БИЗНЕС

Турбины надсадно взревели и понесли мощный "Боинг-767" из Москвы в далекие североамериканские Соединенные Штаты. Цель моего путешествия - не слишком большой город Лексингтон в штате Кентукки. Надо сказать, ничем себе не примечательное место, практически американская провинция, однако имя этого тихого городка носит одна из нью-йоркских авеню. И неспроста: в 1775-1783 гг. именно тут, в Кентукки, разворачивалась гражданская война между Севером и Югом под предводительством Авраама Линкольна и Джефферсона Дэвиса, принесшая независимость ныне "самой свободной" в мире стране. По стечению обстоятельств спустя более двух веков Лексингтон вновь стал родиной независимости, хотя и не в государственном масштабе. К счастью, на сей раз обошлось без кровопролития: в 1991 г. отделение корпорации IBM, занимавшееся средствами отображения информации, было преобразовано в самостоятельную компанию, получившую название Lexmark International, головное предприятие которой и разместилось в этом городе. Интересно отметить, что в отличие от многих других крупных компаний Lexmark практически не разменивается по мелочам, все свои научно-производственные ресурсы направляя на создание продуктов и технологий, связанных исключительно с печатью документов. Кстати, ресурсы у фирмы немалые: она располагает филиалами более чем в 150 странах мира с общим количеством персонала около 12 тыс. человек (четверть из них трудятся в Лексингтоне), а ее доход за 2003 г. составил 4,8 млрд. долл.

"Понаблюдай за привычками человека и сделай так, как ему удобно"

- примерно этими словами можно охарактеризовать работу лаборатории Usability

Но закончим исторический экскурс и вернемся в день сегодняшний. Весьма долгий путь (занявший в общей сложности более 18 часов) я проделал, чтобы посетить небезынтересное мероприятие - Lexmark Technical Press Event 2004. Фирма созвала журналистов из самых разных уголков света, чтобы поделиться с ними взглядами на нынешнее состояние рынка и технологий печати, продемонстрировать новинки, а также (впервые в собственной истории!) познакомить представителей масс-медиа со своей "кухней" - лабораториями и производственными линиями. Надо заметить, что гостеприимство и внимательность Lexmark к своим клиентам я почувствовал сразу же по прибытии в "штат голубой травы" (так в Америке именуют Кентукки за бескрайние долины, поросшие пыреем, бутоны которого по весне имеют голубой оттенок). Несмотря на то что самолет прибыл уже заполночь, опоздав на три с лишним часа, в аэропорту Blue Grass меня терпеливо дожидался сотрудник Lexmark! Что примечательно, подобная забота о человеке чувствовалась на протяжении всех трех дней Technical Press Event, косвенно подтверждая главный девиз конференции: Customer-Driven Innovation (в вольном переводе - "нововведения, обусловленные потребностями клиентов").

Лексингтон - родина независимости США и Lexmark

По мнению Lexmark, корпоративная печать претерпевает сегодня значительные изменения. Раньше устройство вывода служило лишь для простой распечатки документов с ПК, т.е. представляло собой связующее звено от "цифры" к бумаге. Сегодня роль периферийного устройства приобретает иной характер. В идеале оно должно обладать функциями высокопроизводительного цветного принтера, сканера, факса и копира с возможностью работы в сети. Иными словами, служить мостиком между бумажным и цифровым мирами, причем мостиком с "двусторонним движением". Построение такого мостика и является для Lexmark первоочередной задачей, поскольку подобные решения уменьшают затраты на печать и развивают инфраструктуру электронного бизнеса.

Что касается рынка малого и среднего бизнеса, объем которого, по данным IDC, оценивается примерно в 30 млрд. долл. (из них 14,5 млрд. тратится на аппаратуру, а 15,5 млрд. - на расходные материалы и обслуживание), то Lexmark ставит своей целью перенести в этот сегмент свои наработки, сделанные для крупных и "домашних" предприятий (SoHo). В частности, малому бизнесу становится доступна высококачественная печать при низких начальных расходах, а среднему - возможности, ранее имевшиеся только в устройствах "корпоративного" уровня (скажем, автономная печать этикеток и форм со штрих кодом, оцифровка бумажных документов в формат PDF и др.).

