ЭПИЦЕНТРЫ

Питер Коффи    

Питер Коффи

Плохо, если теоретически безупречные ИТ-идеи расшибаются о повседневные реалии несовершенства оборудования. Сейчас я говорю о потенциальном крушении тяжеловесного поезда BPL (широкополосная передача сигналов по линиям электропередачи) - нехорошего и опасного проекта, недавно включенного IEEE в свою текущую работу по стандартизации.

Сегодня массы людей жаждут воспользоваться выгодами BPL и лишь немногие понимают изъяны идеи: похоже, этот поезд набрал слишком большую скорость, чтобы его можно было остановить. Победа BPL может обернуться потерей ряда ценных приложений радиосвязи, однако оптимистический документ IEEE P1675 от 20 июля - "Стандарт широкополосной передачи с помощью оборудования линий электроснабжения" - не упоминает ни единым словом эту серьезную опасность.

В своем официальном заявлении IEEE не видит особых препятствий для реализации BPL. Предполагается, что "...комбинация компьютера, маршрутизатора и блока сопряжения снимет сигнал с подведенного к подстанции оптоволоконного кабеля и наложит его на электрический ток. Сигнал будет распространяться по распределительным высоковольтным линиям и поддерживаться повторителями, расположенными через каждые 0,8-1,6 км. Повторитель и маршрутизатор, расположенные поблизости жилого дома или офиса, извлекут сигнал из распределительных линий непосредственно перед трансформатором, а затем введут его в низковольтную проводку по другую сторону трансформатора. В итоге сигнал окажется во внутренней проводке здания и при наличии модема будет доступен из любой розетки".

Извините за докучливость, но напрашивается встречный вопрос: "А где еще будет доступен тот же сигнал - где он нужен или же наоборот?". Невероятно, но факт: в заявлении IEEE даже не встречаются слова "радиосвязь" и "интерференция", хотя риск интерференции радиоволн от функционирования BPL очевиден и это очень серьезная вещь.

BPL предполагает наложение сигналов данных на каналы несущих частот, охватывающих весьма широкий волновой диапазон. Эти несущие частоты перекрываются со множеством других радиосигналов - с сигналами международного коротковолнового радиовещания и стандартного времени, со служебной радиосвязью (о ней тоже надо вспомнить), с сигналами устройств слежения за детьми и, наконец, с нижними частотами ТВ-диапазона. Хотя BPL-сигналы не предназначены для излучения, их будут транспортировать провода, которые, хотите вы того или нет, в определенной мере ведут себя как антенны.

На малых размерах мы стараемся удерживать сигналы в ограниченном пространстве точным проектированием их трактов в чипах и печатных платах. На более крупном масштабе мы их снимаем, используя экранируемые проводники или витые пары, подавляющие паразитное излучение сложением компонентов противоположного знака. А когда нам надо передать сложный сигнал при высоком уровне мощности - например, при подводе к антенной решетке для осуществления связи с отражением от Луны, - мы не пользуемся обычным проводом. Мы применяем фидерную линию, т. е. тщательно спроектированный компонент, имеющий нужные коэффициенты передачи по току и напряжению и минимизирующий паразитные излучения сигналов.

Линии электропередачи призваны переносить электроэнергию и оптимизированы по КПД и безопасности, но не в плане минимального излучения энергии широкополосного сигнала.

Сообщение IEEE P1675 говорит о традиционных приоритетах энергосистем и цитирует слова Терренса Бернса, председателя IEEE BPL Standards Working Group: "Энергетические компании сталкиваются с рядом проблем, например с вопросом предварительной оценки эксплуатационных качеств и безопасности закупаемых повторителей и маршрутизаторов, высоковольтных и низковольтных стыковочных средств и другого оборудования. Далее встают вопросы о наилучшем размещении этого оборудования, о поддержании надежной работы всей системы и о предотвращении интерференции с энергоснабжением. Новый стандарт поможет этим компаниям справиться со сложностями".

Ну а кто обязан подумать о проблеме интерференции радиоволн?

Справедливости ради отметим, что некоторые BPL-предложения все же включают активные меры по выявлению и предотвращению коммуникационной интерференции. Я не хотел бы бросать тень на репутацию авторов разнообразных проектов, но коротковолновая связь - та вещь, к которой мы обращаемся, когда не срабатывает все остальное, и я не желаю, чтобы недоработки новой и сложной технологии угрожали работоспособности важных резервных систем.

По словам Бернса, "почти все энергетические службы ведут эксперименты с BPL ввиду огромных потенциальных выгод этой технологии". Конечно, было бы "потенциально выгодно", чтобы не работал второй закон термодинамики, но вряд ли кто-то рассчитывает, что такие предложения будут приняты всерьез. И поборники BPL должны воздать должное уважение реалиям радиосвязи.

С редактором по технологиям Питером Коффи можно связаться по адресу: peter_ coffee@ziffdavis.com.

Версия для печати