Когда распался СССР, россиянам помимо многочисленных экономических и политических проблем досталась и одна из лучших в мире систем образования. Несмотря на огромные трудности, с которыми нашим учебным заведениям (как и всему обществу) пришлось столкнуться в последующие годы, они продолжают выпускать специалистов самых разных профилей. Однако ситуация в сфере образования начинает все больше беспокоить компьютерное сообщество. Попытка обозначить проблемы в области подготовки ИТ-профессионалов и обсудить пути их решения была предпринята в ходе состоявшегося 11 июня в рамках санкт-петербургского форума Russian Outsourcing and Software Summit’2004 круглого стола, в котором приняли участие В. Н. Васильев (ректор СПбГУ ИТМО, профессор), А. Н. Терехов (директор НИИ информационных технологий и зав. кафедрой системного программирования СПбГУ, профессор; одновременно является генеральным директором ГП "ТЕРКОМ" и ЗАО "ЛАНИТ-ТЕРКОМ"), А. А. Терехов (менеджер российского представительства Microsoft по связям с университетами и заместитель председателя Комитета по образованию АП КИТ), руководители ИТ-компаний: А. Г. Сухарев ("Аурига"), А. Г. Хотин ("Аркадия") и Д. А. Лощинин ("Люксофт"), а также весьма многочисленные представители учебных заведений, бизнеса и прессы.

Одним из первых был поднят вопрос нехватки квалифицированных ИТ-кадров. Согласно исследованию (см. www.ibusiness.ru/analytics/30842), в России в сфере информационных технологий и телекоммуникаций работает около 540 тыс. человек, при этом спрос на специалистов в среднем удовлетворен только на 70% (лучше всего обстоит дело с техническими специалистами - 82%, для топ-менеджмента эта величина составляет всего 63%). На первый взгляд такое положение дел может показаться несколько неожиданным, если учесть, что обучением ИТ-кадров занимается не менее 200 вузов, каждый год выпускающих более 40 тыс. чел. только по собственно ИТ-профилю, а если сюда добавить и тех, кто по диплому имеет другую специальность, но получил достаточную подготовку, чтобы работать в области ИТ, - то получится свыше 200 тыс.

Но с этой проблемой непосредственно связана и другая, заключающаяся в том, что вузы сейчас готовят "полуфабрикаты", которые еще необходимо "доводить до кондиции" на рабочем месте. Для бизнеса это означает, что в течение нескольких месяцев молодой специалист только потребляет ресурсы, но не приносит прибыли. Некоторые компании заказывают вузам подготовку специалистов "под себя", выделяя на это необходимые средства, однако этот путь доступен далеко не всем, да и в целом не способен кардинально исправить ситуацию.

Обе проблемы в значительной мере объясняются неупорядоченностью образовательной системы и несоответствием учебных планов международным стандартам. Например, список специальностей из номенклатуры министерства образования далеко не полностью соответствует реальным профессиям, существующим в ИТ-индустрии, а учебному процессу проще готовить массовых специалистов, нежели "заточенных" под конкретные задачи рынка. По этой причине эксперты из аналитической компании CNews Analytics (www.cnews.ru/edu2004/) пока не склонны делать ставку на государственный образовательный сектор, а считают более перспективным корпоративный рынок отечественного бизнес-образования. Именно за счет возможностей дополнительного профессионального (в том числе послевузовского) образования российские компании сейчас стремятся повысить квалификацию своих кадров. Приблизить подготовку кадров к реальным требованиям рынка и способствовать дальнейшему трудоустройству по специальности можно было бы путем привлечения преподавателей и студентов к работе в реальных проектах. К сожалению, в нашей стране подобных случаев немного, причем практически все они на счету нескольких ведущих вузов.

Подготовка ИТ-кадров в цифрах

Компания "Аурига" провела исследование, дабы выяснить число ИТ-специалистов, ежегодно выпускаемых вузами России, и динамику в этой области. Необходимость этой работы объясняется отсутствием таких данных в доступной официальной статистике и большим различием имеющихся оценок.

Основным источником статистического материала служили отчеты "Сводные данные о распределении студентов высших учебных заведений" на начало 2002/ 2003 и 2003/2004 учебных годов, подготовленные Главным межрегиональным центром обработки и распределения статистической информации при Госкомстате России. Дополнительно были изучены учебные планы ряда вузов Москвы и регионов, позволившие выявить уровень подготовки студентов инженерных специальностей по дисциплинам "Информационные технологии" и "Программирование".

Количество специалистов, выпущенных вузами в прошлом году, и ожидаемый выпуск этого года, согласно проведенному исследованию, представлены в следующей таблице.

 

_____

* Эта категория вызывает достаточно много вопросов, поэтому стоит ограничиться первыми тремя. - Прим. ред.

