ДИСКУССИИ

11 ноября в Театральном центре на Страстном бульваре прошел форум "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", устроителями которого выступили компания КРОК, Российская ассоциация менеджеров и группа компаний "РосБизнесКонсалтинг". Руководители ИТ-подразделений, CIO (Chief Information Officer) крупнейших корпоративных организаций России, представители органов государственного управления, аналитики и эксперты отрасли обсуждали вопросы создания, поддержки и развития корпоративных информационных систем (ИС).

Региональный менеджер по России, Украине и Центральной Азии международной исследовательской компании IDC Роберт Фариш, выступивший с анализом российского ИТ-рынка, отметил, что, по мнению IDC, информационные технологии становятся приоритетным направлением в деятельности российского правительства. Однако коррупция, ограничивающая доступ общества к информации, оказывает сильное негативное влияние на развитие ИТ в стране. Именно по этой причине Россия занимает 41-е место в рейтинге IDC, составленном в результате анализа внедрения и использования ИТ в 53 странах мира. Роберт Фариш отметил также, что приоритет в развитии ИТ-рынка смещается в сторону мобильных средств, растет доля ПО и услуг в общем его объеме. Основными задачами, на которых концентрируется ИТ-рынок, являются инфраструктурные вопросы (построение сетей, серверных инфраструктур, сетей и устройств хранения данных) и аутсорсинг ИТ-услуг.

Консолидация или распределение

Форум проходил в формате открытой дискуссии. Одна из главных тем, предложенная организаторами к обсуждению, - оптимальная ИТ-инфраструктура крупной, средней, государственной или частной организаций. Какой ей следует быть - централизованной, распределенной или возможен некий компромисс между этими крайними моделями? Факторы, под влиянием которых формируется ИТ-инфраструктура предприятия любого масштаба, - это быстрый рост объема обрабатываемой информации, использование разнородных приложений и серверов, необходимость защиты данных и пр. Как преодолеть ее разрозненность, обеспечить консолидацию данных, приложений? Опрос IDC показал, что мотивирующими моментами для консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия являются уменьшение стоимости владения, повышение производительности труда и простота управления информационными системами. Сопутствует этому необходимость перехода на новые технологии. Практика компании КРОК показала, что консолидированная структура лучше управляется, у нее есть четкий путь развития, более эффективно используются ИТ-ресурсы (процессоры, дисковое пространство и пр.). Бизнес-подразделения как аргумент в пользу консолидации выдвигают оптимизацию инвестиций в ИТ как на этапе создания, так и при эксплуатации. Из обособленного инструмента ИТ-инфраструктура все больше превращается в составную часть основного бизнеса компании, а ее стоимость напрямую начинает влиять на себестоимость продукции.

Распределенная ИС также имеет свои преимущества и важна для предприятий с широким региональным присутствием, для государственных структур, которые занимаются социальными вопросами, для добывающих отраслей и энергетики. Она позволяет вести обработку данных и детальный учет на местах, обеспечивает резервирование и, следовательно, бо/льшую сохранность данных в случае аварий и техногенных катастроф, криминальных актов и ошибок пользователей.

Представитель Таможенного комитета РФ рассказал о построении ИТ-инфраструктуры Федеральной таможенной службы России. Начальным ее этапом стала установка АРМов таможенных инспекторов для сбора информации, которая затем была консолидирована в БД в главном информационном вычислительном центре в Москве. В настоящее время решается задача использования хранимой информации для мониторинга таможенной деятельности, автоматизации управления процессами по всей территории страны. Ее планируется завершить к 2008 г. Создано 7 вычислительных центров в федеральных округах, подключенных к главному центру по выделенным цифровым каналам. 152 таможни подключены к вычислительным центрам по региональному управлению, 693 таможенных поста - к своим таможням.

Недостаток квалифицированного персонала при большом числе вакансий - одна из проблем развития ИТ-инфраструктуры Федеральной таможенной службы. Функциональные подразделения постоянно недовольны качеством информационных услуг, не хватает специалистов, способных грамотно поддерживать ИС. Бизнес-процессы, регламентированные законодательным образом, изменяются быстрее, чем вносятся поправки в прикладное ПО. Кроме того, и сами пользователи слабо подготовлены к работе с новыми технологиями. Отсутствуют единые стандарты оказания услуг. Создаваемая ИТ-инфраструктура, по словам представителя Таможенного комитета, позволит потребителям таможенных услуг как можно реже встречаться с таможенниками: все решения станут приниматься на основе предварительно полученной информации от участников таможенного процесса и партнеров таможенной службы, что лишит инспекторов возможности манипулировать законом, уменьшит коррупцию.

По мнению одного из менеджеров компании EMC, в каждой крупной корпорации одновременно идут процессы консолидации вычислительных ресурсов и их распределения. Однако не всегда есть четкое понимание, какие результаты принесет то или иное решение. Предлагаемый EMC подход для крупных компаний таков: данные должны проходить первичную обработку как можно ближе к месту их создания с последующей передачей необходимой для дальнейшего использования информации в центральную БД. Определяющей при создании ИТ-инфраструктуры является модель бизнеса, а ИТ - это средство для достижения целей организации. В соответствии с бизнес-моделью строится информационная модель предприятия, определяется степень ее централизации.

