ВЫСТАВКИ

Когда Карамзина, находившегося за границей, спросили, как там в России, он ответил одним словом: "Воруют". Ситуация за прошедшие столетия в этом отношении изменилась мало. Только теперь с воровством борются не плахой, а с помощью ИТ-технологий. Не оказался исключением и очень модный и весьма дорогой горнолыжный спорт. Новинки отечественных технологий для борьбы с кражами в этой области были показаны в Гостином Дворе, где с 4 по 6 ноября прошел XI Московский международный лыжный салон.

Как и всякий вид спорта, горнолыжный имеет свои особенности. Первая такова: это курортный спорт с развитой или развивающейся инфраструктурой. Вторая: право пользоваться значительной частью этой самой инфраструктуры, включая подъемники и прокат снаряжения лыжников, предоставляется за деньги. Для владельцев курортов очень важно сократить количество "зайцев" до минимума и одновременно перекрыть дороги "левым" деньгам, которые нередко стремятся получать служащие.

Вот для решения этих двух основных задач как раз и пригодились отечественные разработки в области ИТ. Так, московская компания ISD (Information System Design, www.skipark.ru) предложила несколько контрольно-пропускных систем для горнолыжных курортов и аквапарков. Надо сказать, что на Западе существуют аналогичные решения, но они дороже и рассчитаны на менталитет местных жуликов. У нас, как всегда, есть свои нюансы, которые и учтены в продуктах ISD.

Один из них, под названием СКИПАРК, обеспечивает контролируемый доступ только на оплаченные клиентом подъемники и расчет за услуги, предоставляемые администрацией горнолыжного курорта. При этом на территории платных зон нет персонала, оперирующего наличными. Билетом на подъемник может быть бесконтактная микропроцессорная карта, брелок или специальные часы со встроенным чипом (продажа таких часов - самостоятельный и прибыльный бизнес).

Помимо пропуска на подъемник эти устройства дают возможность входа на автостоянку и пользования прокатным снаряжением, служат ключом от шкафчика в раздевалке, клубной картой и электронным кошельком. Вся необходимая информация записывается на микрочипе при оплате заказа в кассе. Она поступает в интегрированную систему и формирует единые счета клиента и горнолыжного комплекса. Последнее важно для руководства, которое может быть в курсе всех финансовых поступлений и затрат и при этом видеть, что более прибыльно, а что - менее, где появились узкие места и т. д.

Другая система - Suxess -автоматизирует прокат оборудования. Она выполняет 11 функций, в том числе регистрацию возврата, позволяющую вести гибкую тарифную политику и систему скидок. Благодаря интеграции этой системы с парковкой в качестве залога можно использовать даже автомашину (!). Носителями служат бесконтактные теги, монтируемые внутрь оборудования, выдаваемого напрокат. А такие лидеры рынка горнолыжного снаряжения, как Atomic, уже начали устанавливать теги в лыжи на стадии производства. Антенны дальнего действия, стоящие перед турникетами к подъемникам, блокируют проход лыжника, если тот не оплатил прокат оборудования или пытается похитить его.

Обе описанные системы уже работают на 15 отечественных горнолыжных курортах.

Компания "ДатаКрат" из Екатеринбурга (www.datakrat.ru) представила на лыжном салоне платежно-пропускную систему СКИ-БАРС на основе бесконтактных пластиковых карт. Как и система фирмы ISD, она обеспечивает автоматизированный контроль платного доступа на подъемники, а также реализацию сопутствующих товаров и разного вида скидок. Название программного модуля СКИ-БАРС ПРОКАТ говорит само за себя. Как показывают официальные данные горнолыжного центра "Губаха", внедрение всей системы СКИ-БАРС позволило увеличить дневную денежную выручку на 30%.

Пребывание зимой в горах и сам горнолыжный спорт всегда таят в себе большие риски. Поэтому здесь нужна хорошая связь и точное определение своего местоположения. А поскольку у нас на многих горных курортах сотовые телефоны не работают, там всегда желательно иметь с собой радиостанцию и GPS-приемник. К сожалению, подобное оборудование, пользование которым не требует лицензии, в России практически не производится. Учитывая это обстоятельство, компания "Компас-Р" (www.compas-r.ru) представила на лыжном салоне продукцию фирмы Roger - радиостанции моделей КР-11, 12, 13 и 21, а также GPS-приемники, в том числе сравнительно дешевые (по цене $119), без экрана и работающие только в паре с компьютерами.

Что касается радиостанций, то они относятся к классу LPD (Low Power Device) и имеют разрешение ГКРЧ для работы в диапазонах 433, 075-434 и 750 МГц. Это влаго-, пыленепроницаемые и легкие (масса без батарей - от 98 до 115 г) устройства. У них у всех по 69 каналов связи дальностью до 3 км, а цена без аксессуаров колеблется от 79 до 125 долл. за пару радиостанций.

Версия для печати