Lexmark P65250: фотопринтер, сканер и копир для дома

Особое внимание на конференции уделялось продуктам для дома. Стремительное развитие технологий приводит к снижению цен, изделия привлекают внимание все более широкого круга потребителей. В современных семьях принтерами пользуются не только юные дарования и их отцы, но, что более примечательно, и простые домохозяйки. Проникновение в повседневную жизнь Интернета и распространение цифровой фотографии еще больше подстегнуло интерес домашних пользователей к сканерам и принтерам, обладающим возможностями фотопечати и считывания данных с карт памяти и цифровых фотокамер. Нынче на Западе очень популярны так называемые фотокиоски, появляются они и в России. Секрет их успеха - в простоте эксплуатации (по сравнению с домашними "фотолабораториями" на основе ПК). Согласно данным PMA, InfoTrends и Lexmark Ethnographic Research, 74% клиентов фотокиосков в США изготавливают копии своих ранее распечатанных где-то фотографий. Около трети хотят увеличить снимки, но тут фотокиоски помочь не могут. В этих обстоятельствах вполне естественным представляется желание производителя предложить потребителям персональные устройства, способные удовлетворить указанные потребности. Именно такой путь и выбрала Lexmark, выпустив струйные фотопринтер P915 и фотоцентр типа "все в одном" P6250. Согласно сведениям компании, эти устройства обеспечивают вдвое более дешевую печать, чем фотокиоски (в США), совсем не требуя ПК. Таким образом достигается сразу несколько целей: экономятся средства и время, а над пользователем не висит угроза общения со все еще пугающим многих компьютером. Любопытно заметить, что первые аппараты, называемые фотопринтерами, Lexmark начала выпускать еще в 1998 г. и вот сейчас вновь сосредоточила на них свое внимание.

Лабораторная работа

Несколько часов каждого из трех дней конференции были посвящены посещению исследовательских лабораторий и производственных центров Lexmark. Разумеется, обойти за это время их все было просто нереально, да, наверное, и не нужно, однако около дюжины лабораторий распахнули свои двери перед журналистами. Пожалуй, наиболее соответствовала духу конференции Usability Engineering Lab (исследование удобства и простоты пользования). Здесь тестируются прототипы продуктов в обстановке, максимально напоминающей офис или квартиру. Тестеру дается задание, связанное с покупкой, установкой или использованием техники Lexmark, а исследователи наблюдают за его действиями через полупрозрачное зеркало, после чего вносят необходимые коррективы в продукты в соответствии с поведением тестеров.

Русские, японцы, американцы

видят мир по-разному, и эти различия

изучает лаборатория Color Science

Лаборатория Inkjet Color Science занимается разработкой алгоритмов вывода изображения и таблицами воспроизведения цвета. Цветовые таблицы отвечают за то, как драйвер будет транслировать документы в наборы точек, выводимых принтером. Любопытная справка: если драйвер принтера Lexmark Jetprinter, выпущенного в 1997 г., содержал шесть цветовых таблиц, то у новых струйных аппаратов их уже почти семьсот. Для достижения оптимальных результатов проводятся психофизические эксперименты, призванные выяснить пристрастия пользователей. Тестовые отпечатки исследуются при различном освещении (на оборудовании фирмы GretagMacbeth имитируется дневной свет, лампы накаливания, люминесцентные и др.). Кстати, последние исследования показали, что сейчас в мире идет "конвергенция" вкусов. Так, если еще недавно Северная Америка предпочитала мягкие, пастельные тона, то сегодня она приближается к Европе, где любят яркие, насыщенные краски. Кроме того, данная лаборатория занимается оценкой характеристик качества печати, включая зернистость и "полосатость".

