и пройдет под знаком готовых решений
C 28 сентября по 2 октября в Москве, во Всероссийском выставочном центре, в павильоне N 69 состоится юбилейная, 15-я по счету, ежегодная выставка информационных технологий SofTool’ 2004 (www.softool.ru) - главный смотр отечественных (а в последнее время и зарубежных) разработчиков ПО. Выставка организована компанией "ИТ-Экспо" (бессменный директор - Александр Романович Федоров) при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства по науке и инновациям, Российской академии наук.
На сей раз SofTool разместится на территории общей площадью 8000 кв. м, где будут представлены 270 компаний и организаций (в том числе 9 учебных заведений и 16 академических вузов) из самых разных регионов России. Наиболее крупные стенды планируют выстроить фирмы "1С", IBM, Intel, Microsoft, "Автограф", "Альт Линукс", "Галактика", "Гарант", "Парус", "Консультант Плюс", "Русская промышленная компания", Центр компьютерного обучения "Cпециалист" при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Интересно отметить, что две фирмы участвуют в выставке на протяжении всей ее истории. Это Долгопрудненский исследовательский центр (ДИЦ) и "Галактика". А новичков в этом году больше, чем когда-либо, - 61.
Формирование каталога SofTool’2004 в целом завершено. Составлен и перечень докладов приуроченной к выставке 5-й научно-практической конференции "Информационные технологии в России". В этом году она будет включать семь секций: "Технологии управления", "АСУ ТП: программное обеспечение для промышленной автоматизации", "Автоматизация проектирования и выпуска документации. Управление проектной документацией. Электронные архивы", "Информационные технологии в образовании", "Информационные технологии в медицине и фармации", "Обеспечение безопасного доступа к корпоративным ресурсам", а также "DOCFLOW Day на Softool" - "филиал" одноименного форума, вот уже 10 лет проводимого компанией ABBYY (см. PC Week/RE, N 20/2004, c. 1).
SofTool отличается завидным постоянством - древовидный рубрикатор выставки остался таким же, как в прошлом и позапрошлом годах, и содержит 15 разделов (ветвей). Практически не изменился и список подразделов. Эксперт "ИТ-экспо" Борис Сошник утверждает, что по сравнению с прошлым годом "выросли" лишь три новые "веточки" ("Управление активами предприятия", "Управление инфраструктурой предприятия" и "OLAP-технологии") в "Системах управления" и по одной (Data Mining и "Средства разработки") в разделах "Искусственный интеллект" и "Системное ПО" соответственно. Но и эти "веточки" усеяны листьями достаточно густо. Рубрикатор с перечнем фирм, cоответствующих каждому подразделу (он размещен на сайте www.softool.ru), служит огромным подспорьем для посетителей. "Побродив" по нему перед выставкой, можно сразу "вычислить" те фирмы, продукция которых представляет для вас интерес.
Директор выставки Елена Соловей сообщила, что средняя площадь стендов немного увеличилась, но разброс этих площадей, как и прежде, достаточно высок: от 2 до 200 кв. м. Это свидетельство демократичности SofTool’а: на нем есть место как для небольших фирм-разработчиков, так и для матерых игроков ИТ-рынка. Ни для кого не секрет, что многим известным российским фирмам путевку в жизнь дал именно SofTool. И кто знает, может, среди нынешних клиентов "ИТ-экспо" таятся будущие, пока еще мало кому известные ИТ-звезды. Во всяком случае основная цель выставки осталась прежней: выявление оригинальных и перспективных программных продуктов и содействие их продвижению на рынок.
Елена Соловей:
"На SofTool’е есть место всем"
Так, в этом году здесь впервые будет действовать консалтинговый центр (примерно на шесть "посадочных" мест), в котором любого посетителя смогут проконсультировать по вопросам внедрения ERP-систем, САПР и АСУ ТП. Предполагается, что работать в этом центре будут не только представители фирм-экспонентов, но и независимые консультанты.
Новинкой SofTool’a будет стенд "Музей вычислительной техники", организуемый при поддержке Политехнического музея и виртуального компьютерного музея Э. Пройдакова (www.computer-museum.ru).
Пытаясь узнать, в чем кроется секрет успеха SofTool’а, мы обратились к ряду ветеранов SofTool’ского движения.
С годами возрастают как потребительская, так и корпоративная составляющие SofTool’а
Вот что сказал об отличительных особенностях SofTool’а генеральный директор головного офиса ABBYY (ЗАО "АБИ Софтвер Хаус", www.abbyy.com) Сергей Андреев.
