АНАЛИТИКА

Бум в области мобильных технологий продолжается, охватывая все более широкий круг аспектов повседневной жизни людей и отраслей экономики. Чтобы не быть голословными, мы намерены регулярно знакомить вас с последними исследованиями известных мировых аналитических агентств в этой области.

WiMAX пока не будет конкурировать с Wi-Fi

Во всяком случае в период до 2007 г., считают аналитики ABI Research (www.abiresearch.com). Они рисуют картину, согласно которой WiMAX и Wi-Fi будут мирно сосуществовать еще несколько лет: ноутбуки со встроенным Wi-Fi обеспечат связь с хотспотами, а те будут соединяться с магистральным Интернетом по широкополосной технологии WiMAX. Ситуация начнет меняться с середины 2006-го, когда Intel выпустит первые чипсеты, поддерживающие 802.16e, мобильную версию WiMAX, после чего ими будут оснащать мобильные компьютеры. Надо отметить, что в исследовании ABI Research не рассмотрены технологии широкополосного беспроводного доступа, альтернативные WiMAX.

Корпоративные WLAN: пользователи хотят, ИТ-менеджеры побаиваются

Данные исследования JupiterResearch (www.jupiterresearch.com) в очередной раз продемонстрировали, что недостаточная информационная безопасность остается главным фактором, ограничивающим применение беспроводных сетей (WLAN) в корпоративном секторе (примерно половина опрошенных американских компаний назвала безопасность основной проблемой беспроводных сетей), и очень немногие крупные предприятия смогли решить эту проблему. Тем не менее примерно 84% предприятий из числа тех, что внедрили WLAN, пока не испытывают реальных трудностей в связи с подобной угрозой (вам это не напоминает "перегретую" ситуацию с пресловутой проблемой смены формата даты в 2000-м?). И все же такие сети пробивают себе дорогу в среде бизнеса - их в первую очередь требуют устанавливать конечные пользователи. Компании же видят и экономические преимущества WLAN по сравнению с проводными сетями. Статистика такова: на сегодняшний день лишь 6% крупных и средних американских предприятий обеспечивают беспроводным доступом свыше 90% своих работников. Ожидается, что в следующем году их доля вырастет до 22%. И главное для ИТ-рынка - неуклонно растут корпоративные бюджеты на WLAN.

Рынок хотспотов вступает в фазу зрелости

По оценкам аналитиков In-Stat/MDR (www.instat.com), рынок хотспотов демонстрирует высокие темпы роста по всем показателям: количеству игроков, географическому охвату, числу пользователей и доходам от предоставления беспроводных сервисов. Ожидается, что во всем мире к 2008 г. общедоступных точек беспроводного доступа будет развернуто более 200 000 (к нынешнему году их установлено 43 850). Главными пользователями хотспотов останутся бизнесмены с ноутбуками, но эксперты предсказывают рост применения в качестве устройств доступа карманных компьютеров в ближайшие полтора года. Другая важная тенденция - беспроводная голосовая IP-связь (VoIP), уже предоставляемая некоторыми сервис-провайдерами, привлечет заметное количество потенциальных пользователей хотспотов. Кафе и рестораны останутся наиболее многочисленными местами развертывания точек беспроводного доступа, отели также будут активно продвигать новую технологию. С географической точки зрения лидером рынка выступает Южная Корея, где сейчас находится более половины всех хотспотов Юго-Восточной Азии.

Короткий радиус действия - не помеха

Недавнее исследование ABI Research утверждает, что беспроводная сетевая технология короткого радиуса действия ZigBee начнет быстро завоевывать рынок в 2006 г. Аналитики предсказывают, что продажи ZigBee-совместимой техники в 2005-м составят порядка 1 млн. шт., зато на следующий год они вырастут аж в 80 раз, достигнув рубежа в 80 млн. шт. Дорогу ZigBee проложат индустриальные модели, следом за ними популярными станут и потребительские устройства для домашних сетей. Технология ZigBee основана на пока не утвержденном стандарте 802.15.4, и именно его ратификация в 2006 г. и приведет к стремительному росту продаж.

Аналитики из ABI Research также изучили перспективы применения UWB - технологии ультраширокополосного беспроводного доступа. Как известно, UWB - нишевая технология, обеспечивающая беспроводную связь на расстояниях 5-10 м между системами. Она позиционируется как альтернатива кабельным соединениям в потребительских (например, домашних) приложениях. Однако аналитики полагают, что у UWB есть хорошая перспектива и в деловой сфере. Эту технологию можно будет эффективно использовать в военном деле для связи ручных устройств на поле боя. Или для передачи информации с установленных на кузове автомобиля датчиков на бортовой компьютер. Для столь разных приложений не требуется единый стандарт, отмечают эксперты.

Европейская медицина строит беспроводную инфраструктуру

По оценкам аналитиков из Frost & Sullivan (http://healthcare.frost.com), беспроводные медицинские приложения пробивают себе дорогу благодаря своей эффективности и продуктивности. В результате рынок таких систем демонстрирует в Европе быстрый рост, отражающий появление технологических новшеств. Беспроводные приложения особенно удачно вписываются в общее направление полной цифровизации систем управления медицинскими изображениями и записями историй болезней пациентов. Эксперты Frost & Sullivan подсчитали, что в 2003 г. объем европейского рынка медицинских беспроводных приложений составил 98,2 млн. долл., а в 2008-м он достигнет 445,8 млн. долл. Аналитики отмечают, что успех беспроводных технологий прямо зависит от общего уровня ИТ-инфраструктуры медицинских учреждений. В качестве необходимого условия быстрого возврата инвестиций в эти технологии называют широкое распространение высокотехнологических больничных информационных систем по всей Европе. Этому способствует Еврокомиссия, вместе с правительствами стран континента активно помогающая модернизировать существующую ИТ-инфраструктуру и внедрять самые современные технологии, включая электронные истории болезней и э-карты здоровья. А перед поставщиками беспроводных решений стоит задача интеграции своих продуктов с имеющимися и перспективными больничными ИС. Особое внимание уделяется специальному направлению мобильных медицинских устройств, обеспечивающих медикам доступ к базам данных и историям болезней из любого места. Их применение позволяет не только централизовать хранение критически важной медицинской информации, но также упростить документооборот и коммуникации между врачами, пациентами и плательщиками (страховыми организациями). Аналитики отмечают, что в европейском здравоохранении доминирует процесс внедрения технологических инноваций, ранее опробованных в США. Тем не менее ИТ-компании (беспроводные в том числе) Старого Света пытаются отвоевать свою долю рынка, пользуясь, в частности, желанием американцев сотрудничать с ними.

КПК в руках врача - это нормально

Американский поставщик информации для медиков фирма Epocrates (www.epocrates.com) опросила свыше 400 педиатров на тему использования в их практике карманных компьютеров. Большинство врачей-респондентов, применяющих КПК, утверждают, что эти компактные компьютеры реально помогают повысить качество обслуживания пациентов. Так, 80% считают, что оперативный доступ к важной информации, содержащейся в ручном устройстве, повышает безопасность лечения, а две трети видят в КПК инструмент снижения потенциального риска врачебной ошибки. Оказалось, что три четверти врачей обращаются к карманному помощнику свыше шести раз в день, в основном запрашивая данные о лекарствах.

Версия для печати