ПРОЕКТЫ

Петербургская компания "Лента", образованная в 1993 г. и владевшая поначалу одним розничным магазином, за последние четыре года довела число своих торговых предприятий до шести и стала одним из крупнейших в городе операторов розничных сетей, продающих продовольственные товары. Она сделала ставку на формат cash & carry, ориентированный на мелкооптовых покупателей. Вблизи основных магистралей были построены магазины площадью от 4,8 тыс. до 20 тыс. кв. м. На протяжении последних двух лет в эксплуатацию ежегодно вводилось по две такие торговые площадки, а в ближайшие годы общее их количество планируется довести до десяти-двенадцати. В нынешнем году оборот компании, по оценкам ее руководства, составит около 450 млн. долл. В "Ленте" всегда хорошо понимали, что изменение формата и масштабов бизнеса невозможно без адекватной системы корпоративного управления: необходимо было обеспечить высокую оборачиваемость склада (он здесь расположен непосредственно в торговом зале), снизить издержки и гарантировать прибыльность в условиях крайне низких наценок (если в обычной рознице они составляют как минимум 15%, то в cash & carry не превышают 11%). Еще в 2002-м было принято решение о внедрении системы mySAP Business Suite, и вот в марте нынешнего года она была введена в эксплуатацию.

Выбор в пользу продукта SAP (www.sap.com/cis) директор "Ленты" по информационным технологиям Андрей Хоробрых объясняет тем, что в портфеле этого вендора есть локализованное отраслевое решение для розничной торговли SAP for Retail, успешно работающее на многих крупнейших мировых торговых предприятиях. Важно было также реализовать процедуру быстрого "клонирования" системы в новых торговых точках сети (в недавно открытом очередном магазине на это потребовалась всего одна неделя). Судьба проекта была далеко не безоблачной: от услуг первого генподрядчика - фирмы T-Systems - пришлось отказаться. По словам г-на Хоробрых, ее консультантам на первом этапе удалось лишь описать существующие в "Ленте" бизнес-процессы, в то время как руководство хотело бы построить систему управления, учитывающую весь передовой мировой опыт в данной области.

Андрей Хоробрых:

"Думаю, проект окупится за 18-20 месяцев"

По рекомендации SAP в качестве нового генподрядчика была выбрана известная немецкая компания Novasoft (www.novasoft.de), имеющая в своем штате более 400 консультантов и внедряющая только системы SAP (треть этих консультантов специализируется в области розничной торговли). За плечами Novasoft - внедрение решений SAP в таких известных международных сетях, как Karstadt, Metro Group и Spar. В России ее заказчиками были JFC, Ultra Star и "Джи-Эм АвтоВАЗ". Почему не нашлось российского партнера, способного выполнить эту работу? Андрей Хоробрых считает, что наши консультанты пока не наработали столь широкого опыта в автоматизации крупных розничных предприятий, как их зарубежные коллеги. Судя по тому, что подрядчика "Ленте" рекомендовал российский офис SAP, там разделяют позицию ее директора по ИТ.

Но действительно ли в нашей стране нет компаний, которым по силам такие проекты? Отвечая на этот вопрос, директор SAP CIS по маркетингу Борис Вольпе заявил, что со столь категоричным утверждением он не согласился бы, поскольку большой опыт накоплен, к примеру, в IBS, да и 150 консультантов, работающих в московском офисе SAP, вполне могут справиться с такой задачей. Именно они, в частности, выполняли проект для аналогичной по формату московской сети Metro Cash& Carry. Как бы то ни было, но пример Novasoft свидетельствует еще об одной важной тенденции: интерес к российскому рынку почувствовали западные консалтинговые фирмы. О его серьезности можно судить по тому, что в ближайшее время Novasoft, уже имеющая филиалы в Великобритании, Финляндии, Швейцарии, Сингапуре, Китае, США, Испании и Чехии, открывает свое представительство в нашей стране (офис будет располагаться в Санкт-Петербурге). По словам его будущего главы Вольфгана Лемана, занимающего в настоящее время пост коммерческого директора Novasoft, к концу года в питерском офисе будет работать 15-20 опытных российских консультантов. Поиск их уже ведется.

По мнению Бориса Вольпе,

в России есть консалтинговые компании,

способные внедрять решения SAP в розничных сетях масштаба "Ленты"

Вольфган Леман:

"Открытие офиса Novasoft в Петербурге

задерживается только из-за бюрократических проволочек"

Учитывая дефицит такого рода специалистов, о котором постоянно говорят отечественные системные интеграторы, найти их будет совсем не просто. Может быть, речь идет о работниках ИТ-подразделения "Ленты" - ведь они трудились бок о бок с консультантами Novasoft и приобрели в результате бесценный опыт в области автоматизации розничной торговли. Андрей Хоробрых не исключает, что со временем его сотрудники каким-то образом будут участвовать в проектах, выполняемых Novasoft, или начнут оказывать консалтинговые услуги под собственным флагом, но пока у них достаточно задач и в "Ленте".

В настоящее время автоматизированы наиболее критичные участки: логистика, склад, финансовые подразделения. Удалось поставить под полный контроль поставки товаров: прежде поставщики нередко присылали не совсем то и не в том объеме, что предусматривалось заказом. Теперь, когда все материальные потоки увязаны с финансовыми, можно более оптимально планировать платежи. Консолидация клиентской базы по всем магазинам "Ленты" позволяет выявлять предпочтения покупателей, осуществлять дисконтные программы и реализовывать элементы CRM. Хотя в линейке продуктов SAP есть специальное CRM-решение, в "Ленте" его скорее всего использовать не будут, поскольку классический CRM построен на управлении контактами с клиентами и в данном случае многие его функции окажутся избыточными. Перспективы же адресной работы с покупателями здесь оценивают весьма высоко: об этом свидетельствует опыт ряда маркетинговых акций, ориентированных на владельцев дисконтных карт "Ленты" (сегодня их примерно 300 тыс.).

Затраты на проект составили около 2,5 млн. евро. Эти средства пошли на построение аппаратной инфраструктуры, приобретение лицензий на ПО и оплату консалтинговых услуг (автоматизация торгового зала финансировалась отдельно). В основе системы лежит единая для всех магазинов БД, функционирующая на главном сервере (IBM Regatta). Все торговые предприятия связаны с центром обработки данных по выделенным линиям связи, однако для повышения надежности и устойчивости в каждом магазине есть свой Intel-сервер, поддерживающий справочники цен, номенклатуры и дисконтных карт. Кассовые терминалы подключены к локальным серверам и поэтому сохраняют работоспособность даже в случае сбоев на линиях связи. В течение рабочего дня периодически осуществляется репликация БД.

Как рассказал Вольфган Леман, важная особенность данного проекта состоит в том, что модули системы вводятся в эксплуатацию не последовательно, а параллельно. При таком подходе существенно ускоряется внедрение, но одновременно возрастает нагрузка на консультантов и персонал. Хотя вероятность допущения ошибок и срыва сроков при этом выше, решение в целом получается более качественным: ведь промежуточному тестированию теперь подвергаются не только отдельные модули, но и механизмы их взаимодействия. По мнению г-на Хоробрых, данный проект окупится за 18-20 месяцев. Автоматизация "Ленты", однако, далеко не завершена. На следующих этапах планируется развернуть контуры управления кадрами, учета и планирования производства (в каждом магазине есть цех по разделке и приготовлению полуфабрикатов), CRM, оптимального управления торговыми площадями. Кроме того, предполагается обеспечить интеграцию с информационными системами поставщиков "Ленты".

Версия для печати