ЖИЗНЬ

Несколько слов в защиту спама

В последнее время степень раздражения пользователей электронной почты, вызываемого спамом, растет буквально на глазах. В общем-то этому не приходится удивляться, поскольку объемы его быстро увеличиваются и человек, открывающий утром почтовую программу, начинает испытывать примерно те же эмоции, что и горожанин, на которого каждый раз при выходе из подъезда кто-то безликий вываливает сверху ведро с мусором. Справедливый гнев по поводу "центров американского английского" и бригад грузчиков, готовых все разгрузить прямо через Интернет, просится наружу. ИТ-сообщество неустанно разрабатывает все новые способы "удушения" спама, раз уж нельзя сделать то же самое с его распространителями, а спамеры в свою очередь изобретают пути обхода различных программных фильтров и барьеров. Процесс все больше приобретает характер гонки вооружений по принципу "снаряд - броня", идущей с переменным успехом.

Лишенные тщеславия распространители спама статей не пишут, стремясь не к славе, а к деньгам. Борцы же с электронной заразой обрисовывают ситуацию как противостояние Добра и Зла, требуя войны до полного уничтожения. Им явно не хватает философского отношения к проблеме, способности взглянуть на вещи шире, учесть исторический опыт. Ведь когда китайцы во времена культурной революции перебили ради спасения урожая расплодившихся воробьев, его сожрали размножившиеся в результате этого гусеницы. В ядерной физике неуемное стремление к научной истине и техническому прогрессу породило атомную бомбу. Наверняка спам не последний и не самый ужасный побочный эффект развития информационных технологий.

К тому же справедливости ради надо отметить, что в том мусоре, который ежедневно сыплется на голову пользователя электронной почты, попадаются, образно говоря, обрывки газет с интересными заметками. Нынешнее поколение, привязанное к компьютеру, как каторжник к ядру, проводит большую часть времени, глядя на монитор, а не в окно, и постепенно теряет связь с реальной жизнью. А спам повышает культурный уровень (сообщая о новых театральных премьерах), позволяет быть в курсе городских проблем (откуда еще узнаешь, что в Москве стаями бегают бродячие собаки, как не из рекламы ультразвуковых средств для их отпугивания), наконец, будит творческую мысль. Фактически он играет ту же роль, что и герценовский "Колокол", разбудивший в свое время народовольцев, и заставляет вдумчивого получателя озаботиться проблемами, обычно его не интересующими, способствует размышлениям глубоким и плодотворным.

Поясним это утверждение на конкретном примере.

О пользе корпоративной культуры

Существенную часть рекламной электронной рассылки составляют приглашения на различные конференции, курсы, семинары и тренинги. Наиболее любопытна здесь тема корпоративной культуры (КК). Менеджеры, обладающие целым списком титулов, преподаватели гуманитарных вузов со степенями, а также "международные тренеры-консультанты" наперебой предлагают (за приличные деньги) руководителям предприятий и подразделений свои услуги по разъяснению того, почему КК служит важным инструментом управления, повышения производительности труда, получения прибыли и достижения победы в конкурентной борьбе. Более того, оказывается, что отсутствие КК прямо ведет к краху организации. Использование массы терминов типа "корпоративная диагностика", "уровень позитивности коммуникации в компании", "фокус-группы", "морфологический ящик" и т. п. создает у непрофессионала смешанное ощущение тонкости и некоторой болезненности затрагиваемой субстанции. Надо отметить, что понятия корпоративного климата и культуры разделяются, причем климат предполагается изначально существующим, а культура, как правило, требует формирования и развития. Вопрос о том, наличествует ли вообще КК в российских корпорациях, остается, несмотря на все разъяснения, не до конца ясным. Понятно только, что если хотя бы четверть того, что излагают специалисты по КК, является правдой, то российское правительство делает трагическую ошибку, пытаясь поднять экономику административными методами вместо того, чтобы навалиться на формирование корпоративной культуры.

Можно констатировать, что именно спам заставил многих ИТ-специалистов (ИТСов), размышляющих о корпоративной культуре не чаще, чем о сельском хозяйстве, впервые осознать взаимосвязь КК и ИТ, попытаться понять, ощущают ли они в себе корпоративный дух. Ценность обобщения такого рода раздумий состоит в том, что если внедрение КК удобнее осуществлять сверху, то оценить ее уровень в любой компании правильнее снизу, ибо, как показывает практика, чем выше пост должностного лица, тем менее он представляет себе реальные настроения персонала.

О постановке задачи

На первый взгляд рассмотрение проблемы КК лишь в комбинации с ИТ несколько ограничивает предметную область исследования. Но так ли это?