Интересно отметить, что в Индии подготовка по собственно ИТ-специальностям поставлена значительно шире (в этом году, по данным NASSCOM, toutsourcingindia. com/india/, - 79 593 человека), однако среди студентов других профилей тех, кто имеет достаточную квалификацию в ИТ, намного меньше, и в результате по общему количеству выпускников, пригодных для работы по этим специальностям, они сильно отстают от нас: 165 121 человек в 2004 г. (73% от нашего уровня). Впрочем, это лишний раз подтверждает универсальность российского образования.

Казалось бы, раз специалистов не хватает, значит, они будут нарасхват. Однако далеко не все выпускники работают по специальности: в Москве в сфере ИТ по своему профилю трудится примерно 70%, а в регионах - вообще только около 30% недавних студентов. Таким образом, кадровый потенциал реализован далеко не полностью. Частично это можно объяснить как раз несоответствием учебных программ запросам рынка, но, по мнению участников круглого стола, есть и другая, не менее важная причина. Во времена Советского Союза ИТ-специалисты требовались в самых разных регионах страны, а потому их подготовка была налажена на местах. Сейчас почти все компании этого профиля сосредоточены в двух столицах, а география подготовки кадров изменилась в значительно меньшей степени. Большой разрыв в уровне зарплат специалистов в столицах и в провинции способствует их миграции. Например, в Москве из занятых в отрасли ИТ четверть приходится на иногородних, причем этот процент значительно выше среди технических работников и ниже для руководящего звена. По некоторым оценкам, в скором времени доля иногородних в штате московских ИТ-компаний достигнет 40%. Однако и такая "локальная утечка мозгов" может только частично решить проблему нехватки кадров, да и то ненадолго*1.

_____

*1 Подробнее о "локальной утечке мозгов" см. PC Week/RE, N 22/2004, с. 32.

Наконец, все острее ощущается нехватка квалифицированных преподавательских кадров. На сегодняшний день почти все преподаватели попадают в две возрастные категории: до 25 и старше 55 лет. Первая категория - это вчерашние выпускники, которые в большинстве своем просто не успели найти более высокооплачиваемую работу в бизнесе и уйдут из вузов, как только представится возможность. Вторая же группа, хотя и обладает большим опытом и обширными знаниями, непрерывно сокращается по естественным причинам. Положение усугубляется тем, что ИТ-отрасль намного динамичнее других, и нужны поистине титанические усилия, чтобы постоянно держаться на гребне прогресса. Нехватка же кадров приводит к тому, что имеющиеся преподаватели зачастую работают с запредельной нагрузкой и практически лишены возможности систематически заниматься самообразованием, не говоря уже об исследовательской работе, что неизбежно отражается на качестве учебного процесса и его соответствии реалиям рынка.

Каковы же пути решения этих проблем? Конечно, есть задачи, посильные одному лишь государству; например, только оно может привести номенклатуру специальностей, по которым осуществляется подготовка, в соответствие с реальной востребованностью рынка. Необходимость модернизации технической базы учебных заведений также ни у кого не вызывает сомнений; федеральная целевая программа "Электронная Россия" даже называет улучшение компьютерной базы и подключение к Интернету школ и вузов в числе своих приоритетов. Правда, не стоит забывать о том, что Интернет и суперсовременные компьютеры хороши не сами по себе, а только при грамотном их использовании по прямому назначению (проводить время в чатах и бродить по порносайтам школьники благополучно научаются и без государственной поддержки).

Однако очень многие благие пожелания упираются в финансовые проблемы, и здесь бизнес может внести свою лепту. Сейчас вклад федеральных целевых программ в информатизацию образования не очень велик: согласно исследованию Минсвязи, в 2003 г. он составил всего 14,3%. В то же время Минобразования с удовольствием участвует в различного рода программах, организуемых и финансируемых западными ИТ-компаниями. Например, с его одобрения уже два года проводится совместная программа Intel и Microsoft "Обучение для будущего", в рамках которой прошли обучение специалисты 15 педагогических вузов из различных регионов России, а также ряда учреждений повышения квалификации в сфере образования. Отечественные компании, хотя и не располагают возможностями подобных индустриальных гигантов, вполне могут оказывать помощь отдельным вузам и кафедрам, тем более что речь идет даже не столько о выделении финансовых средств, сколько о помощи в самом учебном процессе; например, многие участники круглого стола высказывали пожелание, чтобы специалисты компаний читали лекции по тем дисциплинам, где у них есть значительный практический опыт. Кроме того, именно коммерческие структуры способны организовать взаимовыгодное сотрудничество с вузами, привлекая их к выполнению своих проектов.

В целом участники оценили состоявшийся круглый стол как один из наиболее интересных на саммите. Живая дискуссия продолжалась еще долго после официального окончания встречи, и если бы не другие мероприятия, на которых тоже нужно было побывать, заняла бы еще несколько часов. Таким образом, было ясно продемонстрировано желание бизнеса и образования найти точки соприкосновения, чтобы совместно решать общие проблемы. Не было на встрече только чиновников от образования, хотя, судя по предварительной информации, организаторы все же рассчитывали на их присутствие. Остается надеяться, что тому были более серьезные причины, чем нежелание утруждать себя проблемами отрасли.

Версия для печати