Сергей Андреев
Во-первых, SofTool, по сравнению с другими проводимыми в нашей стране ИТ-выставками, четко сфокусирован и его концепция понятна и предсказуема. Одна из ее составляющих - предоставление небольших стендов начинающим и не очень богатым фирмам. А они всегда притягивают к себе определенный контингент посетителей. Комтек же, напротив, никогда "мелочью" особо не занимался и был устроен как шоу для дилетантов, а не профессиональная выставка. Главная цель его организаторов обычно состояла в том, чтобы привлечь крупные фирмы, которые в состоянии оплатить огромные стенды...
Во-вторых, SofTool хорош тем, что рассчитан на более грамотных посетителей, будь то корпоративные клиенты или покупатели, присматривающие софт или хард для личного пользования. Заметьте, ИТ-выставки, стремившиеся привлечь как можно больше посетителей и под напором бренд-менеджеров крупных фирм сделавшие слишком большой акцент на организации на своих стендах шумных и красочных шоу, в конечном итоге потерпели крах. Не только у нас, но и за рубежом. Взять, тот же Comdex - нынешней осенью в Лас-Вегасе он уже не состоится, а вот значительно более серьезный и отлично структурированный CeBIT неизменно собирает заинтересованную аудиторию.
Любая выставка - инструмент брендинга. Но это не единственный инструмент. Есть еще реклама в СМИ, на придорожных стендах, растяжках и т. д. Так вот, 15 лет назад реклама в журналах и газетах была относительно недорогой: наша, тогда еще не очень крупная, компания с легкостью давала ее на первых полосах таких многотиражных изданий, как "Известия" и "Аргументы и факты". Затем стоимость рекламы стала резко увеличиваться (с 1990 до 1996 гг. в некоторых центральных деловых изданиях она выросла почти на порядок!). Цены же на выставочные площади так сильно не менялись. Поэтому внимание производителей к выставкам, как эффективному инструменту брендинга, возросло.
Кроме того, любая выставка рассматривается производителем и как способ получения прямой обратной связи от конечных пользователей, а в силу высокой профессиональности аудитории Sof-Tool это весьма подходящее место для объявления новых продуктов.
SofTool подобен тщательно возделываемому саду
А вот мнение о выставке директора фирмы "1С" (www.1c.ru) Бориса Нуралиева.
Борис Нуралиев
Успех SofTool’а кроется в том, что его организаторы подходили к своей выставке, как к саду, который, чтобы он давал прекрасные плоды, необходимо по заранее продуманному плану возделывать в течение многих лет. Мы ценим вдумчивый подход организаторов к каждому экспоненту, их бережное отношение к небольшим отечественным фирмам, какой и мы были в свое время. В результате выставка обрела свою неповторимую атмосферу - рабочую и в то же время дружелюбную.
Сегодня у каждой уважающей себя компании есть сайт с подробным описанием направлений деятельности и предлагаемых товаров и услуг. Но "живая" выставка дает людям возможность почувствовать атмосферу, царящую как в той или иной отдельно взятой компании, так и в ИТ-индустрии в целом. Когда появилось кино, а затем и телевидение, плохие театры оказались не нужны, а хорошие стали еще более востребованы. Когда возник и повсеместно распространился Интернет, он заменил плохо продуманные выставки и подчеркнул важность хорошо организованных.
На SofTool’е мы неоднократно представляли свои самые передовые разработки, еще не поступившие в широкую продажу, и это позволяло нам заранее почувствовать реакцию специалистов, пришедших на выставку. А посетители могли заранее увидеть вектор развития наших продуктов. Взаимопонимание же в нашем деле - вещь исключительно важная, хотя и не поддающаяся количественной оценке.
Организаторы SofTool’а постоянно отслеживают состояние ИТ-рынка
Высоко оценивает SofTool и генеральный директор ДИЦ (www.dic.ru), он же - директор "ТБ.Софт" Борис Бабань.
Борис Бабань
На мой взгляд, это лучшая софтверная выставка, как по организации, так и по составу участников и посетителей. Возможно, одна из причин ее успеха кроется в том, что она очень вовремя возникла - выставка появилась вместе с отраслью и рыночной экономикой. На ранние SofTool’ы многие посетители приходили как в магазин. Они просто не знали, где купить, например, бухгалтерские программы. Теперь же на выставку идут не за готовыми пакетами, а за информацией о новых продуктах и тенденциях, о состоянии технологий и т. д.