Общеизвестно, что КК может развиться только при достижении организацией определенного материального уровня. К признакам такого уровня относятся обязательное наличие в туалетных комнатах жидкого мыла с бумажными полотенцами, ношение галстуков сотрудниками и отсутствие несимпатичных секретарш в приемных у руководства. Однако компания, финансовое положение которой позволяет ей покупать жидкое мыло, не может обойтись и без компьютеров. Одно вытекает из другого. А значит, в ней существует если не ИТ-департамент, то ИТ-отдел. Следовательно, наличие ИТСов можно считать необходимым (но, следует признать, все же не достаточным) условием для зарождения КК. Кроме того, дедуктивный метод замечательно работает в детективах, а в научных исследованиях подобного рода предпочтительна индукция (т. е. переход от частного к общему). И, наконец, надо иметь в виду, что ИТСы, которые в силу профессиональных наклонностей стремятся к ясности во всем, являются самым "слабым звеном" любой организации в плане насаждения чего-либо аморфного и расплывчатого. Иначе говоря, если КК удается привить ИТ-департаменту, то с другими подразделениями сложностей уже не возникает: это ключ к успеху. Таким образом, наиболее результативный подход к проблеме состоит в рассмотрении ее именно с позиции рядового ИТСа.

О трудностях в формировании КК

Каковы наиболее характерные черты развитой корпоративной культуры? Это единство целей, взглядов, принципов работы, ощущение себя каждым как части единого целого. А оно, это единение, может базироваться лишь на определенном взаимном уважении как "по горизонтали" - между подразделениями корпорации, так и "по вертикали", т. е. между персоналом и руководством. Жизнеспособность компании, добившейся хороших результатов в этом плане, можно сравнить с живучестью лишайника, представляющего собой идеальный симбиоз гриба и водоросли и растущего даже на камнях.

Важную роль здесь играют национальные особенности. Лучше всего японцам, у которых заложенный на генном уровне коллективизм автоматически трансформируется в восприятие корпорации как большой семьи, а почитание старших превращается в незыблемую веру в мудрость руководства. Американцы заслуживают похвалы за то, что ради сугубо индивидуальной карьеры готовы искренне проникнуться командным духом. Немцам помогают врожденная любовь к порядку и уважение к начальству. К сожалению, широта русской души с трудом втискивается в корпоративные рамки, а проклятая привычка все подвергать сомнению, доставшаяся в наследство от старой интеллигенции, попросту подтачивает фундамент КК. Остановимся на наиболее одиозных моментах такого рода.

1. О миссии компании В последнее время у самых разных российских организаций стало модным в качестве обязательного элемента КК формулировать свою "миссию", не ограничиваясь мелочными девизами и слоганами. Но западные компании подразумевают под имеющейся у них "mission" цель, задачу, предназначение, а российские придают этому атрибуту глобальный характер. Налицо эффект "ложного друга переводчика". В результате второразрядный банк, объявляющий своей миссией благосостояние населения в целом, в то время как на самом деле его сверхзадача - всего лишь не обанкротиться, выглядит нелепо. Конечно, какой-нибудь нефтяной концерн мог бы выступить под лозунгом "Выкачать досуха всю нефть Сибири!", и это в национальном, географическом и экологическом смысле вполне тянуло бы на "миссию", но такой случай - редкое исключение. Само наличие "миссии", вызывающее обычно насмешки как вне, так и внутри компании, не способствует поднятию корпоративного духа и является показателем низкого уровня КК.

2. Об общности менеджеров и ИТСов Две категории сотрудников компании, испытывающие наибольшие психологические трудности во взаимодействии, - это менеджеры и ИТСы. Беда в том, что статус менеджера, как самой прогрессивной и светлой фигуры российского капитализма, все еще недостаточно высок. Его надо укреплять уже на стадии обучения, на что справедливо указали недавно министру образования представители крупного бизнеса при обсуждении вопросов реформирования высшей школы. Одновременно следует признать ошибочным имеющее место отождествление ИТСов с ИТРами советских времен. В настоящее время менеджеры относятся к ИТСам в общем терпимо, считая их людьми небесполезными для обслуживания техники, но, конечно, ограниченными и неспособными делать самое главное - деньги. ИТСы, со своей стороны, воспринимают менеджерские таланты как искусство игрока в покер: живости ума это, может, и требует, но в основе своей никакого созидательного начала не имеет. Максимальной остроты неантогонистические противоречия между ними достигают, например, у некоторых Интернет-провайдеров, где менеджеры коммерческого отдела, заключающие договоры с клиентами, действуют под лозунгом "Произвести продукт может каждый, а вот попробуйте его продать!" и обеспечивают себе существенно большую зарплату, чем у ИТСов. Моральное состояние последних в этой ситуации лучше всего иллюстрирует рисунок из старого учебника истории, изображающий общественное устройство Франции накануне Великой революции: согнутый над мотыгой крестьянин исподлобья смотрит на взгромоздившихся ему на плечи представителей дворянства и духовенства. Так что надо признать, что достижение если не уважения, то хотя бы взаимопонимания между этими категориями персонала - задача на сегодняшний день не из легких.

