КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Opsware готова помочь в автоматизации

Фирма Opsware (www.opsware.com), до недавнего времени носившая название Loudcloud, продолжает переход от оказания услуг к производству программного обеспечения. Сейчас она пытается застолбить за собой участок на золотом поле утилитарных вычислений. Не прошло и двух лет после продажи бизнеса услуг корпорации Electronic Data Systems (которая, кстати, и сейчас остается самым крупным клиентом Opsware), а фирма уже предлагает программные средства распределения серверных ресурсов и управления изменениями для центров обработки данных. Встретившись недавно со старшим редактором eWeek Паулой Мусич, основатель Opsware Марк Андрисен поделился своими мыслями относительно утилитарных вычислений и состояния автоматизации в большинстве компаний ИТ.

Марк Андрисен придерживается прагматичного подхода

eWeek: Как бы вы охарактеризовали сегодняшние вычислительные центры и уровень автоматизации в них?

Марк Андрисен: Их нынешнее состояние я бы назвал хаотичным и неуправляемым, а уровень автоматизации - минимальным. Многие проблемы сегодняшнего дня тесно переплетены с самой историей компьютеризации за последние три десятка лет. В 1950 г. в мире было всего 5 мэйнфреймов, к середине 70-х действовало уже несколько тысяч серверов, а сегодня их число превысило 28 млн. Рост прямо-таки невероятный. При этом большинство компаний на протяжении последнего десятилетия шло по собственному пути развития. Даже в крупных корпорациях, в которых раньше количество серверов исчислялось сотнями, сейчас их десятки тысяч.

Компании понимают, что контроль утрачен. Мы постоянно слышим о новых и новых слабых местах в системе безопасности, а чтобы устранить их в большой организации, нужно наложить "заплаты" на 20 тыс. машин. Как можно охватить все это, не говоря уж о решении других насущных задач? На обслуживание наличного парка сегодня уходит от 70 до 80% бюджета, а новым приложениям достаются крохи.

eWeek: Сейчас много говорят об утилитарности или автономности вычислительных процессов. Насколько далеки от этой цели в массе своей сегодняшние вычислительные центры? Не больше ли здесь слов, чем дела?

"Идея автономных вычислений мне кажется... просто шумихой. Компьютеры должны обладать искусственным интеллектом, а до этого еще далеко".

М. А.: Идея автономных вычислений мне кажется бессмыслицей, просто шумихой, которую подняла главным образом IBM. Чтобы перейти на полное самообслуживание, компьютеры должны обладать искусственным интеллектом, а до этого еще далеко. Нечто подобное, может быть, и произойдет, но лет этак через тридцать, а то и через все сто, когда компьютеры станут умнее нас.

Пока же отрасль движется в другом направлении. Справляться с компьютерами становится все сложнее. На то, что машины смогут обходиться собственными силами, рассчитывать не приходится. Мы же предпочитаем прагматический подход. Если вокруг хаос, то с чего начинать систематизацию и структурирование? С какой стороны подступиться к автоматизации, чтобы добиться максимально возможного результата? Там, где процессом управляют люди, особой нужды в очень умных архитекторах нет. Но в то же время компании стремятся автоматизировать как можно больше ручного труда. Мы считаем такой подход вполне практичным, так как он приносит нужные результаты - помогает снижать цены, ускоряет обновление и намного повышает качество продукции.

eWeek: Что должно произойти, чтобы пользователи поверили в утилитарные вычисления?

М. А.: Автономных вычислительных систем им придется дожидаться долгие годы. А модель утилитарных вычислений можно брать на вооружение, как только они будут полностью автоматизированы. Похоже, что взгляд людей становится все более прагматичным. Часто можно слышать: "Пора кончать с проблемой бесконечных заплат", "Надоело тратить 70-80% бюджета на обслуживание вместо развития", "О каком качестве можно говорить, если после любого изменения кода все рушится, а потом систему приходится восстанавливать по трое суток?".

Многие уже сегодня сталкиваются с подобными проблемами, а те, кто этого еще не испытал на себе, обязательно почувствуют их в ближайшие год-два. Развиваться, не имея полного контроля над ситуацией, просто невозможно.

eWeek: Вам не кажется, что альтернативные инициативы - ресурсы по требованию, адаптивное предприятие, N1 и другие - только вносят путаницу в планы корпоративных ИТ?

М. А.: Если они продуманы, - нет. Но чаще всего мы видим рекламную шумиху, и люди это понимают. Они развертывают массу серверов Linux и Microsoft на процессорах Intel и AMD. Они широко используют Java и .Net. Они создают все новые Web-сайты и устанавливают все новые заплаты. Мы же стремимся помочь людям разобраться в этих маркетинговых дебрях и открыть им глаза: хотите этого - делайте, но лучше бы сосредоточиться на реальных проблемах, которые необходимо решать.

eWeek: А как можно оценить успех проекта по внедрению утилитарных вычислений на предприятии?

М. А.: Только долларом. Есть четкие показатели, например количество администраторов в расчете на одну машину. Если модель не позволяет каждому администратору обслуживать 80-100 машин, значит, она неэффективна. Пока же человек в силах справиться с 15, максимум - с 20 машинами.

Версия для печати