Центр дизайна: здесь фантазии художников становятся явью

Посещение дизайнерского центра Lexmark вызывало ностальгические мысли о наших опытных заводах советских времен: станки с ЧПУ, макеты корпусов, фрезеруемые из напоминающего пенопласт материала, даже верстаки - и те похожи. Но есть и серьезное различие - более высокий технический уровень и культура производства. Журналистам продемонстрировали плоды творчества дизайнеров, из которых можно было заключить, что следующие несколько лет изделия Lexmark будут иметь скругленные, обтекаемые формы и ассоциироваться с чем-то космическим.

Сотрудники лаборатории аналитической химии занимаются вопросами чистоты чернил, и это особенно важно, если учесть, что диаметр современных сопел составляет всего 12 мкм. С помощью плазменного спектрометра производятся точные измерения характеристик чернил и тонера, гарантирующие отсутствие загрязнений. Цель работы лаборатории - постоянное совершенствование состава красителей и уменьшение концентрации примесей, засоряющих сопла и снижающих качество печати.

Чтобы достичь действительно высокого качества, необходимо очень точно управлять размером, формой, скоростью и траекторией полета каждой капли. Исследования этих характеристик ведутся в лаборатории физики печати и направлены на оптимизацию формы и свойств эжекторов печатающей головки.

Лаборатория стойкости изображений встретила нас рядами ламп и строем газовых баллонов. Здесь контрольные отпечатки проходят через самые жестокие "пытки": облучают их ярким светом, создают климат пустыни Сахары и лесов Амазонки, подвергают воздействию озона и других газов. В условиях ускоренных испытаний неделя выдержки отпечатка под особыми люминесцентными светильниками эквивалентна трем годам его присутствия в обычном офисе. Все это делается затем, чтобы достичь максимально высокой стойкости красителей и бумаги к природным воздействиям на протяжении длительного времени. Кстати, приглашенный с докладом на конференцию Генри Вильгельм, президент и один из основателей известной компании Wilhelm Imaging Research, подтвердил высокое качество красителей Lexmark: по ряду характеристик они превосходят продукцию большинства других фирм. Поскольку компания Wilhelm Imaging Research, когда речь заходит об исследованиях устойчивости и сохранности цветных аналоговых и цифровых фото- и киноматериалов, вряд ли нуждается в особом представлении, слова ее президента дорогого стоят.

Особое внимание Lexmark уделяет электромагнитной совместимости своих изделий. В специально отведенной для измерений десятиметровой комнате проверяется, соответствуют ли принтеры нормам электромагнитного излучения.

В лаборатории стойкости изображений делают все,

 чтобы испортить отпечатки, - но лишь с целью

 избавить от этого документы пользователей

Лаборатория внедрения новых продуктов, посещение которой состоялось в последний, третий день мероприятия, на самом деле оказалась целым опытным заводом по изготовлению прототипов картриджей. Прежде чем запускать новые модели картриджей в широкое производство, здесь проходит "обкатка" всего процесса и тестирование опытных образцов.

Конечно, журналистов не посвящали во все тонкости производственных процессов и не раскрывали секретные ноу-хау, тем не менее тур по некоторым лабораториям и исследовательским центрам наглядно продемонстрировал всю сложность технологии выпуска современных принтеров.

Завершилась конференция выступлением президента Lexmark Пола Керлэндера. В своей речи он еще раз подчеркнул, что компания не ставит перед собой цели во что бы то ни стало опережать конкурентов, просто предлагая все более сложные технические решения. Главный ее ориентир - интересы потребителей и их реальные, а не выдуманные кем-то нужды. Кроме того, вновь прозвучали слова о том, что Lexmark сохраняет приверженность вертикальной интеграции, т.е. все - от технологий до конечных продуктов - разрабатывается внутри самой компании. Это повышает ее ответственность за свои изделия. В современном мире глобализации и интеграции подобный подход не может не удивлять. Видимо, Лексингтон вовсе не случайно называют родиной независимости.