3. О единстве взглядов ИТ-директоров и ИТ-департаментов Руководитель ИТ-департамента является по сути менеджером, причем таким, которому ИТСам приходится непосредственно подчиняться. А это (см. предыдущий абзац) неизбежно ведет к разного рода шероховатостям в общении. То есть если ИТ-директор склонен прислушиваться к профессиональному мнению подчиненных и принимает оптимальные (в технологическом смысле) управленческие решения, то ему полностью прощается стиль деловой жизни, состоящей из заседаний, презентаций, переговоров и банкетов. Однако нарисованный образ, как любой идеал, в реальности встречается редко. Несмотря на то что ведущие специалисты ИТ-департамента, как правило, гораздо лучше самого ИТ-директора разбираются в конкретных технических проблемах компании, именно он, как топ-менеджер, принимает и проталкивает судьбоносные решения. Таким образом, единодушие ИТ-директора и сотрудников подчиненного ему департамента вовсе не обязательно является правилом. Довольно часто ИТ-персонал впадает в полное недоумение от решения руководства купить какую-нибудь ненужную дорогостоящую технику или сложную систему типа ERP (в условиях, когда автоматизация основных процессов в организации отнюдь не достигла того уровня, чтобы стало рентабельным ее использование). В таких ситуациях, чреватых длительным, мучительным и малопродуктивным внедрением, ИТСы перестают разделять проводимый "стратегический курс" и их вера в общекорпоративные ценности блекнет прямо на глазах.

Интересно отметить, что если в западной корпорации ИТ-директор, с размахом осуществивший убыточные финансовые вложения, подрывает свой авторитет и "теряет лицо", то в российском варианте он просто вовремя перебирается в другую компанию, а слава его как "ИТ-лидера" растет пропорционально числу потраченных на ИТ миллионов, примерно как у полководца, знаменитого не победами, а числом своих солдат, положенных в сражениях. И если сравнить восторженные интервью представителей международных фирм по поводу быстро расширяющегося российского рынка продаж самой сложной и дорогостоящей техники и ПО с осторожными отзывами консультантов-аналитиков об эффективности их внедрения (лейтмотивом которых служит фраза "надо же сначала думать, а потом покупать"), то становится ясно, что состояние российских ИТ следует оценивать не по тому, что покупают, а по тому, как используют.

4. О взаимопонимании с руководством Можно сколько угодно говорить о стимулировании сотрудников различными средствами КК, но самым могучим средством по-прежнему остается зарплата. Здесь мы в общем случае наблюдаем классический вариант взаимного недопонимания из-за разности систем координат. Работодатель исходя из того, что рабочая сила в России не должна быть дорогой, сравнивает по старой традиции зарплату своих инженеров с зарплатой врачей и учителей и поражается своей щедрости. ИТС учитывает разницу между реалиями жизни в США и России, делит на соответствующий коэффициент среднюю зарплату аналогичного специалиста там, получает сумму существенно большую, чем здесь*1, и чувствует, что его "дешевизна" плохо согласуется с его квалификацией. Корень зла, по-видимому, состоит в том, что ИТСы через кровеносные сосуды Интернета гораздо глубже интегрированы в мировое сообщество, чем те же врачи и учителя, и сильнее страдают от сравнения.

_____

*1 Забывая при этом, что там треть суммы съедают налоги и еще треть - жилье. - Прим. ред.

Выводы

Что касается спама, то ликвидировать его не удастся никогда. Он напоминает бактерии, передающиеся воздушным путем: чтобы полностью их уничтожить, надо убить все живое. Правильной стратегией, очевидно, является ограничение спама техническими и законодательными средствами до разумных пределов.

Сложнее обстоит дело с корпоративной культурой. Все вышеизложенное позволяет прийти к заключению, что развитие ее на российской почве испытывает серьезные трудности. Более того, пока еще наблюдается определенная несовместимость между КК и ИТ, что, разумеется, говорит не в пользу духовности информационных технологий. Тем не менее, поскольку отказаться от ИТ и свернуть с пути технического прогресса невозможно, следует, вероятно, до лучших времен перестать напрасно тратить деньги на разных тренеров-консультантов по формированию КК. Мы же, в конце концов, не японцы: так ли обязательно иметь вторую семью на стороне?

Версия для печати