Если рьяные поборники охраны частных тайн добьются своего, RFID-теги будут запрещены к употреблению, как мясо бешеных коров. По мнению этой стороны, внедрение RFID пойдет по наихудшему из сценариев - полной утраты защищенности личной информации потребителей.

Однако она не замечает того, что большинство людей не заботит эта защищенность. Средний потребитель безразличен к секретности персональных данных и готов ими поделиться, бесплатно или за дешевый презент. Покупательская информация, несерьезно оцениваемая своим владельцем, на самом деле - ценный товар, и розничные коммерсанты нередко за нее платят немалые деньги. Скажем, компания, продающая высококачественные воланы для бадминтона, вознаградит того, кто предоставит ей список горячих любителей игры с такими воланами.

Розничные торговцы добывают эту информацию у банков и других организаций, сообщающих о покупках частных лиц. Кто заинтересован в конфиденциальности, имеет возможность сделать свои покупательские данные менее доступными. Проще всего расплачиваться наличными.

Критикам также не мешало бы вспомнить, что отрицательные моменты есть у любой технологии. Общество мирится, что в автомобильных авариях ежегодно гибнут десятки тысяч людей и примерно столько же заболевает и умирает от вредных последствий применения лекарств.

Покупательская информация часто недооценивается самим покупателем.

Основную массу электронной почты составляет спам, но ведь никто не предлагает наложить запрет на SMTP.

Такая терпимость связана с пониманием, что риск имеется во всем и это неотъемлемая сторона жизни. В RFID-тегах действительно есть риски для неприкосновенности личных данных. Но эти риски надо сопоставить с выгодами новой технологии, которых у нее немало.

Подумаем о перспективах: мы легко сможем находить потерявшихся детей, похищенные товары и т.п. Немало средств вкладывает в RFIDсектор торговли, рассчитывая на крупную экономию в учете товаров и затратах труда.

В отчете консалтинговой компании A.T. Kearney говорится, что розничная торговля получит от RFID три основных выигрыша: единовременную экономию на учете товаров в объеме 5%, снижение годовых затрат на оплату труда торгового и складского персонала в объеме 7,5% и уменьшение вероятности истощения товарного запаса, которое сможет принести ежегодную прибыль в $700 000 на 1 млрд. долл. годовых продаж.

В 2004 г. мотивами внедрения RFID являются логистика и максимальное повышение рентабельности. В будущем могут возникнуть и проблемы вторжения в частную жизнь, однако они решаемы. Так, RSA Security и другие производители разрабатывают технологии блокировки, которые защитят покупателей от потенциального слежения после покупки продуктов с RFID-тегами.

Но даже асы науки безопасности из RSA не смогут решить главную проблему защищенности частной жизни, которая заключается в апатии покупателей. Чтобы реально ее решить, за нее должно серьезно взяться само население. А до того потребители будут рады обменять свои секреты на бесплатную конфетку, и значит, страхи об опасности RFID будут неуместны.

Бен Ротке, сертифицированный специалист по безопасности информационных систем, работает в Нью-Йорке консультантом фирмы ThruPoint. Недавно издательство McGraw-Hill опубликовало его книгу "Компьютерная безопасность: 20 вещей, которые следует знать каждому работнику". Связаться с Ротке можно по адресу: brothke@thrupoint.net.

Версия для печати