Правильное позиционирование выставки - великое дело. Вот, например, на Комтеке cофт всегда занимал второстепенное положение (разработчиков ПО там просто не было видно), а "железо" подавляло. Когда же интерес к железу пропал, поскольку сети специализированных магазинов стали той же самой выставочной площадкой, пропала и выставка.
Секрет любого успеха всегда прост - вовремя появиться, поднять планку и удержать ее. Устроители SoftTool’а держат руку на пульсе, вовремя реагируют на все изменения, своевременно меняют форматы и акценты.
Я бы пожелал организаторам сохранить репутацию SofTool’а как крупнейшей отечественной выставки. Ведь изначально SofTool на 95% состоял из российских экспонентов. Сейчас все заметнее становится присутствие западного ПО. Но мне кажется, SofTool должен и впредь помогать в первую очередь нашим производителям.
SofTool грамотно спозиционирован и потому эффективен
Также предлагаем вашему вниманию мнение председателя совета директоров "АйТи" (www.it.ru) Тагира Яппарова.
Тагир Яппаров
Нынешний SofTool для нас уже двенадцатый. Причин такого постоянства нашей компании несколько. Во-первых, на мой взгляд, SofTool сегодня - единственная ИТ-выставка общенационального масштаба, грамотно спозиционированная с точки зрения маркетинга и изначально посвященная одному сегменту ИТ-рынка - бизнес-приложениям и услугам по их внедрению. Организаторам выставки удалось избежать размывания экспозиции, сохранить основную аудиторию посетителей, что, безусловно, ценится компаниями-экспонентами.
Во-вторых, мы придерживаемся достаточно прагматичной позиции и участвуем только в тех мероприятиях, которые доказали свою эффективность. Собственно говоря, ключевым критерием успешности/неуспешности участия в выставке является наличие обратной связи, выраженное в конкретных обращениях, переговорах о новых проектах, сделках. SofTool с этой точки зрения весьма эффективен. Все это выгодно отличает эту выставкуу от множества других ИТ-экспозиций.
Для нас ключевая задача участия в SofToоl’е остается неизменной - познакомить заказчиков с нашими решениями, продуктами и услугами. Что касается изменения аудитории, то посетителя первых выставок я бы назвал скорее "интересующимся энтузиастом". Для тех лет был характерен широкий, неосознанный, зачастую неплатежеспособный интерес ко всему новому. Сегодня же посетитель знает, зачем приходит на выставку, перед ним стоят конкретные задачи. Он хочет не только увидеть что-то новое, но и пообщаться с опытными консультантами, "пощупать" интересующие его продукты и решения.
Организаторам выставки хочется пожелать сохранять выбранную стратегию развития и не останавливаться на достигнутом.
SofTool не только отражает рынок ПО, но и в значительной степени формирует его
Мнение президента корпорации "Галактика" (www.galaktika.ru) Николая Красилова.
Николай Красилов
Мы участвовали во всех SofTool’ах и с полным основанием можем говорить, что с каждым годом выставка все больше набирает обороты. В прошлом году интерес посетителей был настолько велик, что порой нашим специалистам на стенде приходилось в буквальном смысле разрываться между ними.
SofTool - пожалуй, самый крупный и представительный форум в России и СНГ, на котором присутствуют ведущие производители ПО. А главное - организаторы форума сохраняют "софтверность" выставки, что делает ее направленной на профессионалов. SofTool не только отражает состояние российского рынка ИТ - под влиянием выставки в значительной степени происходит формирование и развитие этого рынка в стране.
Кстати, по тому, как меняется аудитория выставки и ее предпочтения, мы видим, как меняется экономическая ситуация в стране в целом. Например, если раньше посетителей выставки больше интересовала автоматизация бухгалтерского учета и логистики, то сегодня на пике популярности "Управление производством", "Управление финансами" и т. д. Все потому, что, с одной стороны, российская промышленность развивается, а с другой - появляются западные компании, которые налаживают производство в России. И те, и другие стремятся максимально эффективно использовать свои ресурсы, что без АСУ уже невозможно.
SofTool - отличная площадка для представления фирмы потенциальному клиенту. По результатам анкетирования, около 30% посетителей нашего стенда становятся впоследствии нашими заказчиками. Поэтому я желаю выставке дальнейших успехов и процветания!