Новинки Lexmark

Во время проведения Lexmark Technical Press Event 2004 компания представила ряд своих новых продуктов. В классе струйных аппаратов для домашней фотопечати были продемонстрированы устройства серии P. Для Lexmark это новый шаг в данной области, поскольку в моделях P915 и P6250 впервые в истории фирмы появились средства, позволяющие вести печать автономно, без помощи компьютера. Обе модели имеют считыватели карт флэш-памяти и совместимы со стандартом PictBridge, а наличие цветных дисплеев, средств кадрирования и улучшения снимков позволяет устроить "фотолабораторию на дому". Оба аппарата обеспечивают шестикрасочную печать без полей с разрешением до 4800x1200 dpi, весьма удобна функция оценки времени, оставшегося до окончания выполнения заданий. Специально для серии P были разработаны новые чернила EverColor, сохраняющие свои цвета на отпечатках не менее 70 лет (хотя официальной гарантии "долгожительства" фирма, к сожалению, не дает). Модель P6250 отличается от P915 наличием встроенного планшетного сканера, что помимо прочего добавляет ей функции копира (с возможностью масштабирования от 25 до 400%) и аппарата для размножения фотографий. Сканирующий CIS-модуль имеет оптическое разрешение 1200x2400 dpi и позволяет производить оцифровку с 48-разрядным представлением цвета (внутренним). Отрадно заметить, что Lexmark с вниманием относится к российскому рынку: в экранном меню среди доступных языков присутствует и русский. Ориентировочная цена Р915 и Р6250 - 150 и 250 долл. соответственно.

Точная цветопередача и высокая скорость: лазерный принтер C760

Корпоративные заказчики, нуждающиеся в быстрой цветной печати, наверняка заинтересуются новинками Lexmark в сегменте цветных лазерных принтеров. На конференции демонстрировались модели C760 и C762, представляющие собой однопроходные аппараты со скоростью вывода 23 стр./мин (A4) в цветном и черно-белом режимах при разрешении 1200x1200 dpi (при использовании фирменной технологии CQ, автоматически изменяющей размер и форму точек, оно возрастает до 4800 dpi). Максимальная нагрузка принтеров - 100 тыс. страниц в месяц, а ресурса картриджей повышенной емкости хватает на 15 тыс. страниц (при 5%-ном заполнении). Согласно данным Lexmark, среди цветных лазерных принтеров только эти модели рассчитаны на получение до миллиона отпечатков (при правильной эксплуатации). Модель C762 отличается от C760 тем, что может быть доукомплектована цветным сканером и превращена таким образом в многофункциональный аппарат. Кроме того, среди факультативных принадлежностей - устройство для двусторонней печати. Предполагаемая цена C760 и C762 в базовом комплекте поставки - 1300 и 1800 долл. соответственно.

Быстрый монохромный лазерный принтер T430

Среди других представленных новинок - монохромный лазерный принтер для малых и средних рабочих групп Lexmark T430. Его производительность составляет 30 стр./мин при истинном разрешении 1200x1200 dpi. Максимальная ежемесячная нагрузка - 65 тыс. страниц, картридж повышенной емкости рассчитан на вывод 12 тыс. страниц. После отправки задания на печать первая страница выходит из принтера через 8 с. Ориентировочная цена базовой модели T430 - 550 долл. Оснащение принтера дуплексным устройством удорожает его на 100, а если добавить еще и сетевой адаптер, то на 300 долл. Кроме того, компания предлагает адаптер для беспроводной печати стандарта 802.11g по цене 250 долл.

Многофункциональное устройство X7170

Разумеется, не осталась без новинок и активно развивающаяся ныне сфера многофункциональных устройств. Предназначенная для малого и среднего бизнеса модель X7170 представляет собой симбиоз факса, сканера, копира и струйного принтера. По умолчанию это четырехцветный аппарат, но имеется возможность установки и шестицветного картриджа. Печатающий механизм обеспечивает разрешение до 4800x x1200 dpi при ежемесячной нагрузке 5 тыс. страниц. Планшетный сканер с CCD-датчиком имеет оптическое разрешение 1200x4800 dpi при 48-разрядном внутреннем представлении цвета. Аппарат оснащен устройством автоподачи листовых документов для автономного копирования. Факс-машина работает в монохромном и цветном режимах, встроенный модем рассчитан на скорость 33,6 кбит/с. Ориентировочная цена X7170 - 250 долл.

Версия для печати