РЕЦЕНЗИИ

В марте в Москве состоялась вторая ежегодная всероссийская конференция "CIO. Госсектор 2004" (cio2004.ru/), посвященная вопросам внедрения и использования информационных технологий в работе органов исполнительной и законодательной властей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в государственных учреждениях и фондах. В материалах конференции участники получили сразу три книги, посвященные электронному правительству (ЭП): Холмс Д. eGov. Стратегии электронного бизнеса для государства. Пер. с англ. М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2004. - 350 с.

Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре "электронного правительства". М.: ИНФРА-М, 2004. - 336 с.

Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации. Под ред. В. И. Дрожжинова и Е. З. Зиндера. М.: Эко-Трендз, 2004. - 352 с.    

Надо сразу отметить, что технологии электронного правительства не сводятся только к соответствующим поддерживающим ИКТ-технологиям, но включают и политические технологии административного реформирования правительственных структур, и бизнес-технологии их деятельности. Это замечание принципиально важно, поскольку у нас в стране из-за разведения указанных технологий по разным ведомствам, которые зачастую тянут одеяло на себя, пока отсутствует единый источник политической воли внедрения ЭП, что существенно тормозит прогресс в этом деле.

Книга Дугласа Холмса, журналиста и консультанта Microsoft, носит существенно беллетристический характер и легко и просто вводит читателя в содержание понятия и преимущества электронного правительства для людей. В ней освещены современные тенденции и мировой опыт построения электронного правительства как метода осуществления перехода от индустриального общества к информационному. По мнению Холмса, концепция электронного правительства заключается в использовании современных информационных технологий для повышения эффективности работы государственных организаций и учреждений на всех уровнях - от федерального до регионального и местного. Вот что сказал по этому поводу в своем полном метафор предисловии, выдающем бывшего профессионального журналиста, переводчик книги А. В. Коротков, занимавший когда-то пост первого заместителя министра РФ по связи и информатизации: "Сам по себе компьютер не накормит голодного, а с помощью Интернета не удастся исцелить всех страждущих. Но компьютеры, соединенные в сеть, в руках современного человека начала третьего тысячелетия - мощный инструмент построения нового социально-экономического сообщества".

Александр Данилин, менеджер российского представительства Microsoft и автор второй из перечисленных выше книг, по его собственному утверждению, при ее написании преследовал определенную цель - дать квалифицированное введение в проблему архитектуры электронного правительства и стратегии информационных технологий как на федеральном (региональном) уровне, так и на уровне отдельных ведомств для тех, кто считает эту тему для себя важной и актуальной. Обзор данной проблемы сделан на основе анализа сотен многостраничных документов и источников информации. Дальнейшее погружение в проблематику для заинтересованных читателей потребует гораздо меньших усилий и будет проходить при наличии уже сформировавшихся общих представлений и ориентиров. Экономия времени и новые знания, таким образом, и являются той "добавочной стоимостью", которая содержит в себе эта книга.

Трудно спорить с утверждением, что ИТ и их применение стоят сегодня в центре общественного сознания. Представителей государственного управления или функциональных (бизнес-) руководителей волнуют такие темы, как технологии, трансформация организаций и связь между этими двумя вещами. Однако очень часто, будучи специалистами в своих предметных областях, эти люди не понимают технологий, а иногда и боятся их. Все, что они знают, это то, что технологии приводят к серьезным переменам в работе организаций и лучше им уделять должное внимание, поскольку всегда есть опасность, что "какая-нибудь новая технология подкрадется незаметно".

Организации всегда испытывали проблему синхронизации по времени и по содержанию собственной миссии и стратегических целей с развитием своей ИТ-инфраструктуры. В мире бизнеса управленцы и бизнесмены уже давно говорят и мыслят в терминах бизнес-моделей, бизнес-процессов и специфических функций бизнеса. При этом даже в крупных коммерческих структурах наберется не более шести-семи ключевых бизнес-процессов. В то же время анализ, проведенный в ряде зарубежных стран, говорит о том, что на уровне государства насчитывается 400-500 бизнес-процессов, обеспечивающих реализацию задач, которые стоят перед ним. Отсюда понятно, что специалисты в области государственного управления и руководители ИТ-служб государственных ведомств сталкиваются с задачами беспрецедентной сложности.

По своей структуре книга состоит из шести разделов.

Главы первого раздела дают определение таких понятий, как государственные услуги, функции, а также процессы и регламенты, обеспечивающие предоставление услуг и реализацию функций.

Второй раздел содержит описание основных этапов пошагового плана реализации государственных услуг и электронных регламентов, включая выработку стратегии, анализ и высокоуровневое проектирование. Здесь же представлены основные инструменты, которые могут быть использованы специалистами в области госуправления для описания государственных процессов и регламентов.

Третий раздел раскрывает концепции архитектуры электронного государства (единой федеральной архитектуры), в контексте которой должны рассматриваться все проекты в области электронного правительства, включая разработку электронных государственных услуг и административных регламентов.

