавших только выпуск технической документации. Показательным в этом смысле можно считать переустройство конференц-зала ВАГШ МО РФ, в котором за основу был принят концептуальный проект Polymedia, а выпуск технической документации и проведение строительных работ было возложено на подведомственные МО РФ организации.    

 Вклад коммерческих подразделений

в финансовые показатели Polymedia

за последний год

Основные заказчики департамента

системной интеграции

Наиболее же интересными за последний год признаны проекты по установке двух видеостен на основе видеокубов Mitsubishi DDP-60 в Центризбиркоме РФ в преддверии президентских выборов (работы проводились в крайне сжатые сроки и характеризовались особой ответственностью за результат), а также по оснащению конно-спортивного комплекса "Битца" светодиодными табло. На сегодняшний день это самый масштабный проект Polymedia. Для его выполнения компании пришлось разработать и произвести 174 крепежных модуля, при этом вес табло, размещенного вне помещений комплекса, вместе со светодиодными панелями составил порядка 15 т, а установлено оно было на фундамент общей массой около 200 т. Фактически по уровню выполняемых работ Polymedia, обладающая, кстати, собственным внесенным в государственный реестр децимальным номером и полным набором необходимых лицензий, приблизилась к проектным институтам.

Вместе с тем, как считает Елена Новикова, компании предстоит решить еще немало задач, связанных, в частности, с повышением эффективности внутренних структур, снижением издержек, отражающихся на стоимости предлагаемых продуктов и услуг. Есть задачи и внешнего характера, связанные с экспансией фирмы в регионы. Открытый в прошлом году Екатеринбургский филиал развивается быстрее, чем ожидалось, и во II кв. 2004 г. на 40% превысил запланированный показатель по обороту. Теперь компания начала подготовку к созданию очередного регионального филиала. Как утверждает Елена Новикова, появилась реальная перспектива и для выхода на зарубежные рынки, но все, что касается этого вопроса, - пока коммерческая тайна.

Версия для печати