В ряде случаев ИТ-сервисы не обладают той гибкостью, которой требует обслуживаемый ими бизнес. Поэтому при развитии и тем более при начальном построении данных сервисов важно правильно определить, какие их них должны оказываться централизованно, а какие носить распределенный характер. Так, в МДМ-банке централизовано управление рисками: независимо от места совершения кредитной банковской операции окончательная оценка риска автоматизирована и производится в одном центре.

Подводя итоги дискуссии, представитель КРОКа резюмировал, что как распределенные, так и централизованные архитектурные решения для ИС имеют свои достоинства и недостатки. Важно правильно их применять. ИТ и бизнес компании взаимно стимулируют развитие друг друга, и для гармоничности их взаимодействия необходимо еще, чтобы CIO - лицо, принимающее такое решение, - входило в состав совета директоров.

Другая дискуссия, предложенная организаторами форума, - "Целесообразность создания единой или распределенной системы управления ИТ-инфраструктурой", - по существу продолжила предыдущую. Комментарием к теме стали выступления представителей ряда компаний, поделившихся своим опытом организации ИС. Так, генеральный директор ГВЦ РАО ЕЭС РФ Евгений Аксенов сообщил, что действующая система имеет много унаследованных процессов и сильно децентрализованную структуру. Задача центра - подготовить стандарты ИТ-инфраструктуры отрасли как тематического (структура и состав информации), так и технологического уровня, определить основных поставщиков информационного обеспечения.

Аутсорсинг ИТ-сервисов

По прогнозам IDC, в ближайшие три года аутсорсинг станет лидирующим направлением развития ИТ-рынка. Причины, вынуждающие предприятие идти на аутсорсинг, могут быть как финансовыми, так и обусловленными интересами собственно бизнеса (повышение эффективности процессов и качества сервиса, концентрация на бизнес-целях). Слабым местом аутсорсинга являются риски, связанные с конфиденциальностью, надежностью и пр. Наиболее распространенный на практике вид аутсорсинга - выборочный, когда только часть функций передается для выполнения сторонней организации. Кроме него известны полный ИТ-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов.

Какой сервис стоит отдавать на аутсорсинг? Модель принятия подобного решения, основанная на мировой практике, советует учитывать важность сервиса с точки зрения бизнеса и его внутреннюю эффективность. В соответствии с ней аутсорсингу подлежат малоэффективные и наименее критичные для бизнеса компании ИТ-сервисы. Включившиеся в обсуждение этого вопроса участники форума рассказали об используемых ими формах.

Так, Альфа-банк ведет в режиме аутсорсинга разработку прикладных программ, в ближайшем будущем планирует таким образом вести и тестирование ПО. Инвестиционная компания "Ренессанс-Капитал" осуществляет торговые операции на рынке ценных бумаг в режиме реального времени и практикует аутсорсинг в части технической поддержки.

ИТ-департамент системы ресторанов McDonalds обслуживает 121 предприятие, каждое из них подключено к центральному офису. Компания отдала на аутсорсинг обслуживание компьютерно-кассовых систем, разработку и хостинг Web-приложений, обучение сотрудников работе с приложениями. Планируется передача на аутсорсинг расчета зарплаты, системы администрирования и поддержки пользователей, поддержки финансовой системы.

HP, сама предлагающая обслуживание по модели аутсорсинга, в свою очередь тоже пользуется подобными услугами, в частности, центров разработки ПО и аппаратного обеспечения в Индии и Китае. Часть разработок планируется отдать на аутсорсинг и в Россию. Вопросы тестирования, расчета заработной платы также переданы на выполнение сторонним организациям.

Совсем иначе относятся к этой форме обслуживания государственные учреждения нашей страны. Основным препятствием для развития аутсорсинга здесь, по мнению начальника управления ИТ российского Фонда федерального имущества Александра Москвина, является ментальность, повышенная чувствительность к изменению численности сотрудников и информационной безопасности. Передача каких-либо функций сторонней организации ведет, как правило, к сокращению собственного штата и создает обстановку внутренней нестабильности. Стремление любого чиновника во время административной реформы - увеличить свой штат. Поэтому предложения об аутсорсинге наталкиваются по меньшей мере на непонимание. Госучреждения отличаются крайне низкой эффективностью и нестабильностью бизнес-процессов, что оказывает влияние на работу поддерживающих функций, к которым относятся ИТ. Однако объективная реальность, необходимость обрабатывать все больший объем информации заставляют ИТ-подразделения госучреждений прибегать к аутсорсингу как средству повышения производительности труда. Другие побудительные моменты - необходимость повышения качества услуг, а также потребность в независимой экспертизе.

В заключение можно констатировать, что прошедший форум стал площадкой для открытого обмена опытом построения ИС между профессиональными CIO России.

Версия для печати