Четвертый раздел посвящен архитектуре реализации государственных услуг, процессов и регламентов в контексте архитектуры электронного государства. Это высокоуровневое описание основных функциональных элементов реализации государственных услуг, сформулированное в технологически нейтральных терминах. Даются обоснование и основные принципы разработки языка описания государственных документов, услуг и процессов, базирующегося на XML.

Пятый раздел содержит принципы интеграции и объединения государственных информационных ресурсов и систем (ОГИРы) и организации межведомственного взаимодействия. Для этого используется методика проектирования сервис-ориентированной архитектуры SOA.

Шестой раздел нацелен на практические аспекты и рассказывает, как строится архитектура платформы реализации электронных государственных услуг и регламентов. Для этого используются принципы SOA и стандарты XML и Web-сервисов. Дается понятие архитектуры системы и в технологически нейтральных терминах прослеживаются этапы концептуального, логического и физического проектирования такой платформы.

Таким образом, книга дает целостный, основанный на анализе государственных функций и процессов подход к реализации ключевых элементов ЭП, новый для отечественной практики государственной информатизации.

Наконец, третья книга из нашего списка опубликована под эгидой Центра компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России (www.e-govcompetence.ru), Фонда системного проектирования, стандартизации и управления проектами ФОСТАС (www.fostas.ru) и Фонда экономических исследований "Новая экономика" (www.neweco.ru) и распространяется бесплатно (адрес для запросов - e-gov.office@amcham.ru). Ранее, в 2002-м и 2003 г., Центром были изданы две другие книги - "Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт" и "Электронное правительство. Опыт США", которые обобщали мировой и американский опыт по проблематике электронного правительства.

Новая книга содержит конкретные рекомендации по архитектуре электронного государства России и взаимосвязанных с ним электронных правительств федерального, регионального и муниципального уровней, по их созданию и сопровождению.

Система государственного и муниципального управления России характеризуется целым рядом проблем, многие из которых имеют специфический характер:

- распределенность органов власти по большой территории;

- высокая изменяемость функций различных органов власти и частое перераспределение этих функций между ними;

- относительно высокая степень дублирования функций в разных ведомствах;

- недостаточные прозрачность и контроль выполнения функций (в том числе со стороны граждан и общественных организаций);

- недостаточная ориентация деятельности госорганов на реальные потребности граждан;

- существование барьеров между ведомствами и организациями при обмене информацией, в частности при решении межведомственных задач в целом;

- высокие издержки управления;

- избыточность многих функций, осуществляемых государством.

Ряд этих проблем стал предметом проводимых реформ, однако ясно, что их полноценное решение невозможно без адекватной информатизации госорганов.

Рецензируемая книга скомпонована следующим образом.

В разделах 1-5 систематизируется и анализируется мировой опыт построения и использования архитектуры ЭП вплоть до 2003 г. включительно, в том числе в связи с реформированием (проведением реинжиниринга) государственных функций на основе информационно-коммуникационных технологий.

В разделах 6-13 даются рекомендации по основным подходам к построению архитектуры ЭП в Российской Федерации, включая предложения по адаптации передового опыта других стран в области создания и применения архитектуры электронных правительств, рекомендации по разработке новых (оригинальных) ее компонентов и по увязыванию методологии с проводимыми в России реформами.

В приложениях приводятся отдельные описания, делающие рекомендации более полными.

Планомерное применение описанной в книге методологии позволит решать в первую очередь основные проблемы: проводить реформы госуправления на современном уровне модернизации управленческих процессов, осуществлять государственные проекты в сфере ИКТ с ясно планируемыми и измеряемыми полезными эффектами, ориентировать их на главные приоритеты развития органов государственного управления. В результате предлагается основа для планирования и разработки федеральной архитектуры ЭП в России, а также архитектур ЭП регионального и местного уровней органов власти и интегрированной архитектуры ЭП всех трех уровней, т. е. электронного государства России, как было сказано выше.

Таким образом, рассмотренные выше три книги, попавшие в "один пакет" участников второй ежегодной всероссийской конференции "CIO. Госсектор 2004", объединяет только то, что они вышли в свет почти одновременно и изданы при финансовой поддержке российского представительства Microsoft (генеральным спонсором издания последней книги является российское представительство Intel). Во всем остальном это совершенно разные в методическом отношении материалы, по-разному трактующие и подающие проблематику электронного правительства, но существенно дополняющие друг друга. Порядок, в котором они перечислены в нашей рецензии, можно рекомендовать в качестве последовательности их прочтения и изучения как депутатам федерального, регионального и муниципального уровней, так и руководителям, служащим и специалистам различных органов государственной власти и местного самоуправления, осваивающим проблематику электронного правительства или уже участвующим в реализации проектов ФЦП "Электронная Россия". На сегодня это единственные источники информации об электронном правительстве на русском языке от авторов, непосредственно и повседневно занимающихся внедрением концепции и технологий в этой области.

Версия для печати