ПРОИЗВОДСТВО

По законам статистики, явления с выходом параметров за пределы 3s (s - среднее квадратичное отклонение от номинальной величины) считаются практически невероятными, а потому контроль каждого показателя в диапазоне 6s обеспечивает непревзойденную надежность. Недаром надпись "6s" сияет на стенах лабораторий завода Samsung Electronics Suzhou Computer (SESC) по выпуску ноутбуков, расположенного в китайском городе Сучжоу. Среди 27 производственных предприятий корейского гиганта, разбросанных по всему миру, SESC по качеству продукции занимает второе место.

Капиталовложения в высокие технологии в Сучжоу (этот древний город основан в V веке до н. э.) только за последний год составили 20 млрд. долл. Территория крупнейшего в Китае сучжоуского технопарка пестрит картинами промышленного строительства. Компании получают здесь недорогую и трудолюбивую рабочую силу, а также отличный пакет льгот специальной экономической зоны. Так, фирма полностью освобождается от налога на производственные предприятия на пять лет с момента достижения нулевого баланса. В следующие пять лет этот налог выплачивается лишь наполовину. Предусмотрены низкие ставки на аренду земли и зданий, возврат восьмой части реально уплаченных налогов и исключение налога на прибыль, если она реинвестируется здесь же.

Компания Samsung Electronics начала строительство завода SESC ровно два года назад, в октябре 2002-го, уже через пять месяцев оно было закончено, а в апреле 2003-го предприятие приступило к серийному производству. Точка нулевого баланса была пройдена в сентябре 2003 г., а в ноябре завод получил сертификат ISO9000:2001.

Земля вокруг завода взята в аренду с большим запасом: из 534 000 м2 производственными зданиями занято пока не более 80 тыс. Число сотрудников сегодня - 750 человек. Согласно плану, в нынешнем году здесь будет изготовлено 990 тыс. ноутбуков, в следующем - 1452 тыс., а в 2006-м - 2904 тыс. Именно в Сучжоу делаются все поставляемые в Россию ноутбуки Samsung. Более половины продукции сегодня делается по OEM-заказам для крупных американских компьютерных компаний. Окончательная сборка и конфигурирование ноутбуков, направляемых в Северную Америку, проводятся в столице Мексики.

Снижая затраты, Samsung Electronics постепенно переводит в Китай производство из Сувона (промышленная зона под Сеулом; см. PC Week/RE, N 29/2003, с. 26), где остаются лишь научные и инженерные подразделения, занятые исследованиями и разработками, а также службы маркетинга.

Выпускать технику в Китае не только выгодно, но и удобно. Промышленная инфраструктура в технопарке Сучжоу вполне сложилась: неподалеку располагаются предприятия по выпуску почти всех необходимых комплектующих. Так, ЖК-панели поставляет соседний завод Samsung, литье пластмассовых деталей делается неподалеку на фирме Nypro, клавиатуры собирают компании JMI и OKI, батареи поставляет Sanyo. Восемь смежников расположены здесь же, в Сучжоу, шесть в Кусане (сорок минут езды) и четыре в Шанхае (полтора часа). По данным Samsung, более половины мирового производства ноутбуков приходится на сучжоуский технопарк и близлежащие промышленные зоны Китая. Так, все четыре перечисленных ниже крупнейших тайваньских OEM-производителя ноутбуков имеют здесь заводы. В 2003 г. компания Quanta изготовила в Китае 60% своей продукции, Compal - 75%, а Wistron и ASUSTeK - по 50%.

После "набивки" печатные платы поступают на установку для пайки волной

Пройдя предварительную инспекцию, компоненты и детали от поставщиков поступают на склад SESC. На первом этапе задействованы линии поверхностного монтажа комплектующих на печатные платы. На трех конвейерах одновременно идет набивка плат, пайка волной и контроль работоспособности. Далее готовые платы попадают на пять сборочных линий, где вместе с другими готовыми узлами (ЖК-матрицы, жесткие диски, динамики, клавиатуры и пр.) монтируются в корпуса. Затем ноутбуки поступают на тестовый участок, где подвергаются проверке на специальных программах - сначала в условиях обычного помещения, затем в термокамере. Готовые изделия поставляются в восемь стран Европы, а также в Китай, Гонконг, Индию и Мексику (откуда они идут в США). Разработка и вывод на конвейер новой модели занимает 8-10 месяцев (в случае OEM-изделий - год).

Компания Samsung Electronics наметила в 2007 г. войти в пятерку крупнейших мировых производителей ноутбуков. Для этой цели потребуется масса планомерных усилий. Во-первых, будет проводиться тонкая дифференциация моделей с их подстройкой под требования каждого рынка. Здесь ключевую роль должны сыграть исследовательские и разработческие подразделения Samsung. Во-вторых, много средств и таланта будет положено на укрепление и продвижение собственной торговой марки. В-третьих, продолжится совершенствование системы управления поставками и, наконец, будут исследоваться новые варианты развития и направления ноутбучного бизнеса, которые необходимы истинному лидеру. В настоящее время объемы продаж ноутбуков Samsung по всему миру растут примерно на 27% в год.

Готовые ноутбуки проверяются на тестовых программах

Моделей низшего ценового сегмента в ассортименте Samsung нет, главный акцент компания делает на престижных ноутбуках класса "тонкий и легкий", требующих наибольших затрат на проектирование и изготовление, но зато и приносящих значительную прибыль (основные конкуренты в этом сегменте - Toshiba и ASUSTeK). Имеются также модели в бизнес- и "тяжелом" классах.

Как рассказала Мария Гришко, менеджер по маркетингу отдела информационных систем московского представительства Samsung Electronics, общая политика компании заключается в постепенном переходе из сферы массового спроса в сегмент Premium, т.е. на рынок престижной дорогой техники. Ноутбуки на российский рынок сразу выводились в этом сегменте (весной 2003 г.), и поэтому они оказались дороже многих конкурирующих моделей. Однако среди наших соотечественников немало состоятельных людей, готовых платить деньги за хорошее качество.

Версия для печати